Деньги — к деньгам

Деньги — к деньгам

Крупнейшие компании АПК увеличивают выручку на растущем рынке продовольствия

Лидеры сельхозрынка растут значительно быстрее всего сектора — сказывается и умелое управление, и передовые технологии, и наличие средств на развитие. К началу 2023 года лидерам также сопутствовала внешняя и внутренняя конъюнктура — ослабление конкуренции, рекордный урожай зерна и растущий спрос на российское продовольствие в мире. 

Агропромышленный сектор все последние годы остается едва ли не главным локомотивом народного хозяйства в целом, а его живучесть и способность расти даже в самых, казалось бы, неблагоприятных обстоятельствах стали важнейшим фактором устойчивости российской экономики в условиях самых жестких санкций со стороны «стран развитого капитализма». По данным Росстата, за 2022 год АПК вырос на 10,2%: сказался во многом и рекордный урожай зерновых, и упавший курс рубля, который в условиях растущего экспорта дал возможность показать значительную валютную выручку. Да, не все было просто с инвестициями, но они «раскачались» ближе к концу года, когда инвесторы увидели, что никакой катастрофы в России нет и не будет, а значит, нужно продолжать работу, в том числе и на долгосрочную перспективу. И особенно хорошо это делать умеют именно крупные компании.

Деньги — к деньгам

«Жирный» год. В перечне крупнейших по выручке компаний АПК изменения довольно редки — этот бизнес довольно стабильный, при этом многие ведущие игроки выпадают из поля зрения аналитиков по причине того, что не публикуют финансовую отчетность. Тем не менее некоторое представление о раскладах на рынке благодаря обобщению подобной информации возможно. Так, по итогам 2022 года, согласно данным аналитического центра «ЕвроМедиа», лидером российского агрорынка стала «Эфко» с выручкой в 277 млрд рублей. Компания давно и прочно находится в лидерах по продажам масложировой продукции (майонезы, фасованное подсолнечное масло, пищевые жиры, маргарин, шрот), а также является одним из лидеров растущего food-tech направления. Например, «Эфко» стала пионером по разработке и производству такого перспективного продукта, как сладкий белок, которым уже заинтересовались на Ближнем Востоке, где остро стоит проблема сахарного диабета. Как рассказали в компании, произведенный препарат слаще сахара в 1 тыс. раз и может использоваться людьми, которым по состоянию здоровья или в рамках здорового питания не подходит обычный сахар. Еще один инновационный продукт от компании — растительное мясо и продукция из него. Сейчас на производственной площадке в Белгородской области производят 8 тыс. тонн растительного мяса, но объемы производства собираются увеличить до 40 тыс. тонн. Общая сумма инвестиций в производство составляет 4 млрд рублей. Растительное мясо «Эфко» производит на основе соевого белка, сейчас компания импортирует сырье, но в будущем хочет производить его самостоятельно. Кроме того, в планах группы использовать в производстве и другую собственную разработку — белок, полученный из семян подсолнечника.

«Эфко» является одним из крупнейших экспортеров российского продовольствия на мировые рынки. Исполнительный директор компании Сергей Иванов на конференции «Агрохолдинги России-2022» рассказывал, что значительным был и рост экспортных продаж. По его словам, такой рост показателя был на 80% обусловлен эффектом роста мировых цен на масличные и на 20% — эффектом роста объема. «Больше 1 млн тонн отправляем на экспорт. В этом году мы вырастем на 50% в продажах на экспорт», — отметил Сергей Иванов. Он пояснил, что основными покупателями продукции «Эфко» за рубежом являются Китай, Индия, страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и СНГ.

Для номера два рейтинга — агрохолдинга «Русагро» — год выдался не столь удачным, как для «Эфко», однако и он смог серьезно нарастить выручку (на 6%, до 258,6 млрд рублей). Как сообщили в компании, в 2022 году компания «Русагро» выпустила 336 тыс. тонн свинины в живом весе на убой, что на 9% больше уровня 2021 года. Рост показателя обусловлен постепенным выходом производственных мощностей в Приморском крае на плановый уровень. В 2022 году «Русагро» произвела 770 тыс. тонн сахара, что на 3% меньше, чем годом ранее. Снижение показателя стало следствием продления сезона поставки свеклы и работы заводов, но было частично компенсировано увеличением выпуска сахара на станциях дешугаризации благодаря росту загрузки и повышенной производственной эффективности, пояснили в холдинге.

По данным «Русагро», в 2022 году по сравнению с 2021 годом объемы продаж продукции свиноводства выросли на 13%, до 281 тыс. тонн. При этом среди всех категорий продукции значительнее всех увеличилась реализация кускового мяса, добавили в компании. В 2022 году по сравнению с предыдущем годом объемы реализации сахара «Русагро» выросли на 11%, до 850 тыс. тонн. Валовый сбор сахарной свеклы в 2022 году возрос на 8% благодаря улучшению урожайности, продажи сахарной свеклы по сравнению с годом ранее сократились на 10%, до 3 млн 247 тыс. тонн.

Деньги — к деньгам

Налили от души. Для третьей агрокомпании России — «Пепсико» — год сложился неоднозначно. Компания, свернувшая производство под мировыми брендами, тем не менее увеличила чистую прибыль в 4,3 раза, до 37,8 млрд рублей с 8,7 млрд рублей в 2021 году. Это самый высокий показатель за время работы компании в нашей стране. Выручка в прошлом году выросла до 186,6 млрд рублей со 160,8 млрд рублей в 2021 году (рост на 16%). Драйвером развития компании было экспортное направление. Так, экспортная выручка повысилась до 15,6 млрд рублей с 4,4 млрд рублей соответственно. Компания поставляла свою продукцию в Казахстан, Белоруссию, Киргизию, Узбекистан, Грузию, Армению, Латвию, Литву, Монголию и ряд других стран.

При этом ограничения на производство, которое PepsiСo наложило на свои российские подразделения, изначально не коснулись молочных продуктов и детского питания. По этому направлению «Пепсико» стабильно занимает лидирующие позиции на российском рынке. Из свежих инвестиционных проектов, которые позволяют компании наращивать финансовые показатели, стоит отметить производство детских соков под брендом «Агуша» на Лианозовском молочном комбинате стоимостью 500 млн рублей. Производственная мощность нового процессного оборудования — 5 тонн в час, здесь будут выпускать пять наименований соков, сообщила компания. А всего в рамках инвестиционного сотрудничества с правительством Москвы компания заключила офсетный контракт на поставку до конца 2029-го детского питания под маркой «Агуша»: молока, соков, фруктового, овощного и мясного пюре, каши, творога, кефира, кисломолочных и сухих смесей. Для выполнения контракта PepsiСo расширяет и модернизирует производственные мощности на московских предприятиях «Вимм-Билль-Данн» — Лианозовском и Царицынском молочных комбинатах.

«Расширение производства позволит наладить выпуск продуктов питания, которые будут закупаться для молочных кухонь города. В течение восьми лет Москва приобретет десятки наименований продукции более чем на 30 млрд рублей», — уточнили ранее в мэрии столицы.

Деньги — к деньгам

Топ-20 крупнейших компаний АПК

Название проекта Выручка в 2022 году,
млрд рублей
1 «Эфко» 277
2 «Русагро» 258,6
3 «ПепсиКо Холдингс» 186,6
4 «Черкизово» 184,3
5 ГАП «Ресурс» 171
6 «Каргилл» 129,2
7 «Астон» 127,6
8 «Данон» 112,7
9 «Агропромкомплектация» 94,8
10 «Агро-Белогорье» 91
11 «Степь» 83,7
12 «Продимекс» 80,6
13 Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева 78,9
14 «Эконива» 77,8
15 «Комос Групп» 73,2
16 «БЭЗРК-Белгранкорм» 71,7
17 «Сибагро» 62,4
18 «Приосколье» 49,5
19 «Август» 42
20 «Талина» 41,2 

Как мы считали. В рейтинг вошли крупнейшие компании АПК России, критерием для ранжирования является выручка или консолидированная выручка за 2022 год в миллиардах рублей. Для составления рейтинга использована бухгалтерская (финансовая) отчетность компаний, которая опубликована на сайтах центров по раскрытию корпоративной информации, на веб-сервисах «Контур-Фокус» и «Сбис», а также на официальных сайтах компаний. В некоторых случаях использовались данные из официальных выступлений руководителей компаний, а также из годовых отчетов участников рейтинга и других открытых источников информации. По ряду холдингов, которые не предоставили в открытом доступе свою консолидированную выручку, подсчитывалась совокупная выручка ведущих компаний, входящих в состав данного холдинга, либо опубликованы данные по выручке головного предприятия.

Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.