Сохранить. И приумножить?
Задачи по импортозамещению внутри страны перед отраслью значительные, степень зависимости от импорта по-прежнему остается высокой. По данным экспертно-аналитического «АБ-Центра», в 2017 году поставки импорта по отношению к 2016-му увеличились на 72,1% и составили 55,3 тыс. тонн. В январе — июне 2018 года по отношению к аналогичному периоду 2017-го выросли еще на 5,5%. Данных за первую половину 2019 года пока нет. Но судя по тенденции роста урожая, доля импорта хотя и незначительно, но могла быть сокращена. Объем российского рынка ягод и продукции их переработки составляет в настоящее время порядка 0,2 млн тонн. Урожай ягод у сельхозпроизводителей и фермеров вырос на 25% — с 12,6 тыс. тонн в 2017 году до 15,8 тыс. тонн в 2018-м. Если в процентом соотношении взглянуть на возможности и потребности, то это означает, что всего 12% отечественного рынка обеспечивается ягодами, выращенными в нашей стране. Площади ягодных культур за год также выросли на 700 гектаров. Как отмечает генеральный директор Ягодного союза Ирина Козий, рост площадей выращивания ягод наблюдаем в фермерских хозяйствах — плюс 800 гектаров в 2018 году. «У крупных же сельхозпроизводителей продолжается равномерное снижение на 100 гектаров», — замечает эксперт. Исходя из сообщений производителей, рост площадей выращивания и урожая ягод должен сохраниться и в 2019 году.
Мал, да удал
В период с 2017-го по 2019 год наблюдается рост количества игроков на ягодной поляне. Ягодоводство развивается во многих регионах: Московской, Тульской, Воронежской, Липецкой, Нижегородской, Новосибирской областях, в Краснодарском и Ставропольском краях, в Адыгее. Довольно успешно ягоды выращивают даже в Бурятии, Томской области, Карелии и в Югре. В регионах-лидерах по-прежнему ПФО и ЮФО. В Краснодарском крае, например, только к концу июня (сбор продолжается вплоть до сентября) было собрано 1,1 тыс. тонн клубники. «В этом году урожай клубники вырос в два раза в сравнении с прошлым годом — до 1,1 тыс. тонн. Такого не было как минимум в последние 10 лет. Рост связан с растущим интересом к этой деятельности со стороны малых форм хозяйствования», — говорит вице-губернатор Краснодарского края Андрей Коробка.
То, что будущее за фермерами, подтверждает и Ирина Козий. «С моей точки зрения, основной движущей силой развития ягодоводства в нашей стране является приход в эту отрасль новых участников — энергичных, инициативных, открытых к новым знаниям фермеров, которые активно внедряют современные технологии выращивания ягод, сбора урожая, хранения и логистики, закладывают новые и расширяют старые плантации, повышают урожайность, внедряют механическую уборку урожая», — говорит она.
Сегодня во всех регионах России большая часть площадей выращивания ягод принадлежат частным хозяйствам, фермерам. То есть на рынке производства действительно преобладают, как правило, мелкие региональные производители. Это порядка 80%. У отечественных производителей есть возможность нарастить производство свежей ягоды в 7-8 раз, реализуя свою продукцию на внутреннем рынке по ценам выше средней цены реализации в Европе, считают участники отрасли.
Поле для дискуссий и решений
Однако в ягодоводстве сегодня существует ряд проблем, сдерживающих его развитие. Это и недостаток знаний о современных технологиях выращивания, предпродажной подготовки и хранения ягод, и нехватка квалифицированных кадров, и т.д. Однако среди первостепенных — отсутствие эффективных и современных средств защиты ягодных культур, разрешенных к применению на территории РФ, а также сложность организации поставок посадочного материала. Так, на научно-практическом семинаре «День земляники» замдиректора по производству хозяйства «Сладуника» Василий Сергиенко рассказал, что в 2018 году около 10 тонн земляники они не смогли собрать из-за трипса, который обнаружили на площади 2 гектара (на тот момент площадь под землянику в хозяйстве составляла 8 га. — Прим. ред.). И это повсеместная практика рисков для российских отраслевиков. По мнению специалистов, из-за отсутствия современных и эффективных средств защиты растений отечественные производители ежегодно теряют около половины своего урожая, часто отказываются от инвестиций в расширение производства. По закону наши фермеры не имеют права использовать средства защиты, если их нет в «Государственном каталоге пестицидов и агрохимикатов». «Для того чтобы попасть в этот каталог, даже при наличии европейской, белорусской или иной сертификации, средство должно пройти множество экспертиз, стоимость которых составляет от 1,5 до 4 млн рублей», — объясняет генеральный директор объединения производителей и переработчиков ягод России «Ягодный союз». Сейчас хозяйств, выращивающих ягоды в России, немного, и развивать рынок средств защиты для этих плодов невыгодно. По подсчетам производителей, объем реализации одного препарата составляет от 0,5 до 1 млн руб. в год. Поэтому производителям и поставщикам нет смысла финансировать включение в каталог своих препаратов для защиты ягод, — объясняет Ирина Козий. — Производители ягод сейчас обращаются в государственные ведомства за помощью в решении этого вопроса. Надеемся, удастся наладить диалог по этой проблеме и найти ее решения в сотрудничестве с госорганами и производителями».
Среди возможных решений эксперт предлагает принять в каталог средства защиты растений, уже прошедшие все необходимые исследования в Европе или хотя бы в стране-участнице Евразийского экономического союза Белоруссии, а также найти возможность снижения стоимости исследований для препаратов, необходимых для такой небольшой по суммарной площади выращивания отрасли, как ягодоводство.
Отметим, что Минсельхоз РФ подтверждает намерения сохранить высокий уровень поддержки плодово-ягодной отрасли, которой отмечены последние годы. Таким образом будет продолжено стимулирование закладки новых территорий для выращивания ягод. Объемы производства плодов и ягод должны быть увеличены, по данным ведомства, к 2024 году на 41%. Кроме того, с 1 октября 2019 года для ягод и фруктов, выращенных в России, начнет действовать сниженная ставка НДС в 10%. И это тоже может служить дополнительным стимулом для роста производства и прихода на этот рынок новых игроков отрасли.