Рынок пенного станет прозрачнее

Рынок пенного станет прозрачнее

С 1 октября стартует очередной этап цифровой маркировки пива и слабоалкогольных напитков

В стране процветает незаконная торговля пивоваренной продукцией, что влечет за собой падение объема легальной продукции на рынке, недополучение средств в бюджет и т.д. По оценкам экспертов, только в 2022 году от продажи нелегального пива российский бюджет недосчитался налоговых и акцизных сборов в размере порядка 35 млрд рублей. Из-за высокой доли нелегальной и контрафактной продукции Правительство РФ приняло решение о введении цифровой маркировки на пиво. Согласно поправкам к закону о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции, с 1 апреля 2023-го началась обязательная маркировка пива в кегах, с 1 октября года — в стеклянных и пластиковых бутылках, а с 15 января 2024-го — в алюминиевых банках. В ходе круглого стола «Коммерсантъ Юг России» законодатели, эксперты и участники рынка обсудили, каковы последствия законодательных изменений и как решить проблему нелегального оборота подакцизной продукции.   

Июньская трагедия в Поволжье со смертельными отравлениями некачественным алкоголем сигнализирует, что из-за увеличения доли нелегального рынка остаются высокими риски для общественного здоровья. На федеральном и региональном уровне принимаются меры, чтобы значительно снизить уровень подобной продукции. Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике Артем Кирьянов подчеркнул, что речь идет о сохранении жизни и здоровья россиян, а не только о дополнительных доходах бюджета. «Сотни миллиардов в год, которые остаются в теневой экономике, — заметил эксперт. — Необходимо использовать самые современные методы детенизации экономики, один из которых — маркировка». Депутат отметил, что после введения маркировки сигарет, на этом рынке произошли положительные изменения. Ранее доля контрафакта в табачной отрасли была 15,6%, после введения маркировки эта доля уменьшилась на 25% — до 12,1% по итогам 2022 года. По его мнению, крайне важно было распространить маркировку и на другие подакцизные товары.    

В мае 2023-го Центр развития потребительского рынка экономического факультета МГУ выпустил исследование отечественного рынка пивоваренной продукции. Оно показало, что на рынке доля теневого сегмента составляет от 16% до 22% и основные игроки здесь — точки разливного пива: 80% от общего количества «серых» продавцов. Аналитики долю нелегального бизнеса оценили как высокую и отметили, что только в 10% регионов России власти воспринимают эту проблему как важную и пытаются бороться с ней.

По оценкам руководителя аналитического направления в Центре развития потребительского рынка экономического факультета МГУ Станислава Спектора, во время исследования они насчитали в РФ более 41 тыс. точек реализации пива на розлив. Из них 4 тыс. приходилось на псевдообщепит, где, как правило, пиво продают с различными нарушениями, процветает теневой оборот, — прокомментировал ученый. — Для сравнения, в Ростовской области около 900 точек отпуска разливного пива, на Кубани их 1,1 тыс., а в целом по ЮФО — 2,8 тыс. мест продажи разливного пива и более 500 точек псевдообщепита».

По словам Станислава Спектора, де-юре псевдообщепит подпадает под две формы регулирования: оказание услуг общественного питания и продажа лицензированной продукции. Но по сути это канал не является ни тем, ни другим, уверен эксперт. Поэтому один из ключевых выводов исследователей МГУ — необходимость введения дополнительного регулирования, для этого канала. «Сегодня употребляет алкоголь 65% населения России. Из них 75% пьют разливное пиво, покупая его, как правило, в специализированной рознице и точках псевдообщепита», — объяснил господин Спектор.

Он согласился, что негативные последствия от такой «деятельности» в большей степени затрагивают государство и легальный бизнес. Остро негативных последствий для населения практически не отмечено: ведь в сегменте пива и пивных напитков не было случаев отравления и, тем более, летальных исходов, как в нашумевшей истории с продажами некачественных слабоалкогольных напитков, маскирующихся под пивной напиток и сидр одновременно. «Но пивные теневики не платят акцизы и другие налоги, что чревато для бюджета серьезными потерями. В 2022 году государство недополучило от продажи нелегального пива порядка 35 млрд руб. Простому потребителю сложно понять законное он покупает пиво или нет. В пивных магазинах цены на легальное и нелегальное пиво практически одинаковы. Сегмент до 80 руб. за литр вызывает серьезные сомнения в качестве и законности такой продукции, но ее покупает 15% потребителей пива. Многие из них заявили, что даже если узнают о том, что такое пиво произведено и продается незаконно, все равно будут его покупать», — резюмировал Станислав Спектор.

Александр Шаповалов, управляющий по работе с органами государственной власти и корпоративным отношениям в регионе Юг ООО «Пивоваренная компания “Балтика”», пояснил, что под неучтенной пивоваренной продукцией, прежде всего, понимается та, с которой не уплачен акциз и др. налоги. «Сейчас размер акциза — 25 руб. на литр, — уточнил господин Шаповалов. — Сама по себе такая продукция никакой опасности для здоровья не несет и применительно к ней речь идет только о налоговых преступлениях». По словам Александра Шаповалова, на их рынке крайне редко встречаются подделки под конкретные пивные бренды и нет угрозы безопасности населения, как в случае с другими видами нелегальной слабоалкогольной продукции, но есть неучтенное производство и оборот. «На российском рынке пива высокая конкуренция, — заметил эксперт. — Сейчас в стране зарегистрировано около 2 тыс. производителей. В начале 2000-х их было в 10 раз меньше».

К предпосылкам развития неучтенного оборота пива господин Шаповалов, в первую очередь, отнес сильную зарегулированность отрасли. «За время существования 171-ФЗ в него было внесено более 400 поправок, касающихся вопросов регулирования деятельности на нашем рынке. Из-за этого многим производителям и продавцам кажется, что соблюдения законодательства слишком сложно и дорого. Потому и выбирают работу вне правового поля», — пояснил эксперт.

Другой предпосылкой он считает трехкратный рост акцизов в 2010 году и недостаточность контроля со стороны правоохранителей. Количество торговых «точек» и производителей растет непропорционально возможностям контрольно-надзорных ведомств и, возможно, у них просто не хватает ресурсов, заметил представитель «Балтики». «И еще одна, ключевая предпосылка — постоянный рост цен. Потребитель ищет наиболее оптимальное для себя соотношение цены и качества», — подытожил Александр Шаповалов.

Директор по защите оборота легальной продукции Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Максим Курганский напомнил, что обязательная маркировка, введенная с 1 октября 2023 года, направлена на борьбу с оборотом нелегальной пивоваренной продукции. Потому что, если мы думаем о развитии легального рынка, его поддержке, то должны не запрещать, а грамотно регулировать, делать учет и контроль зав оборотом подакцизной и маркированной продукции прозрачными и эффективными. Тем более, что нам известно много случаев, когда теневых поставщиков запрещают, а они все равно на рынке есть».

Максим Курганский сообщил, что 1 апреля 2023 года в Ростовской области было легально произведено более 12,5 млн литров пива, но никто не знает на самом деле это много или мало, заметил эксперт. «Цифра крутая. С таким показателем донской регион занимает 12 место в России и второе — в ЮФО. Но вот что особенно интересно: когда начинается маркировка, производители дают только приблизительную цифру. Например, когда приступали к маркировке обуви, вставал вопрос: “Сколько у вас в регионе специализированных торговых точек?” И никто не знал точно сколько их. Так что, высокий показатель объема произведенного пива это, конечно, здорово. Однако нужно более детально смотреть на состав самих производителей, и сверять их реальные объемы с теми, по которым они отчитываются. Это позволит понимать, сколько неучтенного пива ездит по стране», — предложил господин Курганский.

Он добавил, что сейчас в регионе есть 42 действующих пивзавода, которые действительно производят в кегах, но неизвестны их объемы (начинают сверяться данные из ЕГАИС и системы «Честный знак», есть соответствующее решение госкомиссии по противодействию незаконному обороту), один производитель в стадии готовности и шесть — производят танковое пиво либо приостановили свою деятельность. Розливом пива в ПЭТ-бутылки в регионе занимаются 12 производителей. 12 уже готовы к маркировке и две в стадии настройки необходимого оборудования. Кстати, для мелких предприятий, разливающих до 300 тыс. литров, действуют льготные программы, связанные с приобретением и настройкой такого оборудования.

«Сейчас, по другим товарным категориям видно, что система работает и результаты есть. Легальные производители эту эффективность видят, — отметил Максим Курганский. — Они готовы совместно с нами, проверяющими и контролирующими структурами, правоохранительными органами вырабатывать новые меры, внедрять дополнительные инструменты, чтобы противодействовать незаконному обороту».   

Реклама 16+

ЗАО «Коммерсантъ» в Ростове-на-Дону»