По некоторым оценкам, отечественные картофелеводы не только приблизились к этим показателям, но и превысили указанные Минсельхозом РФ ориентиры. Так, в 2022 году из-за рубежа под посевную, по данным Картофельного союза, было завезено 13 тыс. тонн семян картофеля, а высажено порядка 3,6 млн тонн. То есть доля импортного посадочного материала составила менее 1%. Проблема в том, что большую часть выращенных в России семян картофеля составляют сорта зарубежной селекции.
Что не так с русской картошкой. По разным оценкам, доля сортов отечественной селекции в общем объеме высаживаемого в России картофеля составляет от 8 до 10%. Семеноводы предпочитают выращивать материал иностранной селекции, потому что на него легче найти покупателя. Такая ситуация сложилась сравнительно недавно. Так, по наблюдениям Россельхозцентра, еще в 2015 году наиболее востребованными сортами картофеля были Невский и Удача. Но в 2022 году первенство уверенно удерживают Гала, Ред Скарлет, Коломба, т.е. сорта иностранной селекции.
С одной стороны, это объясняется тем, что в последние годы в России локализировались зарубежные селекционные компании — мировые лидеры. Они производили сорта, которые были востребованы такими же локализованными в России переработчиками — производителями картофельных чипсов, быстрого питания и т. д. Аграрии находили гарантированный сбыт, что сформировало определенный стереотип. Однако дело не только в стереотипах, считают российские селекционеры. Федор Пуздря, директор Костромского НИИСХ — филиала Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Исследовательский центр картофеля имени А.Г. Лорха», поясняет, что многие традиционные российские сорта по ряду параметров не выдерживали рыночной конкуренции с зарубежными собратьями. «Старые отечественные сорта хотя и превосходили зарубежные по некоторым показателям, в частности, более высокая урожайность на низком агрофоне и устойчивость к болезням, но по комплексу показателей не удовлетворяли требованиям рынка, — рассказывает селекционер. — А это такие важные признаки и свойства, как отзывчивость на факторы интенсификации (удобрения, средства защиты, полив), красивый внешний вид (поверхностные глазки, форма клубня, цвет мякоти и кожуры), устойчивость к механическим повреждениям, устойчивость к внешним и внутренним дефектам клубня (трещеноватость, уродливость, израстание, дуплистость, потемнение мякоти), засухоустойчивость и жаростойкость, стабильно высокая урожайность, товарность картофеля и другие, которыми не обладают старые сорта».
Исполнительный директор Картофельного союза Алексей Красильников отмечает, что для картофеля, из которого производят картофель фри и чипсы, по-прежнему используется продукция импортной селекции. При этом представитель Картофельного союза подчеркивает, что российские селекционеры не сидят сложа руки. Около 30 отечественных сортов разработано, находится в различной стадии регистрации и выпуска на российский рынок. Но вывести перспективный сорт мало, нужно, чтобы его взяли в разработку семеноводы, чтобы его семена в промышленных масштабах закупили агропредприятия. «Даже если новый сорт соответствует комплексу показателей современным требованиям и включен в госреестр РФ, это не значит, что он может широко пойти в производство, — поясняет Федор Пуздря. — Только на практике, если он хорошо себя зарекомендует на большой площади при больших объемах производства и хранения, можно сказать, что данный сорт полностью удовлетворяет требованиям рынка».
А есть ли проблема? Одной из главных задач, поставленных правительством перед отечественными селекционерами и семеноводами, было преодоление зависимости от импорта. Главным аргументом для обозначения важности этой задачи была вероятность того, что при прекращении поставок из-за рубежа отечественный АПК останется без семян. Однако с картофелем такая ситуация сельскому хозяйству не грозит.
В частности, по данным Картофельного союза, в 2021 году в России было высажено 724 тыс. т семенного картофеля. В общей массе всего 63 сорта были выведены отечественными селекционерами, а 460 сортов зарубежной селекции. Казалось бы, результат неутешительный. Но это только если не учитывать, что большинство семян иностранной селекции было произведено на территории РФ.
В КФХ «Егорша» (Тульская область) занимаются селекцией и выращивают семена картофеля. География продаж предприятия выходит далеко за пределы родного региона — Московская, Вологодская, Рязанская, Ростовская, Брянская области и др. Хозяйство предлагает картофелеводам семенной материал и отечественной, и зарубежной селекции. «Произведенные не первый год в России семена сортов зарубежной селекции — это уже наши семена», — поясняет глава КФХ «Егорша» Егор Березовский. То есть в закупках семян за рубежом отечественные картофелеводы практически не нуждаются, все производится в России. Нужно ли популяризировать российские сорта, работать над выведением новых, если можно обеспечить картофелеводов семенами популярных сортов востребованного переработчиками картофеля без дополнительных затрат? Нужно, уверены отечественные семеноводы.
Чтобы законно локализовать семена иностранной селекции, необходимо заключить договор с зарубежными правообладателями. Поэтому определенный риск зависимости от иностранных компаний все же существует. И сейчас созрела благоприятная ситуация для постепенного замещения импортных сортов собственными. Причем семеноводы и селекционеры уверены, что пытаться полностью заместить зарубежные сорта не стоит, они должны присутствовать на отечественном рынке для поддержания сортового разнообразия.
Егор Березовский рассказывает, что наряду с размножением популярных иностранных сортов предприятие занимается довольно успешно продвижением семян собственной селекции. Так, в 2022 году хозяйство вывело на рынок сорт Варяг, проводит испытания сорта Михайловский.
Практически ежегодно российские селекционеры заявляют о новых перспективных сортах. «Из таких новых сортов отечественной селекции можно назвать Прайм, Фламинго (селекции «Дока-генные технологии»), Садон, Спринтер (селекции ФИЦ картофеля им. А.Г. Лорха совместно с «ФАТ-Агро»). Подают надежды и много новых сортов отечественной селекции, но они пока только размножаются. Для огородников можно порекомендовать новые, устойчивые к фитофторозу Ариэль и Розовый Чародей (селекции ФИЦ картофеля им. А. Г. Лорха). Эти сорта пластичны, дают высокий урожай в любой год при минимальной защите и хорошо используют почвенное плодородие», — рекомендует Федор Пуздря.
От селекции — к выращиванию в промышленных масштабах. Таким образом, получается, что есть задача, есть предпосылки к ее решению, есть перспективы. Руководитель аппарата Картофельного союза Татьяна Губина подчеркивает, что российская селекция товарного картофеля, продовольственного и переработка достойны внимания. Тем не менее российские сорта по-прежнему в меньшинстве на полях картофелеводов.
Эксперты поясняют, что зарубежные компании заходили на российский рынок со своими сортами, семенами, сельскохозяйственной техникой, СЗР, переработкой и торговыми сетями. Сегодня это отлаженный механизм, который хорошо локализовался в России, довольно успешно работает, поэтому его не стоит ломать, необходимо постепенно «замещать детали» без потери эффективности. В этой работе важная роль принадлежит государству, считают и картофелеводы, и представители власти.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров констатирует, что семена отечественной селекции востребованы бизнесом в меньшей степени, чем хотелось бы. Одним из способов решения проблемы и переориентации на отечественную селекцию в семеноводстве он считает формирование государственного задания, чтобы семена, которые разрабатываются в рамках научной деятельности, не оказывались на полках или где-то в закромах, а реально использовались в высеве отечественных культур.
Сегодня картофелеводам доступны разные виды господдержки — субсидии, возмещение части капзатрат на создание мощностей хранения и селекционно-семеноводческих центров, льготное кредитование и лизинг, поддержка производства семенного картофеля.
Но это только первый этап, потом урожай нужно будет реализовать. Для этого необходимо заинтересовать покупателя. Один из рыночных механизмов — картофельные фестивали, дегустации, презентации, чтобы довести отечественную продукцию до прилавка, преодолеть инерцию торговых сетей, ориентирующихся в основном на европейскую селекцию. Эту работу активно проводит Картофельный союз. «У союза есть предложение по организации в торговых сетях, торговых точках отдельных прилавков под картофель отечественной селекции, это позволит заключать долгосрочные договоры с производителями, давать им возможность планировать выручку. Мы активно двигаемся в этом направлении», — рассказывает Алексей Красильников.
Главный агроном компании «СеДеК» (производство и продажа высококачественных семян и семенного картофеля высоких репродукций) Анатолий Осихов отмечает, что во многих регионах картофелеводы просто не знают о появлении новых российских сортов, их качествах. «Необходима популяризация, которую мы активно ведем», — поясняет эксперт. Компания готова представить картофелеводам новые сорта Женечка, Илона, Императрица, Ассоль, Фермер. В компании «СеДеК» уверены, что общими усилиями уже в ближайшие два-три года можно переломить устоявшийся тренд, сменить приоритеты и переориентировать основную массу агрохозяйств на отечественные сорта.
Помимо рыночных методов работает определенный государственный протекционизм, финансовая поддержка тех, кто поддерживает отечественного производителя.
Генеральный директор агроцентра «Коренево» Алексей Журавлев рассказывает, что 25 сортов картофеля отечественной селекции вошли в государственную программу по субсидированию 70% затрат на покупку семенного материала картофеля отечественной селекции.
Самая большая проблема состоит в том, что агрохозяйства не хотят брать на себя обязательства по производству большого объема картофеля отечественных сортов, не имея гарантий реализации этой продукции. В качестве очередного шага к завоеванию русского поля русской картошкой Минсельхоз РФ в рамках Федеральной программы поддержки селекции и семеноводства отобрал ряд новых отечественных сортов для анализа их возможностей. Их планируется распределить по категориям (столовый картофель, картофель для чипсов, картофель фри и т. д.), просчитать потребности совместно с агрохозяйствами, торговыми сетями, переработчиками и сформировать дорожную карту по размножению и выращиванию этих сортов в промышленных масштабах.
Текст: Ника Ларина