Для тружеников аграрного сектора важно не только доскональное знание этой сферы, но и умение сохранять силу духа вне зависимости от испытаний, которые подкидывает жизнь. О том, как добиться успехов в своем деле и как продвигать новый бренд, «Вестнику АПК» рассказывает руководитель крестьянского хозяйства из Ленинградской области Андрей Богданов.

Курс на здоровое питание
— В 2011 году была реализована амбициозная затея — построить образцовое фермерское приусадебное хозяйство на 4 гектарах земли в экологически чистом районе Ленинградской области. 
Наша сфера деятельности — это про выбор качества жизни. Она не ограничена рамками поля, офиса или завода. Под брендом «Родные ладони» сегодня развивается несколько взаимосвязанных проектов, представляющих собой единую экосистему, центром и фундаментом которой является фермерское хозяйство. 
Помимо фермы мы запустили интернет-магазин shop.ladoni.farm. Здесь можно заказать продукты с доставкой на дом, а также ознакомиться с актуальными новостями хозяйства. В магазине представлена продукция нашего производства и наших партнеров. Архитектура сети — отдельное технологическое решение. Мы находим производителя, проверяем его всей командой, чтобы продукт полностью соответствовал нашим вкусовым и качественным параметрам, был по-настоящему отменным и вписывался в наш формат. Корректируем стандарты производства под пожелания наших клиентов, и после того как технология изготовления удовлетворила все стороны, запускаем продукт в продажу.  

Таким образом, бренд «Родные ладони» является гарантом качества для нас и наших клиентов.  Кроме того, в 2020 году мы запустили агротуристический проект agrotour.ladoni.farm для развития сельского туризма, большей популяризации фермы в частности и регионального туризма в целом.  Находясь в 11 км друг от друга, ферма и агротуристический комплекс крепко взаимосвязаны. А интернет-магазин, распределительный центр которого находится в Санкт-Петербурге, является завершающим элементом экотриады. Проживающие могут заказать продукты в домик, а также стать нашими постоянными клиентами в городе и области, могут посетить вместе с семьей и друзьями ферму, наблюдать за сбором урожая, сенокосом и выпасом животных. Могут провести корпоратив с фермерской кухней, заказать банные процедуры или порыбачить. 
Мы создаем свой клуб друзей проекта «Родные ладони», в котором каждый, кто ищет настоящее, обязательно его находит. 

Как продвигать свой бренд
— Яркая, привлекающая внимание картинка — это полдела. Необходимо, чтобы бренд и продукт, который он представляет, дополняли друг друга.  Наш бренд мы разрабатывали 9 месяцев вместе с профессионалами, продумывали каждую линию. Результатом этой работы стала новость года: он вошел в самый авторитетный в мире ежегодный каталог логотипов.  Большое значение сыграл, конечно, стартовый капитал. До активной фазы развития мы дошли за счет собственных средств, без кредитов. Затем мы стали взаимодействовать с АПК и ФПП и в течение нескольких лет получали (и получаем) финансовую поддержку по целевым программам поддержки как семейная животноводческая ферма и как субъект МСП. При выходе на рынок самое трудное — доказать, что твой продукт разительно отличается от массового и аргументировать его стоимость.  Кто наш ценитель? Тот, кто знает настоящую ценность и стоимость продукта; тот, кто понимает, что настоящее дороже имитации или заменителя. Такой клиент легко становится постоянным.

Работа на результат
— Проект «Родные ладони» заканчивает год на подъеме. Это был год активной оцифровки. Мы перестроили систему продаж в пользу более глубокой аналитики. Пересобрали управляющую команду и команду специалистов. Разработали (с поддержкой ФПП) первую версию имитационной модели комплекса КРС с доильной линией. Описали и внедрили ряд системообразующих бизнес-процессов: логистики, снабжения, закупки, складского учета, производства и т.п. Разработали и внедрили систему реальных регламентов на производстве для всех сотрудников. Внедрили систему распознавания лиц для учета рабочего времени сотрудников. Начали сотрудничество с СПбГАУ (через посредничество Союза органического земледелия) по программе разработки проекта «умного» органического земледелия, в рамках которого наши земли предоставляются в качестве экспериментальной площадки для выращивания картофеля. Колоссальный спрос на внутренний туризм в конце этого лета обеспечил нашему агротуристическому комплексу непрерывный поток посетителей, а также внимание со стороны областных организаций, которые занимаются развитием туристических маршрутов и гастрономических туров. Наш объект даже неформально назвали «жемчужиной Волосовского района».
Главные трудности возникли в трех моментах. Во-первых, мы потеряли много денег, пытаясь выращивать большие объемы органического картофеля самостоятельно без привлечения специалистов. По этой причине мы запросили поддержку в СОЗ. В успешных результатах данного сотрудничества также заинтересован АПК. Мы надеемся, что в течение 3-4 лет у нас получится получить сертификат «Органик» по овощеводству. Во-вторых, нам пока что не удалось на полную мощность запустить наш молочный цех. Планируем решить этот вопрос к весне следующего года. В-третьих, из-за пандемии нам пришлось приостановить строительство нашего городка деревянного зодчества «В гостях у сказки», который мы хотели открыть для экскурсионных групп и семейного посещения прямо на территории фермерского хозяйства. Открытие перенесено на весну 2021 г. Наши большие планы нацелены на масштабирование. В частности, мы видим необходимость в разработке новой системы российской сельхозкооперации. У малых производителей нет иного выхода, кроме как объединяться. Вместе с тем западный опыт нам не подходит. Консервативные попытки повторить когда-то успешный опыт прошлых веков также уже не вписывается в реальность современной России. Новое решение должно строиться на стыке лучших практик прошлого, передовых технологических решений и новой управленческой модели. У нас есть мысли, наработки; мы обсуждаем это с экспертами с разных концов страны. Сегодня мы заявляем себя технологическим лидером в сфере малого сельскохозяйственного бизнеса. Наш опыт получен кровью и потом, большими рисками и денежными потерями. Нам есть чем поделиться с теми, кто заинтересован в развитии этого направления. Параллельно с изучением темы кооперации мы прорабатываем бизнес-идею по созданию франшизы фермерского хозяйства. Наша деятельность закономерно стремится к этому решению: масштабирование в регионы возможно только путем копирования системы, которая состоит из базы знаний, бизнес-моделей, регламентов и бизнес-процессов на стыке информационных систем. Помимо сельского хозяйства, мы также готовим проект в рамках программы развития регионального туризма, с которым подаемся в Агентство экономического развития. Также совместно с партнерами из сферы IT мы готовим инновационный проект в отрасли рыбоводства.