Производство ООО «Луганский мясокомбинат» развивается в очень непростых условиях — это и близость зоны вооруженного конфликта, и дефицит рабочих рук, и сложности с локальной сырьевой базой. Тем не менее, как рассказала исполняющая обязанности генерального директора предприятия Ольга Михальчук, объемы производства устойчиво растут, а география сбыта уверенно расширяется. Сегодня это не только ЛНР и ДНР, но и другие регионы России, включая Московскую область.
Какую динамику демонстрирует ваше производство в целом за последние годы в непростых условиях, в которых приходится работать? Какую продукцию вы выпускаете, какие продукты наиболее востребованы?
За последние восемь лет наши объемы производства выросли вдвое. Сегодня мы выпускаем 1250 тонн продукции в месяц. Это более 140 видов колбасных изделий: вареные колбасы, сосиски, сардельки, полукопченые, варено-копченые, сырокопченые колбасы, копчености, паштеты, ветчина разных видов.
Также мы выпускаем около 115 наименований мясных полуфабрикатов — это пельмени, вареники, котлеты, колбаски для жарки и т. д.
Больше всего востребованы сейчас сосиски и сардельки — это более 30% от общего объема нашего производства. Также в последнее время большой рост показывают сырокопченые колбасы и пельмени — на последние спрос вырос в 2,5 раза за последние годы. Но наше производство одними лишь мясными продуктами не ограничивается: интенсивно развивается подразделение компании — торговый дом «ЛД-Луганск» под руководством директора Дениса Винника. Это кондитерское направление, оно было основано еще в 2013 году, торговая марка «Семейная сказка». Также торговый дом управляет сетью фирменных магазинов «Луганские деликатесы» и двумя фирменными кондитерскими магазинами «Эклер». Кондитерский цех производит до 20 тонн продукции в месяц, с 2013 года объемы выросли в 2,5 раза. Ассортимент составляет около 100 позиций, включая восточные сладости, кексы, круассаны, пастильно-мармеладные, песочные, пряничные, сдобные изделия, а также торты и пирожные. Очень востребованы наши зефиры и торты, это 25% и 30% соответственно от общего объема производства.
Вся эта продукция представлена в фирменных магазинах «Эклер», магазинах «Луганские деликатесы» и в других торговых точках ЛНР, а с прошлого года мы начали поставлять ее в Республику Крым, Ростовскую и Белгородскую области.
Как строится ассортиментная политика?
Ассортимент обновляется ежегодно — от пяти до десяти видов продукции мы успешно выпускаем на рынок. Наши технологи постоянно посещают профильные семинары и выставки, да и к нам регулярно приезжают различные фирмы, желающие наладить сотрудничество для отработки каких-то современных технологий, поиска новых вкусов. Мы экспериментируем, дегустируем новые продукты — устраиваем как внутренние дегустации для сотрудников, так и внешние для более широкого круга покупателей. Если товар получает высокую оценку, мы его внедряем в полномасштабное производство.
Какова сейчас структура и география сбыта? Как она менялась за последнее время?
Сейчас основную массу своей продукции мы реализуем в ЛНР и немного — в соседней ДНР. Это около 120 населенных пунктов, доставляем собственным специализированным автотранспортом. Реализуем через местные торговые сети и в мелкую розницу. Есть и фирменная торговая сеть «Луганские деликатесы», через нее мы реализуем до 20% продукции. За последний год мы открыли магазины в городе Лисичанске, станице Луганской, Алчевске, Стаханове — это не так давно освобожденные территории, на сегодняшний момент количество магазинов уже превышает 25. А с прошлого года начали поставлять продукцию в Республику Крым, Краснодарский край, в Воронежскую, Калужскую, Ростовскую, Белгородскую, Липецкую и Московскую области. То есть осваиваем рынок Российской Федерации.
Как удается выигрывать в конкурентной борьбе?
В нашем ассортиментном портфеле присутствует продукция для разных категорий населения, именно поэтому она вне конкуренции.
Каковы планы по развитию каналов сбыта и самого предприятия?
Мы продолжаем развивать собственную сеть, но основная ставка сегодня на внешнюю розницу, индивидуальных предпринимателей, которые управляют небольшими розничными точками. В дальнейшем, возможно, будем выходить на крупные розничные сети. Ведь у нас есть хорошие перспективы роста: так, потенциальная мощность кондитерского направления при сегодняшних 20 тоннах в месяц порядка 27 тонн. А мясного — порядка 1500 тонн при сегодняшних 1250. Мы расширяем цеха и рассчитываем еще сильнее нарастить производственные мощности. Этот процесс уже запущен, только в этом году заработали новые камеры для производства сырокопченых колбас. Это позволяет увеличить выработку такой продукции на 45%.
А еще планируем запустить новый цех по производству пельменей. Сейчас уже ведутся ремонтные работы, закупается оборудование. Это позволит нам нарастить объемы выпуска пельменей на 50%. В перспективе собираемся развивать собственные упаковочные мощности.
Сейчас развитие многих предприятий пищепрома ориентировано на повышение технологичности, автоматизацию процессов. Каковы особенности вашего подхода?
На нашем предприятии самое новейшее оборудование, соответствующее всем требованиям к пищевому производству, а они достаточно высокие. Постоянно обновляем оборудование, модернизируем цеха. И конечно, стараемся по мере возможности автоматизировать все процессы, которые автоматизировать в принципе сегодня возможно. Не так давно мы приобрели автоматизированную линию обвалки птицы. Раньше это был ручной процесс.
Новая линия позволила увеличить производительность труда в два раза. Это очень хороший показатель с учетом того, что сегодня большой дефицит работников. На предприятии также вырабатывается ремесленная продукция — продукция, произведенная исключительно ручным трудом. Это копчености, сосиски и колбасы в натуральной оболочке. Несмотря на дефицит кадров мы сохраняем и развиваем это производство. Также надеемся на развитие сырьевой базы. Мясо закупаем, в основном, в близлежащих регионах России — это говядина, свинина, птица. Лишь небольшую часть, около 20% от наших потребностей в мясе птицы, мы закупаем у местных производителей. При этом у нас есть и собственный убойный цех, но пока его мощности задействованы очень слабо. Надеемся на то, что местное животноводство, птицеводство в частности, в скором времени восстановится.