Павел Данякин, директор ООО «Дружба» (агрохолдинг «ОХОТНО»):
— В 2020 году, несмотря на все сложности, связанные с коронавирусной эпидемией, животноводческой отрасли действительно удалось выстоять и даже нарастить объемы выпускаемой продукции. Основным локомотивом роста российского животноводства стало производство свинины, и наше предприятие, я думаю, внесло свою лепту в этот важный для всей отрасли тренд.
Однако нельзя не отметить и трудности, с которыми начали сталкиваться многие предприятия животноводческой отрасли. Рынок свинины перенасыщен предложением, а дефицит покупательской способности влияет на маржинальность. С другой стороны, и себестоимость производства мяса растет, так как увеличиваются цены на корма. Также немалые опасения внушает и непростая ситуация с распространением АЧС.
См. статью «Хрюкающая гегемония»».
Александр Миндра, генеральный директор НП «Объединение Краснодаррыба»:
— Государственная поддержка рыбохозяйственной отрасли действительно ощутима. В 2019 году, насколько известно, финансирование программы развития комплекса составило без малого 14 млрд рублей, а в 2020-м — более 20 млрд. Поддержка со стороны государства очень важна для рыбоводческих хозяйств, и наш регион — отнюдь не исключение. В том числе и благодаря ей удается уделять внимание развитию инфраструктуры, которая необходима. Строятся дороги, проводятся линии электропередачи. Именно благодаря электрификации хозяйства имеют возможность наращивать уровень механизации и автоматизации рабочих процессов, закупать и применять современное рыбоводное оборудование, а также устанавливать системы видеонаблюдения, получая возможность удаленного контроля. Можно сказать, что развитие технологий аквакультуры не стоит на месте в том числе и благодаря вниманию к отрасли со стороны государства.
См. статью «Рыба остается в меню».
Арина Барсукова, эксперт региональной экспертной группы АСИ по Ростовской области по направлению «Предпринимательство и технологии»:
— Агротуризм, как мне кажется, имеет огромный потенциал в России. Важные преимущества в этом плане — мультикультурность страны: в любом ее уголке, от Черноморского побережья и Кавказских гор до областей Крайнего Севера, найдется что-то уникальное и вызывающее неподдельный интерес. Это напрямую касается и аграрного сектора: традиционная народная кухня, уникальные блюда и продукты, напитки и десерты, народные традиции и обрядовая сторона жизни — все это формирует более чем серьезный туристический потенциал. Действительно, узнать что-то новое, попробовать новые блюда, прочувствовать вкус спокойной и размеренной сельской жизни куда интереснее, чем возлежать на шезлонге у моря.
В связи с этим известия о том, что в правительстве на самом деле прорабатывается вопрос поддержки агротуризма, вселяют известный оптимизм. При низкой базе и дополнительной стимуляции цифры роста этого сектора должны быть впечатляющими.
См. статью «Меняем шезлонги на прелести села».