Один в поле не воин

Один в поле не воин

Сельхозкооперация в современной России переживает очередной виток развития
В декабре 2015 года закон «О сельскохозяйственной кооперации» отметил свое 20-летие. Но несмотря на его существование, развитие кооперации в России шло медленными темпами. Лишь в 2013 году кооперативному движению был дан новый толчок. Тогда состоялся I Всероссийский съезд сельских кооперативов, после чего была разработана Концепция развития кооперации на селе на период до 2020 года.

Ставка на село. Со стороны экономики кооперация всегда рассматривалась как один из главных инструментов выживания российской глубинки и средство самозащиты сельского населения. Во времена СССР система райпотребсоюза успешно выполняла эту функцию. Но растерянная за время Перестройки материально-техническая база и переход к рыночным отношениям привели к резкому сокращению числа кооперативов и к дальнейшему трудному восстановлению. Повлиял и тот фактор, что если ранее вхождение в кооператив было обязательным для сельхозтоваропроизводителей, то сейчас стало делом добровольным. По факту устойчивое развитие кооперации в Новой России начало происходить с 1999 года, но выглядело скачкообразно, что в основном связано с экономическим кризисом 2008 года.
На данный момент в стране функционируют порядка 5 тыс. сельскохозяйственных потребительских кооперативов (без учета кредитных). Лидерами по их созданию являются ЦФО, ПФО, ЮФО и СКФО. Развитие существующей системы стало особенно актуальным в свете наложенных экономических санкций. Сегодня на возрождение потребкооперации государство возлагает большие надежды. В этом направлении уже предприняты первые шаги: после проведения в 2013 году I Всероссийского съезда сельских кооперативов и разработки Концепции развития кооперации на селе до 2020 года был получен доступ к субсидированным краткосрочным и инвестиционным кредитам, расширены меры по поддержке фермеров и личных подсобных хозяйств, внесен ряд поправок в законодательство. Одним из ключевых направлений стала техническая модернизация действующих и оснащение новых кооперативов. Цель — образование единой цепочки: производство — концентрация продукции — хранение — сортировка и упаковка — сбыт. В настоящее время эта работа находится в начальной стадии развития. «Говоря о потребкооперации, следует отметить, что в портфеле Центросоюза РФ сегодня находится 200 инвестиционных проектов на общую сумму 1 млрд рублей, — рассказывает председатель Совета Центросоюза РФ Евгений Кузнецов. — Какие-то из них стоимостью всего несколько миллионов. Но для экономики и социальной жизни территорий они очень важны.
Например, на Камчатке занялись шоковой заморозкой ягод и грибов, собранных тут же за сотни километров от городов. В Омске производят напитки из экологически чистого сырья. В зверохозяйстве Краснодара занимаются селекцией норки для последующего пошива шуб. В Дагестане модернизировали консервный завод, а в Северной Осетии — молочный. В Татарстане построен современный заготовительный центр по заготовке и переработке трав и дикоросов. Эти производства пополняют местные бюджеты и дают рабочие места. Только на сдаче грибов мы даем возможность дополнительного заработка миллиону россиян. Согласитесь, особенно в кризис для села это не лишние деньги». Тут, по словам Евгения Кузнецова, следует акцентировать внимание на одном важном моменте. Государство наконец стало рассматривать кооперацию как одну общую и единую систему, независимо от ее формы. Это очень важно, поскольку в стране работает большое количество производственных и потребительских кооперативов. Вместе с тем существует критерий, который не дает потребительской системе Центросоюза в полной мере воспользоваться субсидиями государства. Речь идет о постановлении Правительства РФ № 623. Оно предусматривает оказание грантовой поддержки потребительским обществам, если 70% выручки формируется за счет видов деятельности, аналогичных видам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, таких как заготовка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции.
«Этот критерий сильно ограничивает возможность получения потребительскими обществами грантов, в связи с этим она носит больше декларативный характер, — считает глава Центросоюза. — Приведу цифру: в 2015 году поддержка могла быть оказана лишь трем из почти трех тысяч потребительских обществ. В то время как предоставляемые суммы способны сыграть существенную роль в работе кооператива: максимально каждый из них может получить 70 млн рублей. В прошлом году на грантовую поддержку было выделено 400 млн рублей из федерального бюджета, а в перспективе она будет поднята до 1,5 млрд рублей. Кооператоры ждут от государства помощи не только в виде грантов и предоставления субсидий на модернизацию или закупку, но также и содействия в сбыте продукции, в том числе и через сетевой ретейл».
Один в поле не воин
Проблемы... В то время как на федеральном уровне планомерно решается судьба всей кооперации, на региональном происходит собственное движение. Своим видением ситуации поделились председатели кооперативов из двух регионов, где подход властей к развитию кооперации существенно различается. «Система райпотребкооперации создавалась 70 лет: строились склады, магазины, нарабатывались связи, осуществлялось финансирование. Новая же система создается фактически на пустом месте. За основу берутся успешные фермерские хозяйства с инфраструктурой, которую люди нарабатывали более 20 лет, — рассказывает председатель СССПК «Агропартнер» Веселовского района Ростовской области Владислав Садовников. — Фермеры, предприниматели понимают, что дальнейшее успешное развитие производства может быть за счет объединения, которое принесет выгоду не только им, но и обществу, сельским территориям». Объединяясь в кооперативы, крестьяне сталкиваются с массой проблем: первая из них — нежелание банков иметь дело с кооперативами. Складывается противоречивая ситуация: с одной стороны, государство субсидирует часть процентной ставки по кредитам кооперативов, с другой — кредиты для них практически недоступны. «Есть иной вариант поддержки — грант. Но откровенно говоря, это капля в море, — продолжает Владислав Садовников. — В 2015 году мы подавали заявку на него, планируя возместить затраты на строительство овощехранилища. В итоге нам был выдан грант в размере 4 млн рублей на покупку складского оборудования». Следующая проблема — отсутствие материально-технической базы. Чтобы собственными усилиями построить полноценный логистический центр, необходимы огромные средства. «Для наглядности приведу пример — проект СССПК «Агропартнер» с полным комплексом инфраструктуры стоит 140 млн рублей, — говорит председатель кооператива. — За три года существования кооператива мы смогли реализовать лишь третью часть от задуманного. С такими темпами, по оптимистичным прогнозам, мы завершим строительство лет через 10. Очевидно, что без поддержки государства справиться с задачей сложно. В прошлом году был принят областной закон «О кооперации», способный ускорить темпы ее развития. Но до тех пор пока он не будет наполнен деньгами, его эффективность останется на нуле. Сегодня мы выступаем с инициативой создания Фонда поддержки кооперативов первого уровня. Уверен, эта мера поспособствует продвижению нашего дела».

...и их решения. Примером активного участия региона в развитии кооперации может послужить Республика Татарстан. «Раньше без потребкооперации мы не представляли своей повседневной жизни, особенно это касалось сельской местности. Сейчас же, растеряв былую славу, нам сложно адаптироваться к современным условиям, где огромную конкуренцию составляют федеральные торговые сети, — делится председатель правления Алексеевского РАЙПО Алексеевского района Республики Татарстан Ильнур Хайбуллин. — Нашему РАЙПО уже более 80 лет, и на протяжении последних 20 лет главной задачей было сохранить имеющуюся материально-техническую базу. Конечно, без помощи властей это было бы сложно. Поддержкой республики мы пользуемся очень активно: в нашем распоряжении госпрограммы, субсидии, гранты. Даже сложный кризисный год удалось преодолеть достаточно уверенно. К примеру, в 2015 году Минсельхоз РТ оказал содействие в приобретении 100 автомобилей марки «Газель». При этом мы оплатили за них только 20% стоимости. Субсидии на закупку сырья также являются существенным подспорьем, благодаря которым мы можем реализо-вывать продукцию по закупочной цене. В Татарстане субсидируется более 20 направлений. Еще один вид поддержки — гранты, лизинг-гранты на покупку сельхозоборудования. Пользуясь нашими услугами, республика работает и над повышением деловой активности на селе. В прошлом году Минсельхоз РТ организовал бесплатную раздачу семян овощных культур местному населению. Все, кто имеет приусадебные участки (а это не только физические лица, но и районные учреждения), высадили у себя лук, морковь, свеклу, цветную капусту. Осенью они получили неплохой урожай, а мы скупили его у них по рыночной цене. От этой деятельности каждый получил свою выгоду. Надо понимать, что крупные кооперативы — это центр силы в любом районе, дающий людям работу и питание. Я убежден, что за кооперацией будущее. Будем надеяться, что вскоре она найдет свою нишу и вновь наберет силу».