Основная идея проекта — предложить потребителю экологически чистую рыбу местного производства, вернуть ей популярность, пробудить любовь к локальным продуктам путем возрождения традиций и ознакомления с историей. О том, как воплощается идея и какие трудности возникают при ее реализации, рассказала основатель и руководитель предприятия Ольга Панченко.
Ольга, как возникла идея создать биодинамическое рыбное хозяйство? Был ли у вас до этого опыт в рыбной отрасли?
Не могу сказать, что я долго вынашивала какой-то план. Все началось с того, что после пандемии, находясь в декрете с третьим ребенком, я искала проект для инвестирования и мне предложили заброшенное рыбное хозяйство. У меня не было опыта в АПК, но достаточно большой опыт в бизнесе, поэтому я согласилась. Фактически мы начали создавать новое предприятие на обломках советской инфраструктуры: Северский рыбхоз был основан 36 лет назад приказом Министерства рыбного хозяйства РСФСР Краснодарским объединением рыбной промышленности «Краснодаррыбпром». Но после перестройки со временем предприятие пришло в упадок.
Мы полностью восстановили водоем, построили несколько километров грунтовых дорог, установили ограждения, проложили коммуникации и многое другое. Как многодетной матери мне принципиально важно, чтобы продукты были экологически чистые. Поэтому мы стали создавать условия для такого производства. Очистили водоемы и запустили рыбу для содержания в естественных условиях. Вместо химикатов для борьбы с патологической микрофлорой начали использовать выращенную на нашей территории лаванду — природный антисептик, а для роста фитопланктона — конский навоз. На территории рыбхоза можно увидеть результаты естественного симбиоза, например, гусей и рыбы из водоемов. Переработанная пища гусей, которые находятся у нас на территории в свободном выпасе и очень избирательны к еде, является очень важным и нужным кормом для рыб. Экологически чистая среда благотворно влияет не только на рост рыбы, но и помогает сохранить редкие особи, такие как черный амур, занесенный в Красную книгу РФ, для дальнейшего разведения и сохранения вида. Более того, мы создали условия для обитания и безопасного размножения диких птиц, включая перелетных. И, да, действительно, сегодня мы первое биодинамическое рыбное хозяйство в России.
А может быть, и в Европе, потому что аналогичные компании в нашей отрасли мне не удалось найти.
Показательно, что вы также стали первым предприятием в стране, которое получило сертификат «Органический продукт России» на рыбу, выращенную в ваших прудах. А какую рыбу, кстати, вы выращиваете?
Мы нацелились выращивать именно пресноводную рыбу, обитающую в водоемах Кубани. За все это время запустили в наши пруды несколько десятков тонн рыбы, включая маточные особи — это карп зеркальный и чешуйчатый (сазан), амур, сазан, толстолобик (белый, пестрый и гибридный), щука, судак и др. Пока отлавливаем рыбу для собственных нужд, иногда проводим званые ужины для наших гостей. Сейчас разрабатываем новое меню — это будет кубанская кухня на рыбный лад: фаршированный карпом перец, голубцы из щуки, окрошка из копченого карася.
Многие говорят, мол, карась — сорная рыба. Но для многих жителей Кубани, да и не только, караси — это вкус детства! Люди просто не пробовали вкуснейшие блюда кубанской кухни из карася. Мало кто знает, но самым популярным блюдом на Кубани был борщ с карасями. В нашем хозяйстве, кстати, караси достигают почти килограммового веса, что редкость. И мы хотим, чтобы наша речная кубанская рыба, выращенная в экологически чистых условиях, заняла свое место на полках магазинов рядом с импортной. И я имею в виду не только бутики здорового питания, а главным образом, крупные торговые сети.
Действительно, у потребителя есть негативные ассоциации с пресноводной рыбой: много костей, специфический запах, проблемно чистить. Как вы собираетесь прививать культуру потребления?
Мы не планируем продавать товарную рыбу, мы будем делать полуфабрикаты. Сейчас у нас в разработке находится проект по привлечению дополнительных инвестиций и запуску полноценного рыбоперерабатывающего завода. Конечно, на полки магазинов рыба будет поступать уже в обработанном для потребления виде, без костей. При этом мы планируем выпускать продукты с рецептами. Чтобы потребитель мог купить, например, нашего копченого карася, залить его квасом и сделать шикарную окрошку! Многие откроют для себя речную рыбу в новом прочтении.
Вообще, чтобы привлечь внимание к местной рыбе, мы и создали полноценный агротуристический кластер. Сейчас Северский рыбхоз стал одной из точек притяжения туристов в Краснодарском крае. Многие приезжают к вам ради красивых фотосессий, другие отмечают свадьбы. Нам удалось создать действительно красивую площадку с атмосферными локациями и роскошными видами: белые домики на берегу озера, лавандовые поля, молодые виноградники, лошади и гуси, пасущиеся на лугу. Чистейший воздух и невероятные розовые закаты — все это неповторимая атмосфера Северского рыбхоза. Мы проводим гастрономические ужины с блюдами из нашей рыбы, музыкальные вечера и концерты на открытом воздухе. А в этом году стали финалистами премии Wedding Awards Юг как лучшая загородная площадка для свадьбы.
Каковы дальнейшие планы по развитию туристического направления?
Мы сделаем акцент на истории Кубани. У меня очень глубокие кубанские корни: я знаю свой род с 1793 года, с тех пор, когда мои предки пришли на эти земли из Запорожской сечи. В устоявшемся представлении казаки — это шашка и горилка. А я хочу показать, что наши предки не были какими-то провинциалами, они жили насыщенной светской жизнью, многие были очень образованными, знали несколько языков.
Мы планируем знакомить гостей с историей родного края через гастрономию. Будем приглашать интересных лекторов, историков на наши званые ужины, вечера кубанской кухни. Планируем создать конный театр для проведения конноспортивных представлений, например, казачьей джигитовки и запустить экскурсии по рыбхозу.
Вообще, мы смотрим в будущее оптимистично, несмотря на то, что наше предприятие столкнулось с проблемой потери собственных водоемов и земель. Как я уже сказала, мы создали хозяйство на основе советского одноименного предприятия. После распада СССР была приватизация, выкупы паев и создание нового хозяйства. В процессе переоформления земли потерялось слово «пруд» и осталась только земля сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования для прудового хозяйства. Генпрокуратура считает, что на участке вместо существующего пруда находится река Песчанка, которой по факту не существует. Очень надеемся, что докажем свое право на частную собственность.
Недавно мы стали победителем регионального этапа конкурса национальной премии в области предпринимательской деятельности «Золотой Меркурий» в номинации «Лучшее малое предприятие в агропромышленном конкурсе». Для нас большая честь участвовать в возрождении традиций родного Краснодарского края и прививать любовь потребителей к локальным продуктам.