Неприхотливый бизнес. «В условиях внедрения регулируемого рынка овцеводство должно рассматриваться как необходимость более полного и рационального использования кормовых и трудовых ресурсов страны для производства качественной, экологически чистой продукции, — уверен директор департамента животноводства и племенного дела Минсельхоза РФ Владимир Лабинов. — Тем более что нередки случаи, когда в хозяйствах, располагающих естественными кормовыми угодьями, овцы являются основным, а зачастую и единственным средством производства, позволяющим не только получить готовую продукцию, но и обеспечить трудовую занятость населения». Ярким тому примером служат восточные территории Ростовской области, в числе которых явным лидером овцеводства является Ремонтненский район. Здесь на просторных пастбищах протяженностью порядка 200 тыс. га выращивают свыше 315 тыс. голов. «Овцы — достаточно неприхотливые животные. Они не требуют особенных условий содержания и серьезного ухода, при этом обладают хорошим здоровьем. Их рацион питания состоит преимущественно из сена, соломы и фуража», — поясняет главный специалист по животноводству и племенной работе администрации Ремонтненского района Ростовской области Виктор Волков. С точки зрения экспертов, неплохим подспорьем для отрасли, позволившим значительно повысить рентабельность овцеводства, стала государственная поддержка фермеров в виде субсидий на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья. Не менее востребованным направлением для сельских бизнесменов является и получение грантов. «За период действия программы, с 2013 года, в Ростовской области были предоставлены гранты 18 овцеводческим хозяйствам на сумму 59,5 млн рублей, из которых 44,9 млн было направлено на развитие семейных ферм», — подчеркивает начальник отдела племенного животноводства минсельхозпрода Ростовской области Геннадий Немашкалов.
Чабанская арифметика. В большинстве регионов страны овцеводство не обеспечивает хозяйства грандиозной прибылью, хотя и является верным способом получения стабильного дохода без крупных вложений и высоких финансовых рисков. Дело в том, что овца созревает рано, но с учетом затрат овцеводство дает прибыль только через 5 лет. Например, как рассказали в СПК племзавод «Ромашевский» Волгоградской области, содержание одной овцы волгоградской тонкорунной мясошерстной породы в хозяйстве обходится в 1,8 тыс. руб. в год. В этой сумме 41% составляет расход корма, 38% — заработная плата работников чабанской бригады, а оставшийся 21% — затраты на электроэнергию, медикаменты, транспортные услуги и т.п. При этом чистая прибыль племзавода с учетом государственных дотаций достигает 38%, что, с точки зрения предпринимателей, является неплохим доходом для бизнеса.
«Сегодня у сельских тружеников сложилось мнение, что чем больше в хозяйстве применяется инновационных технологий и современной техники, тем выше его рентабельность. Однако овцеводство полностью опровергает эту догму. Разведение овец — консервативное направление, в котором мало инноваций. Успех того или иного хозяйства напрямую зависит от наличия пастбищ и адаптированных к погодным условиям территории животным», — делится председатель СПК племзавод «Ромашевский» Владимир Аноприенко.
Основной секрет успеха племзавода председатель видит в отличительных особенностях волгоградской тонкорунной мясошер-стной породы, продуктивность которой рассматривается по трем направлениям: скороспелости, востребованной тонкорунной шерсти и мутоновой овчине. «Более того, эта порода овец может пастись даже в зимнее время, добывая, словно лошадь, корм из-под снега», — подчеркивает Владимир Аноприенко.
Келпи дисциплинирует овец.
Фермеры КФХ Краснодарского края и Астраханской области сходятся во мнении, что в небольших объемах овцеводство сегодня выгодно развивать лишь в качестве сопутствующего направления хозяйств. «Мы делаем ставку на КРС, поскольку скот не нуждается в присмотре на пастбище, а овцы требуют наличия чабанской бригады, что влечет за собой дополнительные расходы», — убеждена глава КФХ Икрянинского района Астраханской области Елена Белоусова. В то же время многие хозяйства юга России уже давно сократили эту графу расходов, приобщив к работе в чабанской бригаде пастушьих собак, например австралийских келпи. Такой подход получил широкую популярность в Ставропольском и Краснодарском краях, а с недавних пор в Ростовской и Волгоградской областях. Единственный в России племенной репродуктор австралийских келпи находится в Ставрополе, на базе Всероссийского НИИ овцеводства и козоводства. «Наши собаки отлично зарекомендовали себя в качестве пастухов. Этот инстинкт у них заложен на генетическом уровне, — рассказывает начальник опытно-экспериментального подразделения Всероссийского НИИ овцеводства и козоводства Зуйбару Халинбеков. — Уже в четырехмесячном возрасте келпи бегает вокруг стада, прыгает по спинам овец с невероятной скоростью, эффективно дисциплинируя своих «подопечных». С помощью собаки чабан легко управляет отарой в 2-3 тысячи голов».
Стоимость столь незаменимого помощника чабана сравнительно невелика — всего 9 тыс. рублей.
Под брендом Калмыкии. Овцеводство является неотъемлемой частью уклада жизни населения и в Калмыкии. Развитием этого направления в республике занимается свыше 80% хозяйств всех форм собственности. «Несколько лет назад руководством республики была поставлена задача по возрождению и восстановлению мясоперерабатывающей отрасли. И в этой работе мы добились хороших результатов, — говорит начальник управления финансирования, кредитования, бухгалтерского учета и отчетности, мониторинга и инвестиционной деятельности Минсельхоза Калмыкии Эрдни Кектышев. — Год назад в селе Уманцево Сарпинского района был запущен в эксплуатацию первый мясоперерабатывающий комплекс. В сентябре 2015 года в Москве открылся первый калмыцкий мясной бутик «Чабан Хаус», который дал предпринимателям республики возможность выхода на внутренний российский рынок. Более того, этот калмыцкий ретей-лер призван стать толчком для брендирования экологически чистого мяса калмыцкой породы, что особенно актуально в новых экономических условиях, в рамках реализации государственной программы по импортозамещению».
Отрасль с запасом развития. Несмотря на все достоинства отрасли, ключевой причиной неоднозначного отношения к развитию овцеводства руководители КФХ называют проблемы с реализацией продукции.
«В нашем хозяйстве порядка 200 овец. Мы могли бы и дальше развивать это направление, но нет рынка сбыта баранины», — сокрушается Николай Гончаренко, глава КФХ Ейского района Краснодарского края. «Фермеры Ремонтненского района реализуют продукцию в живом весе. Больший объем продукции поставляем в Москву и Санкт-Петербург, — дополняет Виктор Волков. — Сегодня возрождается спрос на шерсть, но самое близкое от нас предприятие по ее переработке находится в Черкесске, за сотни километров». Сложности с реализацией грубой шерсти сегодня испытывают многие овцеводы. «Переход к рыночной экономике в 90-е годы прошлого столетия привел к развалу отечественной легкой промышленности. И если раньше грубая шерсть и смушка каракульской породы овец имели большую ценность, то сегодня в республике нет предприятий по их переработке. Мы вынуждены дешево сдавать эту продукцию перекупщикам», — сообщает Феликс Хуцаев, председатель СПК «Полынный» Юстинского района. Стоит отметить, что каракульская порода овец пользуется широкой популярностью у животноводов более чем 50 стран Азии, Африки, Европы и Америки. Единственным регионом на юге России, которому удалось и сегодня сохранить каракульское овцеводство, стала Калмыкия. Разведением овец каракульской породы здесь занимаются два племенных репродуктора. Эксперты и участники рынка надеются, что в ближайшие годы ситуация в овцеводстве будет улучшаться. Ведь в условиях нестабильной экономики и обострения международных противоречий задачи продовольственной безопасности страны приобретают первостепенное значение. А российское овцеводство имеет все шансы стать одним из перспективных и прибыльных направлений. Примеры грамотного подхода к развитию отрасли уже есть. В текущем году в с. Уманцево Сарпинского района Калмыкии планируется завершение второй очереди строительства мясоперерабатывающего комплекса, полностью соответствующего требованиям XXI века. В нем будут реализованы все возможности переработки и утилизации продукции овцеводства: рогов и копыт, шерсти, кожи, ланолина, крови, белых и красных внутренних органов. Появление такого завода, по мнению экспертов, в Калмыкии станет первым шагом на пути к активному развитию отрасли путем восстановления промышленных предприятий по переработке продукции овцеводства.
Справка. По наличию поголовья овец безусловным лидером в России является СКФО: только в Ставрополье и Дагестане сосредоточено свыше 7,3 млн голов. Южный федеральный округ в рейтинге Минсельхоза РФ уверенно занимает второе место. Здесь на долю Калмыкии приходится 9,7% овцепоголовья России и 38,7% поголовья ЮФО.