Ориентированная в первую очередь на экспорт рыбная промышленность России в условиях санкций вносит коррективы в свои логистические цепочки. Специалисты ожидают пересмотра контрактов с недружественными странами и переориентирования поставок на дружественные. В то же время ожидается рост поставок и на внутренний рынок России.
Согласно данным Росстата, в 2023 году российскими рыболовами было добыто 5,3 млн тонн рыбы и морепродуктов, что на 8,7% выше, чем годом ранее. Оборот организаций отрасли превысил психологическую цифру 1 трлн рублей (+ 17% к 2022 году), производство рыбной продукции составило 4,4 млн тонн (+ 6%). Производство товарной аквакультуры составило 402 тыс. тонн (+ 4,8%). Уровень самообеспечения рыбой и рыбопродуктами, установленный Доктриной продовольственной безопасности в значении не менее 85%, в 2022 году составил 165,3%, в 2023 году, по оценке Минсельхоза России, почти повторил прежние показатели — около 163,7%.
За 7 месяцев текущего года общий объем вылова водных биоресурсов российскими пользователями во всех районах промысла составил более 3,1 млн тонн. Подавляющая часть пришлась на долю Дальневосточного бассейна — более 2,3 млн тонн. В исключительных экономических зонах иностранных государств, конвенционных районах и открытой части Мирового океана российский флот добыл более 295,6 тыс. тонн.
Президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев полагает, что по итогам года общий объем вылова рыбы в 2024 году останется на уровне прошлых лет — 5 млн тонн.
На внутреннем рынке последние годы потреблялось порядка 1,9-2 млн тонн из расчета 21-22,3 кг на каждого жителя страны. То есть половина выловленного объема — экспортный потенциал.
В то же время санкционная война сказалась и на рыболовной отрасли. В качестве ответных мер Правительство РФ наложило запрет на работу британских рыболовов в российской экономической зоне Баренцева моря (33% белой рыбы на британском рынке), японских — в районе южных Курильских островов.
Показательно, что 95% всего рыбного экспорта России делилось между Китаем (1,21 млн тонн российской рыбы закупил в 2023 году), США, ЕС и Японией. А для Америки Россия и вовсе была одним из главных поставщиков крабов, лосося, минтая и трески.
Ограничение на торговлю с недружественными странами должны были побудить Правительство РФ нарастить долю дружественных и искать новые рынки сбыта. К примеру, в прошлом году тот же Китай удвоил закупки рыбы из России.
По информации Германа Зверева, в настоящее время уже есть запросы на экспорт в Индию, куда пока разрешены поставки только российской артемии. На текущий момент 159 предприятий находятся в статусе «ограничено до получения права доступа со стороны компетентного органа страны-импортера».
74 предприятия из Аргентины отправили заявки на поставки российской рыбопродукции. Есть заинтересованность в поставках рыбопродукции в Чили (36 заявок), ЮАР (147 заявок), Пакистан (15 заявок).
Председатель Рыбного союза России Александр Панин высказал опасение, что в 2024 году негативное влияние на экспорт отечественной рыбы может оказать новая экспортная пошлина, привязанная к курсу рубля (на момент верстки номера она составляла 7%). Это снижает конкурентоспособность рыбной продукции на внешних рынках и ведет к убыткам.
Высвобождение экспортных объемов ставит вопрос о кардинальном развороте рыбной отрасли и расширении внутреннего потребления. Оно как раз последние 10 лет стагнирует, оставаясь на уровне около 22 кг на человека в год, по данным Росстата, и на более низком уровне реального потребления, по данным отраслевых организаций. И это притом, что с 2023 года Минздрав России повысил рекомендуемую норму потребления рыбной продукции до 28 кг на человека в год.
Сегодня правительство ставит задачу повысить норму хотя бы до 25 кг на душу россиянина.
Этот вопрос обсуждался на Восточном экономическом форуме. Расширение внутреннего потребления должно решать сразу несколько задач. Так директор департамента инвестиционного развития Минвостокразвития Илья Чернов заметил, что на Дальнем Востоке добывается 70% водных биоресурсов. «Но в связи с большими расстояниями есть проблемы с логистикой. Поэтому основной нашей задачей является снижение издержек для участников рынка. Для развития транспортного коридора сейчас реализуется ряд инфраструктурных проектов, в том числе в портах», — подчеркнул он.
В Росрыболовстве сообщили, что в рамках технического перевооружения и первого этапа инвестквот и крабовых аукционов с инвестиционными обязательствами в России построено уже 18 судов и должны построить 105 запланированных объектов. После реализации программы рыбопромысловый флот России будет одним из самых эффективных в мире. В частности, на новых рыбоперерабатывающих заводах начали производить продукцию в индивидуальной потребительской упаковке, готовую для реализации в сетях.
Генеральный директор Русской рыбопромышленной компании (РРПК) Ольга Наумова отметила, что благодаря новому флоту и береговым мощностям, построенным в рамках программы инвестквот, компания занимает первое место по выпуску филе и фарша сурими. Эти продукты РРПК поставляет и на внутренний рынок, и на экспорт. «Наши проекты имеют окупаемость 8-10 лет. Это длинные инвестиции. Развивая производство, мы думаем и о людях, и о развитии каналов продаж, и о пропаганде потребления продукции на всех рынках», — подчеркнула Ольга Наумова.
Президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов считает, что идущие сейчас инвестиционные процессы дадут ощутимые результаты, скорее всего, через 5-7 лет. Однако на фоне происходящего укрупнения бизнеса он призвал развивать промысел как в пределах исключительной экономической зоны, так и за ее пределами и строить для этого сейнерный флот. Это позволит в том числе сохранить небольшие предприятия, которые не вовлечены в программу инвестквот, а также увеличить ресурсную базу рыбохозяйственного комплекса.
При этом эксперты полагают, что изменение вектора поставок продукции вряд ли приведет в ближайшее время к заметному росту цен на продукцию рыбной отрасли.
«Исходя из анализа данных, можно сделать вывод о том, что рост цен на рыбную продукцию в целом и по основным социально значимым видам рыб не превышает среднегодовую инфляцию, — уверен Александр Панин. — При этом очевидно что рыбопереработчики и дистрибьюторы зачастую сглаживают ценовые колебания, происходящие по объективным причинам в сырьевом секторе. Да и на фоне других белковых товарных групп (курица, яйцо) рыба, скорее, догоняет продовольственную инфляцию, а не разгоняет ее».