В 2020 году экономика России столкнулась с определенными вызовами, и переработка молочной продукции не стала исключением. Однако даже в год пандемии коронавируса отрасль все же сработала без сбоев и показала неплохой рост. Эта тенденция, по словам министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева, сохранится и в нынешнем году в силу ряда причин. «В 2020 году индекс производства сельхозпродукции составил 101,8%, пищевых продуктов — 104,3%, — отмечает Дмитрий Патрушев. — Прирост по молоку составил 770 тыс. тонн (2,5%). Об этом невозможно говорить без привязки к системам прослеживаемости. В частности, речь идет о системе «Меркурий». За 2020 год более чем в 1,5 раза было увеличено число электронных ветеринарных сопроводительных документов. На 1 декабря 2020 года было уже оформлено порядка 4 млрд сертификатов».
Система работает. Внедрение ФГИС «Меркурий» — это серьезный шаг в сторону прозрачности рынка и повышения качества продукта, в том числе молочной переработки. Одна из ключевых задач системы — снижение рисков фальсификации. С момента внедрения платформы ФГИС «Меркурий» в 2018 году уже выявлено более 628 тыс. нарушений в молочном производстве. Более 142 тыс. из них связаны с обращением неизвестного сырья и продукции, с продлением сроков годности товаров и вводом в оборот продукции с истекшим сроком годности. Также зафиксировано почти 117 тыс. случаев нарушения прослеживаемости продукции, когда нельзя полностью отследить производственную цепочку. Также было обнаружено более 1,3 тыс. и вовсе несуществующих производств. Выявленные нарушения уже не позволят продукции сомнительного качества попасть на прилавки магазинов. Более того, чтобы обеспечить более развернутую прослеживаемость подконтрольной молочной продукции, в 2021 году система «Меркурий» и система маркировки товаров Минпромторга России будут полностью интегрированы между собой.
К чему пришли. В 2020 году объемы производимых основных видов молочной продукции оставались выше уровня 2019 года. Производство питьевого молока выросло на 1%, сливок — на 15%, сметаны — на 3%, сыров — на 5%, сливочного масла — на 4%, мороженого — на 14%, сухих молочных продуктов — на 5%, сухой сыворотки — на 14%. Отрасль по-прежнему остается капиталоемкой, имеет долгий срок окупаемости и низкую доходность. Чтобы производитель чувствовал себя более уверенно, в России действует целая система мер господдержки. Это компенсация части затрат, снижение стоимости пользования кредитами, субсидия на произведенный объем товарного молока.
Новое в стандартах. В 2021 году Национальный союз производителей молочной продукции (Союзмолоко) планирует всерьез заниматься вопросами технического регулирования молока и молочной продукции. Это четкое разделение технического регулирования молочной продукции и продуктов с заменителями молочного жира, а также растительной продукции. Год назад Союз уже начал работать в этом направлении. Был разработал проект изменений в ТР ТС 033/2013, который в ближайшее время поступит на согласование на уровне России, а затем — ЕАЭС. В 2021 году планируется расширить перечень минимально допустимых уровней по остаткам ветеринарных препаратов в продукции. Союзмолоко выступает за внесение изменений в ТР ТС 021/2011. Например, нужно дополнить документ рядом положений, в том числе о применении дифференцированного подхода к разным видам продукции при наличии минимальных остаточных уровней содержания ветпрепаратов, а также о введении обязанности производителей сырья предоставлять информацию об использованных или неиспользованных препаратах.
Под запретом. Продолжается работа и с фальсификатом молочной продукции. Совместно с Роспотребнадзором, торговыми сетями Союзмолоко реализует специальный проект проверок молочной продукции. В 2020 году в магазинах Москвы, Подмосковья и Екатеринбурга было взято 211 образцов молочной продукции, в которых было обнаружено 85 нарушений, в том числе 26 фактов неправомерной замены молочного жира. В свою очередь, Роспотребнадзор производителей, вводящих потребителей в заблуждение, не допускает к поставкам на полки магазинов таких продуктов. Например, творог, на упаковке которого написано «творог», а указанная массовая доля жира соответствует натуральному продукту, но цена вызывает сомнение. Сказать, что это за продукт и каков его состав, можно только сделав анализ. И по вкусу замаскированную подделку очень сложно отличить. Только низкая цена на продукт может насторожить. Однако недорогая молочная продукция — это не всегда подделка! Чтобы сделать правильный выбор, нужно внимательно читать информацию на упаковке, не попадаться на маркетинговую уловку «ГОСТ» (на продукции, сделанной по ГОСТу, будет стоять номер стандарта, и не всякий покупатель может его знать). Или в составе того же сыра или сливочного масла не могут содержаться растительные жиры. Если так, то это сырный продукт или спред. И самое главное: лучше выбирать молочный продукт уже проверенных производителей. «К сожалению, сейчас в России нет такого термина, как «качество», — отмечает консультант в пищевой отрасли ООО «НВФ «Центр пищевых технологий» Александр Сотников. — Есть только «безопасность». И выбрать, какой творог или кефир вкуснее, сложно. Однако в каждом регионе есть свои производители, включая крупнейших игроков рынка. Но даже их продукция от региона к региону отличается качеством». В последние пять лет на рынке переработки молочной продукции в России перестановок в тройке лидеров не замечено. По-прежнему на первой строчке остается Danone Group («Данон Трейд») с выручкой в 109,5 млрд рублей, серебро у «Вимм-Билль-Данн» (PepsiCo) — 100,3 млрд, замыкает тройку лидеров ГК «Ренна» — производитель молочной продукции под брендом «Коровка из Кореновки» с выручкой в 30,3 млрд рублей. На почетном четвертом месте ГК «Молвест» — 23,5 млрд, «Комос Групп» («Милком») — 22,9 млрд рублей.
Поддержка растет. В 2020 году порядка 28 млрд рублей было направлено на поддержку КФХ, в том числе семейных ферм. Выплаты получили около 4 тыс. фермеров и кооперативов. «Работа по совершенствованию механизмов господдержки МСП продолжается, — отмечает замминистра сельского хозяйства РФ Оксана Лут. — По запросу фермерского сообщества продлены на 12 месяцев сроки использования грантов для получателей 2019-2020 годов, которые не смогли их освоить из-за пандемии. Кроме того, с 2021 года у фермеров появилась возможность получать гранты при наличии задолженности по налогам, не превышающей 10 тыс. рублей. По просьбе фермеров Дальнего Востока была увеличена доля гранта на развитие семейных ферм в общей стоимости проекта с 60% до 70%».
Система сыровата. В феврале 2021 года в Комитете Госдумы по аграрным вопросам прошел круглый стол «О совершенствовании законодательства РФ в области защиты молочной продукции от фальсификата на примере работы системы «Меркурий» и ее интеграция с планируемым введением обязательной маркировки средствами идентификации отдельных видов молочной продукции. Результаты промежуточного эксперимента». В своем выступлении генеральный директор Союзмолоко Артем Белов отметил важность проводимой работы. «Мы сегодня вместе с предприятиями ведем активную работу с регуляторами, — отмечает он. — И нам уже удалось решить многие проблемы, возникающие при введении маркировки, однако сложности остаются».
И действительно, сложности есть. О них говорят и представители предприятий-переработчиков. Трудности возникли еще на этапе тестирования. Например, полностью отсутствуют технические решения для маркировки продукции для ряда производственных линий, и производитель вынужден эти линии менять.
Среди накладок также называются малые сроки поставок оборудования для маркировки, высокая стоимость кода, большое количество брака на выходе, низкая скорость производственных линии и проч.
«Честный знак» — Национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Центра развития перспективных технологий.
«Сегодня поставщики технических решений для маркировки товаров отказываются поставлять оборудование по обозначенной авторами проекта стоимости, — подчеркивает руководитель Южного молочного союза Константин Синецкий. — Это вызывает определенные трудности. Союз обратился в пять регионов с просьбой дать информацию о готовности к торговле и из общего количества торговых объектов, реализующих молочную продукцию, подлежащую маркировке, предприятий общепита и ряда других объектов, использующих данную молочную продукцию в качестве ингредиентов (2903), зарегистрированы в системе «Честный знак» 1047 предприятий. Это составляет только 5%. Остро стоит вопрос и с малыми производителями. Также наблюдается полное отсутствие понимания у КФХ того, как работает сама система. К тому же для многих стоимость интегрирования в систему будет неподъемной».
Выводы напрашиваются сами собой: система маркировки еще очень сырая, и многое предстоит отработать, и прежде всего решить проблемы производителей. У многих нет в штате технических специалистов, в небольших магазинах маркировку вовсе не внедрить, а дополнительное оснащение производственных линий оборудованием для маркировки обязательно скажется на повышении цены на конечный продукт.
Стрелка на Восток. Российские производители молока и молочной продукции видят большой потенциал для развития российско-китайских отношений. Лидерами России и Китая достигнуты договоренности по доведению объемов товарооборота к 2024 году до 200 млрд долларов. И отечественная молочная продукция была названа в числе перспективных в плане развития экспорта. Сегодня более 230 российских предприятий получили право поставок молока и молочных продуктов в Китай. Свою лепту в развитие экспорта молочной продукции вносит и Союзмолоко. В списке «первоочередных дел»: введение новых мер господдержки экспортеров, работа по освоению новых рынков сбыта, снятие торговых барьеров. В 2020 году Союзом был предпринят ряд шагов, которые позволили, например, открыть доступ для экспорта российской молочной продукции в такие страны, как Алжир, Египет, Саудовская Аравия, Япония, Южная Корея, Вьетнам. В Китай уже возможны поставки сухих молочных продуктов. Теперь компенсация затрат на транспортировку экспортной продукции составляет 25% от общей стоимости затрат на логистику, то есть включает и зарубежное направление. Также был запущен механизм компенсации до 90% затрат на сертификацию продукции на внешних рынках.
Новая стратегия. В Москве прошел XII Съезд Национального союза производителей молока, где была выработана новая стратегия развития отрасли. Также были подняты наиболее острые вопросы, в том числе по внедрению маркировки в отрасли, по контролю за остаточными следами антибиотиков в сырье и готовой продукции, по расширению видов господдержки, техническому регулированию продуктов с заменой молочного жира и растительных продуктов. «В 2020 году объем производства молока в России превысил 32 млн тонн, что на 855 тыс. больше показателя 2019 года, — это лучший результат за последние 10 лет, — отметил Дмитрий Патрушев в приветственном слове. — Производители молока и молочной продукции сегодня имеют доступ к самому широкому набору инструментов поддержки, включая субсидии, льготное кредитование, возмещение части капитальных затрат и гранты. В текущем году будут сохранены все существующие меры господдержки, и Минсельхоз рассчитывает на дальнейшую позитивную динамику и ожидает, что производство молока в 2021 году составит не менее 32,6 млн тонн».
Острые вопросы. На прошедшем в феврале 2021 года в Новосибирске II съезде регионального отделения объединения производителей молочной продукции «Союзмолоко. Сибирь» были еще раз обозначены вопросы, с которыми сталкиваются почти все производители и переработчики молока. Это высокие затраты на введение обязательной маркировки молочной продукции, низкие цены на молоко при значительном росте его себестоимости, дефицит перерабатывающих мощностей, например, в той же в Новосибирской области. Вызывает озабоченность у бизнеса и запрет вывоза сырого молока и скота, в том числе племенного, за пределы региона в связи с введенной летом 2020 года Россельхознадзором по требованию Международного эпизоотического бюро регионализации по ящуру. «Существующие тенденции могут серьезно затормозить развитие молочной отрасли, — подчеркнул в своем выступлении генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. — Самая серьезная из них — снижение доходности сырого молока. В 2020 году была заложена диспропорция между ростом себестоимости производства и переработки и розничными ценами на молоко и молочные продукты».
По словам руководителя регионального отделения «Союзмолоко. Сибирь» Игоря Елисеенко, на фоне роста производительности молочных хозяйств и производства молока в целом ситуация с перерабатывающими мощностями в Новосибирской области остается даже катастрофической. «Регион сегодня производит 1,7 тыс. тонн, но перерабатывается всего 43% производимого молока. Дополнительную проблему дает регионализация по ящуру: за пределы области можно вывозить только пастеризованное молоко! Вызывает крайнюю тревогу и то, что такие крупные игроки на рынке, как PepsiCo и Danone, сокращают производство молочной продукции в пользу более доходной немолочной. Потому развитие собственной переработки — безусловный приоритет. Также среди достижений можно назвать и успешную борьбу в последние годы с фальсифицированной продукцией. За последний год таких продуктов стало очень мало, и, возможно, скоро они исчезнут совсем», — отметил Игорь Елисеенко.