Экзамен на зрелость

Экзамен на зрелость

Россия намерена побороться за место в «премьер-лиге» мирового продовольственного рынка, нарастив экспорт готовой сельхозпродукции
За последние годы Россия добилась впечатляющих результатов в общих объемах продовольственного экспорта, но его внутренняя структура не может считаться удовлетворительной до тех пор, пока в ней будет доминировать сырье. Выход на внешние рынки с готовой продукцией пищепрома и сельхозпереработки — задача куда более сложная, нежели экспансия в традиционных российских сегментах: зерне, мороженой рыбе и подсолнечном масле. Ее решение в ближайшие годы станет новым «экзаменом на зрелость» для отечественного АПК.

Преобладание первичной продукции в структуре российского аграрного экспорта — устойчивый тренд, глубина которого измеряется столетиями. Еще в XVI веке Россия начала экспорт в Европу пеньки, из которой затем в Англии и Голландии делали корабельные канаты, а на рубеже XIX-ХХ веков почти половину прибыли от внешней торговли страны обеспечивали доходы от продажи зерна.

От битвы за урожай — к битве за добавленную стоимость
В советский период главной экспортной статьей стало другое сырье — нефть, которая по-прежнему удерживает первое место в структуре вывоза, но и в аграрном сегменте преимущественно сырьевой характер экспорта сохранился. За 17 лет нынешнего столетия экспорт сельхозпродукции и продовольствия из России вырос в 15 раз — с $1,3 млрд в 2000 году до $20,1 млрд в 2017-м, но в прошлом году примерно треть этого объема — $7,44 млрд — пришлась на зерно, а еще порядка $3 млрд — на мороженую рыбу и ракообразных. Для сравнения: объем пшеничной и ржаной муки в 2017 году составил лишь $64,1 млн, а готовой или консервированной рыбы было вывезено всего на $50,2 млн.
«Наш экспорт концентрируется в сырье: мы лидеры по поставкам пшеницы, крупный экспортер сырого подсолнечного масла, много чего вывозим на мировой рынок, но кто, например, лидирует по переработанной продукции? Турция. Из объема глобального рынка муки в 12 млн тонн на ее долю приходится около 40%, или 5 млн тонн», — констатировал президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский в своем выступлении на Гайдаровском форуме в начале этого года.
Несложно догадаться, что основная часть зерна для этой муки поставляется из России, а вся добавленная стоимость, которая формируется на каждом этапе обработки первичной продукции, достается другим странам. При этом стоимость сырьевого аграрного экспорта очень чувствительна к колебаниям мировых цен, что хорошо заметно по тому же рынку зерна. В 2014 и 2017 годах физический объем зернового экспорта различался почти в полтора раза — соответственно, 30 млн и 42,8 млн тонн, однако из-за прошлогоднего снижения цен на зерно его стоимость оказалась почти одинаковой — в диапазоне $7-7,5 млрд. А вот для сравнения статистика экспорта мяса и мясопродуктов за тот же период: его стоимость и вес выросли пропорционально, примерно в 2,8 раза, со $108 и 79,5 тыс. тонн в 2014 году до $307 и 229 тыс. тонн в 2017 году.
Несмотря на явные успехи в импортозамещении, Россия продолжает ввозить продовольствие (в прошлом году его импорт ощутимо усилился из-за укрепления рубля), причем в основном именно готовую продукцию. «В этом году мы ожидаем рекорд российского экспорта, но и импорт тоже возрастет. Нужно понимать, что на глобальном рынке крупнейшие экспортеры являются и крупными импортерами. Дисбаланс состоит в том, что Россия экспортировала 65 млн тонн продовольствия, а импортировала 21 млн тонн. Это говорит о том, что страна экспортирует дешевое сырье и импортирует продукты с высокой добавленной стоимостью», — отметил в начале октября в ходе выставки «Агропродмаш» глава Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько.

Накопление тактических успехов
По оценкам экспертов, доля несырьевых продуктов в российском аграрном экспорте на сегодняшний день составляет всего 15-20%. И все же немалые результаты в экспорте готовой сельхозпродукции уже достигнуты. Один из убедительных примеров — уже упомянутый рынок мяса, хотя пока более 50% экспорта в этом сегменте приходится на мясо птицы, а основная часть крупных покупателей — страны постсоветского пространства: Казахстан, Украина (по факту — ДНР и ЛНР, которые в российской таможенной статистике отражаются как Украина), Белоруссия, Киргизия, Армения. Однако потенциал роста экспорта уже давно был понятен ведущим производителям.
«Для нас стратегически важно развивать экспорт продукции с добавленной стоимостью — более высокого передела. В прошлом году мы экспортировали рекордный объем — 250 тыс. тонн мяса. На мой взгляд, это только начало пути. Считаю, что к 2025 году мы могли бы увеличить эту цифру кратно, в пять-семь раз, и довести объем экспорта российского мяса на внешние рынки до 4-5 млрд долларов США», — заявил в марте один из владельцев холдинга «Мираторг» Виктор Линник, выступая на Всероссийском форуме сельхозпроизводителей.
Есть приличные достижения и в экспорте пшеничной муки: в прошлом году ее было вывезено 198,3 тыс. тонн, доходы от экспорта муки выросли более чем десятикратно. К 2020 году ожидается рост физических объемов до 265 тыс. тонн, хотя это все равно немного как в отношении к общему объему внутреннего производства муки (всего несколько процентов), так и в сравнении с объемами стран-лидеров. Та же Турция в прошлом году экспортировала 3,6 млн тонн муки.
Некоторые виды продовольствия хотя и экспортируются в натуральном выражении в небольших объемах, но показывают в последние годы бодрую динамику. Так, по данным Федеральной таможенной службы, вывоз из России экстрактов и концентратов кофе в 2013-2017 годах вырос в 1,4 раза, до 23,7 тыс. тонн и $154 млн. Значительно расширились поставки за рубеж российского мороженого — с 12,8 тыс. тонн в 2013 году до 18,5 тыс. тонн ($47,3 млн) в 2017-м. В четыре раза за это же время увеличился экспорт приготовленных или консервированных томатов — до 5,61 тыс. тонн ($5,4 млн), в 3,9 раза — вывоз меда, до 1,96 тыс. тонн — на $5,9 млн. Экспорт готовых продуктов из зерна, муки и крахмала показал в прошлом году рост на 7%.
Несмотря на довольно скромные объемы экспорта готовой пищевой продукции в сравнении с продовольственным сырьем, многим компаниям, ориентированным на мировой рынок, удалось перейти от деклараций к реальным поставкам своей продукции за рубеж. Об этом можно судить как минимум по ленте агроновостей. Сообщения о том, что та или иная российская компания АПК начала экспортировать свою продукцию, или же о договоренностях между Россией и очередным зарубежным партнером о поставках продовольствия, в последние несколько лет появлялись регулярно. Благодаря этой работе, которая стала одним из главных направлений деятельности Минсельхоза РФ, число стран, импортирующих российскую мясную продукцию, по данным таможенной статистики, выросло за последние три года с 33 до 48, продукцию мукомольно-крупяной промышленности — с 59 до 68, овощи — с 66 до 76.
Некоторые из достигнутых соглашений можно смело считать историческими. Например, в сентябре прошлого года управление Саудовской Аравии по продовольствию сняло запрет на поставки из России говядины, баранины, козлятины, мяса птицы и яиц, а также переработанной мясной продукции. Произошло это в преддверии первого в истории визита саудовского короля в Москву. Большой потенциал наращивания экспорта российского продовольствия есть и у других арабских стран. В прошлом году объемы экспорта халяльного мяса птицы увеличились почти в два раза — с 28 тыс. до примерно 50 тыс. тонн, сообщил в мае в ходе ежегодного форума KazanSummit руководитель Международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Айдар Газизов. Основными экспортерами в этом сегменте стали птицефабрики группы агропредприятий «Ресурс» и компании «Черкизово», а также пробные отгрузки осуществлял «Мираторг». Однако в экспортный процесс включились не только лидеры отрасли — крупные агрохолдинги. О началах поставок баранины в Иран в прошлом году, к примеру, заявляли совсем небольшие мясокомбинаты из Дагестана.

Несырьевые акценты
В следующем году стартует реализация проекта «Экспорт продукции АПК», который уже получил одобрение президиума Совета при президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Наращивание экспорта готовой продукции является одной из ключевых составляющих проекта: к 2024 году планируется в 2,5 раза увеличить вывоз продукции пищевой и перерабатывающей промышленности.
В числе определенных документом приоритетных для экспорта товарных групп значатся несколько сегментов готовой продукции. Предполагается, что к 2024 году пищевая и перерабатывающая промышленность смогут обеспечить прирост продовольственного экспорта на $5,2 млрд, а мясная и молочная продукция еще на $2,2 млрд.
В ходе реализации национального проекта по продовольственному экспорту работа по открытию новых рынков для российской продукции, безусловно, будет продолжена, тем более что степень проникновения на самые перспективные из них — индийский и китайский — пока весьма незначительна. Вопросов для решения здесь еще множество. «У нас сегодня есть полное понимание, где будет востребована наша продукция — это Китай, Индия, страны Юго-Восточной Азии, Африки, Персидского залива. Но есть определенные ограничения. К примеру, мы рассчитываем более чем в четыре раза нарастить экспорт мясной и молочной продукции, но сделать это без обеспечения ветеринарного благополучия на территории России просто невозможно. Поэтому мы продолжим вести переговоры со странами-импортерами, будем разрабатывать национальные программы контроля по борьбе с заболеваниями животных, субсидировать сертификацию продукции АПК», — заявил в своем выступлении на главной сельхозвыставке России «Золотая осень-2018» министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев.
Также в ближайшие годы планируется существенно нарастить транспортно-логистическую инфраструктуру, способную обеспечить рост продовольственного экспорта, в том числе несырьевого. Минсельхозом России в связи с этим предусмотрено строительство новых распределительных центров, наращивание портовых и перевалочных мощностей, развитие цифровых технологий в логистике. Кроме того, в рамках проекта будет проводиться системная работа по продвижению отечественной сельхозпродукции на внешних рынках, поскольку расширение сбыта готовой пищевой продукции немыслимо без грамотного маркетинга. Эта задача будет решаться как посредством создаваемой сети представителей Минсельхоза за рубежом, так и за счет субсидирования деятельности Российского экспортного центра.
В значительной степени будущие экспортные успехи зависят от слаженных действий участников рынка. Первые примеры объединения усилий для освоения внешних рынков уже есть. Так, в сентябре по инициативе генерального директора ОАО «Ленинградский комбинат хлебопродуктов им. Кирова» Натальи Загорской была создана национальная Ассоциация экспортеров муки, в которую вошли еще четыре ведущих предприятия этой отрасли: ГК «Беляевская мука», АО «Макфа», АО «Комбинат хлебопродуктов «Тихорецкий» и ГК «Грейн Холдинг». В общем объеме экспорта российской муки участникам ассоциации принадлежит около 70%, а благодаря сотрудничеству они намерены увеличить объем экспорта муки в 30 раз — до 7 млн тонн в год. «На мировых рынках РФ сталкивается с конкурентами в лице Турции, Казахстана и Украины, государственная поддержка которых не позволяет сегодня серьезно конкурировать с ними российским производителям по ценовому фактору», — отметила Наталья Загорская. В связи с этим новая ассоциация намерена добиваться комплексной господдержки экспорта муки, чтобы вывести его на принципиально новый уровень.