Ставка на село. Со стороны экономики кооперация всегда рассматривалась как один из главных инструментов выживания российской глубинки и средство самозащиты сельского населения. Во времена СССР система райпотребсоюза успешно выполняла эту функцию. Но растерянная за время Перестройки материально-техническая база и переход к рыночным отношениям привели к резкому сокращению числа кооперативов и к дальнейшему трудному восстановлению. Повлиял и тот фактор, что если ранее вхождение в кооператив было обязательным для сельхозтоваропроизводителей, то сейчас стало делом добровольным. По факту устойчивое развитие кооперации в Новой России начало происходить с 1999 года, но выглядело скачкообразно, что в основном связано с экономическим кризисом 2008 года.
На данный момент в стране функционируют порядка 5 тыс. сельскохозяйственных потребительских кооперативов (без учета кредитных). Лидерами по их созданию являются ЦФО, ПФО, ЮФО и СКФО. Развитие существующей системы стало особенно актуальным в свете наложенных экономических санкций. Сегодня на возрождение потребкооперации государство возлагает большие надежды. В этом направлении уже предприняты первые шаги: после проведения в 2013 году I Всероссийского съезда сельских кооперативов и разработки Концепции развития кооперации на селе до 2020 года был получен доступ к субсидированным краткосрочным и инвестиционным кредитам, расширены меры по поддержке фермеров и личных подсобных хозяйств, внесен ряд поправок в законодательство. Одним из ключевых направлений стала техническая модернизация действующих и оснащение новых кооперативов. Цель — образование единой цепочки: производство — концентрация продукции — хранение — сортировка и упаковка — сбыт. В настоящее время эта работа находится в начальной стадии развития. «Говоря о потребкооперации, следует отметить, что в портфеле Центросоюза РФ сегодня находится 200 инвестиционных проектов на общую сумму 1 млрд рублей, — рассказывает председатель Совета Центросоюза РФ Евгений Кузнецов. — Какие-то из них стоимостью всего несколько миллионов. Но для экономики и социальной жизни территорий они очень важны.
Например, на Камчатке занялись шоковой заморозкой ягод и грибов, собранных тут же за сотни километров от городов. В Омске производят напитки из экологически чистого сырья. В зверохозяйстве Краснодара занимаются селекцией норки для последующего пошива шуб. В Дагестане модернизировали консервный завод, а в Северной Осетии — молочный. В Татарстане построен современный заготовительный центр по заготовке и переработке трав и дикоросов. Эти производства пополняют местные бюджеты и дают рабочие места. Только на сдаче грибов мы даем возможность дополнительного заработка миллиону россиян. Согласитесь, особенно в кризис для села это не лишние деньги». Тут, по словам Евгения Кузнецова, следует акцентировать внимание на одном важном моменте. Государство наконец стало рассматривать кооперацию как одну общую и единую систему, независимо от ее формы. Это очень важно, поскольку в стране работает большое количество производственных и потребительских кооперативов. Вместе с тем существует критерий, который не дает потребительской системе Центросоюза в полной мере воспользоваться субсидиями государства. Речь идет о постановлении Правительства РФ № 623. Оно предусматривает оказание грантовой поддержки потребительским обществам, если 70% выручки формируется за счет видов деятельности, аналогичных видам деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов, таких как заготовка, хранение, переработка и сбыт сельскохозяйственной продукции.
«Этот критерий сильно ограничивает возможность получения потребительскими обществами грантов, в связи с этим она носит больше декларативный характер, — считает глава Центросоюза. — Приведу цифру: в 2015 году поддержка могла быть оказана лишь трем из почти трех тысяч потребительских обществ. В то время как предоставляемые суммы способны сыграть существенную роль в работе кооператива: максимально каждый из них может получить 70 млн рублей. В прошлом году на грантовую поддержку было выделено 400 млн рублей из федерального бюджета, а в перспективе она будет поднята до 1,5 млрд рублей. Кооператоры ждут от государства помощи не только в виде грантов и предоставления субсидий на модернизацию или закупку, но также и содействия в сбыте продукции, в том числе и через сетевой ретейл».

...и их решения. Примером активного участия региона в развитии кооперации может послужить Республика Татарстан. «Раньше без потребкооперации мы не представляли своей повседневной жизни, особенно это касалось сельской местности. Сейчас же, растеряв былую славу, нам сложно адаптироваться к современным условиям, где огромную конкуренцию составляют федеральные торговые сети, — делится председатель правления Алексеевского РАЙПО Алексеевского района Республики Татарстан Ильнур Хайбуллин. — Нашему РАЙПО уже более 80 лет, и на протяжении последних 20 лет главной задачей было сохранить имеющуюся материально-техническую базу. Конечно, без помощи властей это было бы сложно. Поддержкой республики мы пользуемся очень активно: в нашем распоряжении госпрограммы, субсидии, гранты. Даже сложный кризисный год удалось преодолеть достаточно уверенно. К примеру, в 2015 году Минсельхоз РТ оказал содействие в приобретении 100 автомобилей марки «Газель». При этом мы оплатили за них только 20% стоимости. Субсидии на закупку сырья также являются существенным подспорьем, благодаря которым мы можем реализо-вывать продукцию по закупочной цене. В Татарстане субсидируется более 20 направлений. Еще один вид поддержки — гранты, лизинг-гранты на покупку сельхозоборудования. Пользуясь нашими услугами, республика работает и над повышением деловой активности на селе. В прошлом году Минсельхоз РТ организовал бесплатную раздачу семян овощных культур местному населению. Все, кто имеет приусадебные участки (а это не только физические лица, но и районные учреждения), высадили у себя лук, морковь, свеклу, цветную капусту. Осенью они получили неплохой урожай, а мы скупили его у них по рыночной цене. От этой деятельности каждый получил свою выгоду. Надо понимать, что крупные кооперативы — это центр силы в любом районе, дающий людям работу и питание. Я убежден, что за кооперацией будущее. Будем надеяться, что вскоре она найдет свою нишу и вновь наберет силу».