Сыр в масле

Сыр в масле

Переработчики молока насыщают внутренний рынок и присматриваются к экспортным направлениям

Российские производители сырого молока обеспечили насыщение сырьем внутреннего рынка, что как нельзя кстати пришлось во время разрыва товарных связей с Украиной и Европой. Новой актуальной задачей становится наращивание экспорта, причем российские молочные десерты, например, уже стали узнаваемым и хорошо продаваемым брендом за границей. 

Развитие молочного направления в России за последние 5 лет впечатляет. По данным крупнейшего отраслевого объединения «Союзмолоко», за этот срок рост объемов производства сырого молока в стране составил плюс 3,5 млн тонн. Всего по итогам прошлого года объем переработки молока составил 23,8 млн тонн, и с этим результатом РФ прочно входит в мировые топ-5 вслед за такими молочными супердержавами, как ЕС, США, Индия и Китай. Что касается переработки, то по отдельным направлениям прогресс еще более впечатляющий. Так, например, по сырам и творогу Россия, еще несколько лет назад импортирующая большую часть этой продукции, входит уже в лидирующую тройку с показателем 1,1 млн тонн. По производству других основных товарных позиций (масла сливочного, сухого обезжиренного, сухого цельного молока) занимает место в десятке ведущих стран мира.

По результатам минувшего года наблюдался рост экспорта молочной продукции. Всего за рубеж было вывезено более 1 млн тонн продовольствия в молочном эквиваленте, что на 15% выше экспорта в 2020 году. Министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев в начале года рассказывал, что устойчивые показатели производства позволяют планомерно наращивать экспорт продукции молочной переработки и молока. За 2021 год он превысил 390 млн долларов, что практически на треть выше, чем за 2020 год. Наиболее востребованы за рубежом российские сыры, кисломолочная продукция и мороженое. Традиционными импортерами молочной продукции из РФ являются страны ближнего зарубежья, на них приходится более 90% экспорта. За последние четыре года для отечественной молочной продукции открыто 22 новых направления. Ключевые из них — Китай, Южная Корея, Саудовская Аравия, Египет и Сингапур.


Тренд — на рост. В целом перерабатывающий сектор сохранил положительную динамику развития и по итогам 2021 года продемонстрировал рост практически по всем основным категориям: цельномолочной продукции, творогу, сухому молоку, сырам и сыворотке. При этом импорт сократился еще на 2% — до 6,9 млн тонн (в пересчете на молоко), а экспорт активно растет уже не первый год и впервые превысил 1 млн тонн, отметили в союзе. Также в 2021 году расширилась география поставок: доля отгрузок в страны дальнего зарубежья выросла до 14% (в 2020 году — 9%). В «Союзмолоке» отмечают, что молочное производство в России имеет перспективы для развития экспорта и импортозамещения внутри страны.

Как отмечает генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов, основной толчок развитию отрасли дало импортозамещение. Объем импорта за семь лет сократился почти на треть, что привело к росту производства молочных продуктов в стране на 3,5-4,5% ежегодно. Рынок сыров стал основным драйвером. В результате к 2020 году переработка молока по объемам инвестиций вышла на первое место среди других отраслей пищевой промышленности. Если 10 лет назад бизнес инвестировал в молочную индустрию около 20 млрд рублей в год, то сейчас больше 50 млрд.

Неудивительно, что тренд на наращивание производства сохранился и в этом году. В первом квартале 2022 года, по данным Национального союза производителей молока, выпуск сырого молока увеличился на 3,1% по сравнению с тем же периодом 2021 года. Положительная динамика наблюдается и в сфере производства и экспорта молочной продукции. Дмитрий Патрушев, в январе прогнозируя объем производства и переработки молока, говорил, что Минсельхоз РФ рассчитывает как минимум сохранить объем производства и переработки молока на уровне 2021 года. В частности, для этого предпринимается ряд мер, в том числе модернизация действующих и создание новых высокотехнологичных предприятий. За прошедший год было построено и обновлено 170 животноводческих ферм, которые позволяют замещать убытие старых мощностей, объяснил министр.

Сыр в масле

Уйти нельзя остаться. Уже много лет лидерами рынка молочной продукции остаются, иногда меняясь местами, две мировые транснациональные компании — PepsiCo и Danone. В начале этого года многие зарубежные бренды поспешили заявить о том, что покидают российский рынок. Но что касается молочной промышленности, то здесь громких уходов не наблюдалось. Та же PepsiCo, сразу объявившая, что не будет продавать здесь сладкую газировку под такими известными брендами, как Pepsi, Mirinda, 7Up, полностью сохранила молочную линию, и «Домик в деревне», «Веселый молочник», «Имунеле», «Кубанская буренка», «Мажитэль», «Чудо», «Bio Max» остались на прилавках. Французская Danone также сохранила все свои локальные производства, ограничившись лишь приостановкой экспорта. Правда, стоит отметить, что зарубежные производители, идя на уступки политикам своих стран, заявили о приостановке всех инвестпроектов, а также вложений в маркетинг и продвижение своей продукции. Однако на позиции PepsiCo и Danone в отраслевых рейтингах это если и повлияет, то не в ближайшие годы: слишком уж велико их преимущество над ближайшими конкурентами.

Третьим в рейтинге и первым среди чисто российских молочных компаний остается «Молвест», выпускающая продукцию под такими торговыми марками, как «Вкуснотеево», «Нежный возраст», «Фруате», «Иван Поддубный», «Кубанский хуторок». Комментируя турбулентность на пищевом рынке России, основатель «Молвеста» воронежский бизнесмен Аркадий Пономарев отмечал, что молочная отрасль — самая конкурентная в российском АПК и если кто-то из нее выпадет, отряд не заметит потери бойца. По его словам, в России много молочных компаний, Danone и PepsiCo — только одни из производителей. «Да, они больше каждой из отечественных компаний, но не настолько, что, если они уйдут с рынка, будет какая-то катастрофа. Будут небольшие технические проблемы, но не более того», — заявил Пономарев в комментарии для РБК. Сокращение инвестиций иностранных компаний не приведет к снижению производства и качества молочных продуктов, считает Аркадий Пономарев. В молочной отрасли сохранилось много «старых советских методов контроля за качеством», а у иностранных компаний «стандарты изначально были намного выше, они их все время соблюдали и, вероятно, будут соблюдать». Выпадения отдельных позиций из ассортимента потребители также не заметят, уверен он.


20 крупнейших переработчиков молока

Название компании Объем переработки молока в 2021 году, тонн
1 PepsiCo 1 322 699
2 Danone 210 555
3 «Молвест» 531 106
4 Юговский комбинат молочных продуктов 483 852
5 «КОМОС ГРУПП» 516 369
6 ГК «Доминант» 294 956
7 «Фудлэнд» 315 142
8 ГК «Ренна» 289 248
9 MLK Group 297 000
10 АМП «Дамол» 242 211
11 «Сармич» («Ичалки») 220 162
12 «Ак Барс» 231 207
13 «РОСМОЛ» 236 595
14 Ehrmann 129 666
15 «Брянские сыроварни» 213 368
16 Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева 200 200
17 Lactalis Group 188 092
18 Барнаульский молочный комбинат 225 429
19 «Столица молока» 149 695
20 «Лебедяньмолоко» 187 757 

Как мы считали. В рейтинг вошли крупнейшие российские предприятия по производству готовой молочной продукции. Основанием для ранжирования послужил общий объем переработанного сырого молока в 2021 году. Информация для составления топ-листа была предоставлена самими компаниями, а также взята из годовых отчетов, официальных выступлений топ-менеджмента и их интервью в СМИ.

Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.