Практика дуального образования

Практика дуального образования

Интеграция образования, науки и производства в АПК реализуется на основе модели дуального образования
Эффективная система дуального образования, позволяющая сочетать теорию и практику, применяется сегодня для подготовки кадров сельскохозяйственной отрасли в ФГБОУ ВО «Дальневосточный ГАУ». Как в вузе пришли к необходимости внедрения новой модели и как организовано дуальное образование в Дальневосточном ГАУ, рассказал его ректор, д. с.-х. н., профессор Павел Тихончук.

Дальневосточный государственный аграрный университет насчитывает 70-летнюю историю и по праву считается ведущим сельскохозяйственным вузом Дальнего Востока, тесно интегрированным в аграрную экономику региона. В вузе обучается более 4500 студентов, в его состав входит восемь факультетов, два диссертационных совета, издается журнал ВАК, результаты научной деятельности широко востребованы в аграрном производстве региона. Достижению результатов способствует реализуемая университетом модель дуального образования.

«В нашем регионе, который традиционно считается сельскохозяйственным, присутствуют все факторы, позволяющие приступить к реализации дуального образования, — рассказал Павел Тихончук. — К ним мы относим развитие аграрной отрасли на основе государственных инвестиций и растущую потребность предприятий АПК в квалифицированных кадрах, наличие отраслевых учреждений образования и заинтересованность органов исполнительной власти региона в достижении эффективности аграрного производства. Перечисленные факторы имеют решающее значение, поскольку использование инвестиционного потенциала предприятий в результате реализации национальных программ развития отрасли становится важнейшим условием материально-технического обеспечения образовательной и научной деятельности университета».

Формированию модели предшествовала работа по выявлению заинтересованности работодателей в компетенциях, реализуемых университетом через образовательные программы. «Мы получили специфические запросы работодателей по формированию компетенций выпускников, которые в настоящее время заложены в учебные планы», — отметил Павел Тихончук. Цель состояла в том, чтобы осуществить переход от образовательных стандартов к требованиям работодателей. В качестве основы модели выступают разработанные и реализованные ранее проекты, в том числе по созданию базовых центров в ведущих аграрных организациях области. Другим важным проектом, способствующим развитию модели дуального образования, является проект по созданию аграрных классов в регионе. В настоящее время на базе сельских школ университет занимается организацией методических площадок сопровождения поступающих. В результате тесного контакта с предприятиями отрасли на основе модели дуального образования университетом разработаны «Система земледелия» и «Система животноводства», завершается разработка «Системы технологий и машин», «Системы нормирования затрат на предприятиях АПК».

Выработанный подход позволяет университету адаптировать образовательные программы под цели развития региона и отрасли, сохранять достойное место в образовательном пространстве России.