Добавить цвета

Добавить цвета

Как в 2023 году развивается российский рынок цветов

Тенденции развития цветочного рынка не меняются так быстро, как мода, считают эксперты, но сходятся во мнении, что ежегодно в отрасли происходят некоторые изменения. А если проанализировать последние 5-7 лет, станет заметно, что цветочная отрасль — сегмент достаточно динамичный. Мы решили выяснить, что нового принес рынку 2023 год. 

Цветочный тренд. Эксперты отмечают, что в текущем году серьезных изменений в ассортименте отечественного рынка не произошло.

«Цветы, занимавшие рейтинговые позиции, — розы и хризантемы, по-прежнему сохраняют лидерство. Правда, что касается хризантемы, сейчас производители пытаются заместить ее, потому что на рынке присутствуют цветы, которые дешевле выращивать, а значит, и продать их можно по более доступной для потребителя цене, — отмечает директор тепличного хозяйства ООО «Альфа» Эдуард Сотников. — Оте-
чественное производство роз остается стабильным, и они сегодня признанные лидеры российского цветочного рынка».

Этот факт подтверждает и управляющая делами Национальной ассоциации цветоводов Виктория Крылова. По ее данным, более 50% покупок в России приходится именно на этот цветок, который выращивают самые крупные отечественные комбинаты. Но и здесь не обходится без новаций. Дело в том, что, как отмечает Александр Литвиненко, член совета директоров ассоциации «Теплицы России», в 2023 году наметилась тенденция увеличения не одноголовых, а кустовых сортов роз.

«Если раньше они составляли 5% ассортимента выращиваемых роз, то сейчас в некоторых тепличных комплексах это число выросло до 30%. По сути это прямой ответ производителей на запросы торговли, — объясняет эксперт. — Сегодня предпринимаются попытки расширения ассортимента выращиваемой продукции за счет увеличения производства горшечных цветов, в частности горшечных роз».

В свою очередь Эдуард Сотников считает, что зимой 2023-2024 года российские производители сконцентрируются на выращивании тюльпанов, которые будут достаточно бюджетными и доступными для потребителя. ООО «Альфа» уже приступило к этому: часть площадей, на которых прежде компания выращивала хризантемы, теперь будет отдана под тюльпаны. Причина проста — спрос на эти цветы в России растет, а выращивать их выгоднее, чем хризантемы, потому что они лучше переносят холод и требуют меньше света.

«Еще один интересный момент — то, что в последние два года после ковида стало постепенно снижаться производство лилии, цветка, который относится к премиум-классу, — рассказал Эдуард Сотников. — Наше предприятие убедилось в этом на собственном опыте: мы сокращаем объемы производства лилии. Спрос на нее падает, и мы связываем это с тем, что сегодня стало больше аллергиков, которые реагируют на цветы, имеющие такой приторный запах».

Если отвлечься от изменений ассортимента, то можно обнаружить, что на отечественном рынке в 2023 году четко обозначилась тенденция импортозамещения.

«Наши производители начинают понемногу заниматься селекцией и производством собственного посадочного материала, переходят на удобрения отечественного производства», — отмечает Виктория Крылова.

Другой тренд цветочного рынка — концентрация производителей на увеличении продуктивности. Правда, он начал формироваться в стране еще несколько лет назад, но в 2023 году стал более устойчивым.

«Если раньше нормой считался показатель 220-250 штук цветов с квадратного метра на срез, то сейчас производители стремятся повысить его до 300 штук. Это происходит за счет выбора более продуктивных сортов при посадке, — объясняет Александр Литвиненко. — Активнее применяются биологические средства защиты, также к увеличению продуктивности ведет модернизация производств».

Добавить цвета

Рост или восстановление? «Сегодня звучат очень спорные мнения о том, вырос ли отечественный цветочный рынок в 2023 году. Скажу так: он не вырос, а восстановился после ковидных ограничений. В 2020 году рынок резко остановился в своем росте, что было вполне объяснимо: из-за пандемии не проводились корпоративы, люди меньше ходили друг к другу в гости и в целом передвигались куда-либо. Как результат — россияне покупали гораздо меньше цветов. В 2022 году рынок начал восстанавливаться, и данный процесс продолжился в нынешнем году, но это не рост в глобальной перспективе, — объяснил Александр Литвиненко. — Правда, сегодня происходит снижение продаж в сегменте высокой ценовой категории, но в целом, если сравнивать рынок с доковидными временами, то он выровнялся».

Виктория Крылова отмечает, что если говорить про структуру рынка, то здесь ситуация остается стабильной. «Для нас, однако, это печальная стабильность, потому что на сегодняшний день доля отечественного цветка на российском рынке составляет 17%, остальные по-прежнему привозят из-за рубежа. Зарубежный цветок составляет серьезную конкуренцию, потому что он прежде всего имеет низкую себестоимость, — отметила эксперт. — Дело в том, что основными поставщиками цветов для России являются Эквадор и Кения — страны, где выращивать цветы очень выгодно, поскольку этот процесс не требует больших затрат электроэнергии, а тепло и свет здесь всегда в избытке. Более того, цветы, поступающие из этих стран, рассматриваются в России по ставке 5%, входят в особый перечень товаров и растаможиваются под 2%. Ранее же, 15 лет назад, когда открывались большинство отечественных комбинатов, занимающихся выращиванием цветов, ставка таможенной пошлины составляла 15%. Так было до 2013 года, после чего выгоды для отечественных производителей стало меньше».

Камень преткновения. «Именно таможенная пошлина для импортного цветка является основной проблемой отечественных производителей, но, к сожалению, не единственной, — рассказала Виктория Крылова. — В России существует льготная кредитная ставка для сельского хозяйства, но никто из крупных цветочных комбинатов до сих пор не воспользовался льготным кредитом. Почему? Потому что возврат капитала в нашей отрасли происходит медленнее, чем определено условиями такого кредита».

Сейчас Национальная ассоциация цветоводов выступает с инициативой о продлении срока льготного кредитования, чтобы оте-
чественные цветочные комбинаты могли воспользоваться этим предложением.

Еще одна проблема, с которой сталкиваются отечественные компании, выращивающие цветы, — невозможность быстро масштабировать производство.

«Это требует огромных финансовых вложений, а потому не каждый производитель готов к этому. Хозяйства, которым недоступны кредиты на большую сумму, смогут расширить производство только благодаря серьезным инвестиционным проектам. Но пока поддержки со стороны государства и инвесторов нет. Хотя программа инвестирования в цветочный рынок смогла бы поспособствовать его развитию. Тем более что имеется пример перед глазами: несколько лет назад овощной бизнес столкнулся с проблемой, связанной со строительством теплиц, и решить ее помогла государственная программа, которая подразумевала возврат средств инвесторам», — отмечает Эдуард Сотников.

Еще один проблемный момент связан с посадочным материалом. По словам Александра Литвиненко, это происходит потому, что он попал в пятый санкционный пакет. Из-за этого российские производители столкнулись с серьезной нехваткой луковиц и саженцев. Решить данную проблему возможно, но, по словам эксперта, это требует больших временных и финансовых затрат.

«К сожалению, сегодня у нас полностью отсутствует институт селекционеров. Он был утрачен, и до сих пор мы привыкли полагаться на импортную составляющую. Теперь необходимо восстанавливать данный институт, но сделать это будет не так просто», — считает Эдуард Сотников.

Добавить цвета

Справиться со сложностями возможно. Эксперты уверены: в решении существующих проблем не обойтись без поддержки государства. По их мнению, одним из векторов, на который стоит обратить внимание, является льготное кредитование.

«В конце 2021 года Минсельхоз выпустил приказ, который предполагал выдачу кредитов по ставке не выше 5% в случае постройки новых комплексов. Все были уверены в том, что это даст новый импульс для развития цветочных производств. Однако практика показала, что в этом приказе не хватает уточнения о том, что льготный кредит можно получить не только для строительства новых, но и для модернизации уже существующих комплексов. Для этого льготное кредитование оказалось не предусмотрено. Было бы здорово, если бы в приказ внесли такое уточнение. Еще хотелось бы, чтобы цветочным производителям предоставили возможность пользоваться энергоресурсами по льготным тарифам, — поделился Александр Литвиненко. — Хотя в целом за последние два года поддержка сегмента со стороны государства выросла, но пока этого недостаточно для активного развития отрасли».

По мнению эксперта, важно обратить внимание и на кадровый вопрос. Он отмечает, что сегодня не создана система профессиональной подготовки агрономов по выращиванию цветов в защищенном грунте, хотя их подготовка необходима для гармоничного развития цветоводства защищенного грунта.

Красота букета. Важной и неотъемлемой частью цветочного рынка являются услуги цветочного дизайна, которые предоставляются флористами. Выращенные цветы особенно радуют глаз, когда оформлены в красивый и оригинальный букет. За несколько последних лет изменения произошли и в этом сегменте рынка.

Так, например, по словам вице-президента Национальной гильдии флористов Сергея Карпунина, около семи лет назад в отечественной флористике стал формироваться тренд на окрашивание цветов. Появились новые и безвредные натуральные красители, с помощью которых можно придать цветам необычный оттенок. Несколько поменялся тренд на композиционные решения в изделиях цветочного дизайна.

«Флористы уходят от круглой классики и делают свои букеты и композиции более необычными. Одновременно с этим на протяжении последнего десятилетия сохраняется тренд на естественность и даже ее контраст с искусственностью», — отмечает Сергей Карпунин.

Лейла Нигматуллина, руководитель салона «Цветы Люкс Азов», отмечает, что сегодня в моду входит цветовая палитра, перья и сухоцветы, которые используются при составлении букетов, необычной становится и форма упаковки.

«В этом году особенно популярно зелено-морское и персиково-белое сочетания, пудровые тона, — рассказывает флорист. — Сейчас в условиях высокой конкуренции важно делать что-то необычное, то, что готов предложить не каждый специалист. Например, в моем случае это раскидистые букеты, которые еще называют растрепышами. В нашем регионе они пользуются спросом. Хотя, конечно, есть и клиенты, которые приходят за традиционными букетами и не приветствуют какие-либо новации». В 2023 году российские флористы стали больше использовать продукцию отечественных производителей. Как отмечает Сергей Карпунин, одна из причин — более низкая стоимость по сравнению с импортными цветами и хорошее качество. Российские производители за последние годы нарастили объемы производства, при этом значительно подняв уровень.

«Сейчас при составлении своих букетов я чаще работаю с местным цветком, и мне это нравится. Хотя пока еще возникают некоторые вопросы к качеству их товара, но, уверена, со временем они будут решаться», — делится Лейла Нигматуллина.

Добавить цвета

Заглянуть в будущее. Размышляя над дальнейшими путями развития цветочного рынка в 2023 году, эксперты делают разные прогнозы. Эдуард Сотников считает, что рынок будет развиваться в прежнем темпе и с сохранением уже сформировавшихся тенденций.

«Единственное, что действительно будет меняться на рынке, — это цветовые предпочтения потребителей. Если раньше россияне выбирали в основном красные и желтые тюльпаны, то сейчас на смену ярким цветам приходят более приглушенные, нежные, пастельные расцветки: розовые и нежно-розовые. Это я наблюдаю уже около пяти лет и думаю, что такая тенденция будет сохраняться», — уверен эксперт. Виктория Крылова в свою очередь описывает два возможных сценария дальнейшего развития цветочного рынка. По первому оптимистичному сценарию ситуация будет развиваться в том случае, если государство поддержит отрасль, у которой есть большой потенциал.

«Недавно наша ассоциация проводила исследование и пришла к выводу, что сейчас в России тепличные комплексы по выращиванию цветов занимают 168 га, а территория, которая пригодна, принадлежит комбинатам и готова к использованию, занимает 147 га. То есть использование этих земель позволит почти в два раза увеличить объемы цветочного производства в стране, а при должной поддержке это можно сделать в очень короткое время, — отмечает эксперт. — При негативном же раскладе развитие отечественного цветочного рынка окажется под угрозой. Дело в том, что если для ввоза зарубежного цветка из Кении и других стран-поставщиков будут создаваться еще более льготные условия, то импортный цветок будет дешеветь, а для российских производителей выращивание цветов станет совсем невыгодным. В этом случае есть вариант переквалифицироваться и заняться выращиванием огурцов и помидоров, но тогда отечественный цветочный сегмент придет в упадок».

Александр Литвиненко уверен, что российский цветочный рынок будет развиваться в ближайшем будущем довольно успешно, поскольку есть предприятия, которым удалось грамотно организовать работу, правильно подойти к вопросу о подготовке собственных кадров и из года в год наращивать производственные площади. За счет этого повышается качество продукта и расширяется ассортимент, и, по мнению эксперта, движение рынка в этом направлении будет продолжаться и впредь, хотя и не быстрыми, а медленными шагами.

«Что касается импорта цветов, то и здесь возникла определенная стабильность: произошла некоторая переориентация поставок, изменилась логистика, есть некоторые перемены в географии и объемах. Но думаю, все продолжит развиваться по уже выработанному сценарию, — уверен Александр Литвиненко. — Хочется верить, что в ближайшем будущем россияне изменят отношение к присутствию цветов в своей жизни. Дело в том, что сегодня в нашей повседневности недостаточно цветов. Мы мало их дарим, мало наполняем ими окружающее пространство. Для цветов мы находим чаще ситуативные поводы — дарим их обычно по праздникам. Хотя наукой давно доказано, и это подтверждают современные нейробиологи, что радость, которой мы отвечаем на подарок в виде букета, положительно влияет на человеческий мозг. Если мы однажды придем к тому, что каждую пятницу, возвращаясь домой, мужчина будет покупать любимой женщине или маме букет цветов, то совсем скоро увидим, в каком позитивном ключе и как стремительно развивается цветочный рынок».