В итоге воплощает то, что захватывает не только жителей родного села, но и живущих далеко за пределами региона. Созданный им музей, регулярно пополняемый благодаря его умелым рукам новыми экспонатами, тому подтверждение.
«Что это движется там, вдалеке». Все больше людей за последние пять лет сворачивают с федеральной трассы, ведущей в Коми, в поселок Усть-Лопъю: небольшой крюк в 4 километра они делают, чтобы попасть в музей «Возрождение мототехники СССР». На арт-стене с автографами свои пожелания оставили путешественники из самых разных городов России — Кемерово и Москвы, Санкт-Петербурга и Кирова, Ижевска и Казани, Старого Оскола и Костромы, Перми и многих других.

Создатель музея, он же реставратор представленных экспонатов, а их на сегодня около 68 единиц, молодой парень, уроженец поселка Усть-Лопъю Никита Шурмин. В 2019 году, окончив госуниверситет Питирима Сорокина и получив образование учителя истории, он вернулся в родные пенаты. Преподавал в школе в 25 км от своего поселка и параллельно развивал музейное дело. Вопрос, почему не остался в городе, его удивляет. Такие колебания — обосноваться в городе или вернуться в сельскую местность — его никогда не занимали.

«В поселке тишина и красота, лес рядом. А в городе мне непривычно. Мне там скучно. В городах, как ни крути, большую часть времени после работы проводишь в квартире, в четырех стенах. Даже сейчас, когда я приезжаю по делам в город, меня через день-два тянет обратно. Здесь простор чувствуется, что в пейзажах, что в целом в жизни. И всегда в движении. В селе не бывает так: мне скучно, нечем заняться. Всегда надо куда-то идти, что-то делать. Задачи никогда не заканчиваются», — говорит Никита.

«Я могу желание исполнить». Идея открыть музей стала зарождаться в 2015 году. Знакомый привез мопед в плачевном состоянии, хотел разобрать его на детали и металлолом. «Мне стало жалко. До этого у меня уже были подаренные родственниками и восстановленные совместно или с отцом мотоциклы «Минск», «Урал» и «Ява». А тут «Рига-13», веломопед, раритетный, два в одном — мопед с педалями. Я такого раньше не видел. Приятель подарил. Стал читать тематическую литературу о раритетной мототехнике, ее оказалось много, стало интересно. Восстановил «Ригу-13». Так моя домашняя коллекция стала пополняться», — вспоминает Никита. А идея расширять и показывать ее другим людям пустила свои корни, прорасти которым суждено было в 2018-2019 годах.
С техникой на ты он с детства. Это, говорит, привычное явление — мопеды, мотоциклы в жизни сельской детворы еще со времен Советского Союза. У него два деда — водители, один из них был машинистом тепловоза. Отцу Никита всегда помогал в ремонте. Так что детство такое — то на грузовике, то на тепловозе. Интерес к технике шел наравне с любовью к истории — в школе он активно участвовал в районных конкурсах и олимпиадах, в конференциях. Из эпох всегда занимал больше всего XX век. В формируемом им музейном деле воплотись две ипостаси Никиты — гуманитария и технаря. И отлично уживаются на благо созидательного дела.

В 2018 году Никита Шурмин с коллегой подали заявку на республиканский грант и выиграли 50 тыс. рублей, которые потратили на приобретение воздушного компрессора для покраски, различного оборудования для ремонта техники. В 2019 году первые восстановленные экспонаты поселились в здании сельского клуба — они занимали две комнаты. Но со временем коллекция так разрослась, что пришлось искать помещение побольше. Сейчас музей располагается в двухэтажном здании. Много-много лет назад в нем находилась столовая, но с годами здание пришло в упадок: без крыши, внутри интерьер — страшно было вспомнить. Провели ремонтно-восстановительные работы. Теперь здесь «живет» музейная коллекция техники, которая на сегодня составляет 68 экспонатов. На втором этаже посетители видят легкую технику — мопеды, велосипеды; на первом — ту, что потяжелее, различные мотоциклы и т. п. И коллекция руками мастера благодаря его поискам интересных экспонатов и неравнодушию людей («кто-то привозит даже в дар, кто-то детали, кто-то интересную информацию») расширяется стабильно. Никита сам как вечный двигатель — неутомим в созидании. Постепенно обустраивает территорию вокруг музея, населяя ее тематическим арт-объектами. Есть здесь уже два резиново-железных байкера, паук, сделанный из красного «Запорожца», памятник мотоциклу на отдельном постаменте, трехколесный трайк. В процессе — совершенствование макета железной дороги с восстановленной (мото) дрезиной.

«Идей, как развивать дело дальше, много. Радует, что посетителям нравится музей — много школьников приезжают, семьи, байкеры из разных городов, туристы. Да, наверное, хорошо было бы организовать фестиваль, еще есть другие мысли. Но все проекты надо тщательно продумать, проработать. Времени на все не хватает. Жизнь же на селе всегда наполнена движением и делами. И мне это очень нравится», — отмечает Никита Шурмин.