Аграриям предлагают вырастить смену

Аграриям предлагают вырастить смену

Вузы приглашают работодателей активнее участвовать в подготовке будущих специалистов
«Практика, практика и еще раз практика» — можно сказать, именно под таким лозунгом сегодня работают ведущие вузы сельскохозяйственного профиля. Они открывают собственные производства, зазывают к себе работодателей и вообще всячески стараются укрепить связи с реальным сектором. Для агропредприятий выстраивать карьерную траекторию будущего специалиста с ранних курсов — это также практически единственная возможность вернуть его обратно в село.

Согласно данным аналитического центра ИД «ЕвроМедиа», крупнейшим по количеству студентов специализированным вузом в России является Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина, в котором по разным направлениям и формам обучается более 18 тыс. студентов. На втором месте расположился Красноярский государственный аграрный университет, в котором учится 15 625 студентов. Третье место — у Саратовского государственного аграрного университета им. Н.И. Вавилова с 14 425 студентами.
Стоит отметить, что практически все крупные сельхозпроизводящие регионы, в первую очередь южные, имеют свое представительство в топ-20 крупнейших аграрных вузов. 

Студенты-производители. Агропро­мышлен­ный сектор за последние несколько лет превратился в один из главных локомотивов экономики России, при этом аграрные вузы, как ни странно, особой пользы из этого не извлекли. Все дело в том, что, находясь в ведомственном подчинении Минсельхоза РФ, а не Минобра, они являются, если можно так сказать, непрофильным активом и денег получают год от года все меньше, при этом материально-техническая база аграрных вузов в силу специфики крайне громоздкая и дорогая. Еще один камень преткновения — выпускники вузов, отучившиеся в больших городах (а именно там располагается подавляющее большинство сельскохозяйственных университетов и академий), не горят желанием возвращаться в село, где и платят немного, и инфраструктура скромная, и бытовых условий нет. Все это приводит к тому, что, например, доля руководителей хозяйств всех типов с профильным высшим образованием сегодня составляет не более трети.

«Агронома нужно готовить не в аудитории, а в поле», — эту расхожую истину любят повторять ректоры сельскохозяйственных вузов, но актуальна она для всех отраслевых вузов. Если, например, студент-юрист вполне может вырасти в толкового специалиста, обложившись книгами и слушая лекции авторитетных преподавателей, то для представителей прикладных профессий, как отмечают эксперты в области образования, соотношение теории и практики должно быть в пропорции 20% на 80%. Практически у всех аграрных вузов еще с советских времен остались собственные учебно-производственные хозяйства, которые требуют значительных расходов, но при умелом хозяйствовании вполне могут хотя бы частично окупаться. В нынешних условиях всеобщей коммерциализации этот фактор приобретает особую значимость. Опытное хозяйство Тимирязевской академии — крупнейшее в стране и приносит вузу несколько сотен миллионов рублей в год. Его основное предназначение — это, конечно же, практика для студентов и экспериментальное поле для преподавателей, однако мощный научный потенциал, приложенный к этой земле, позволяет вузу неплохо на этом зарабатывать.

В частности, открытый не так давно Центр развития животноводства поставляет на рынок свежее молоко, высококачественный сыр разных сортов, йогурты, топленое молоко и творог разной жирности. Собственное дойное стадо, как объясняет руководитель центра Ольга Соловьева, пока небольшое, только 25 голов, однако перспективы развития самые радужные: продукты идут нарасхват. Тимирязевка также производит мед, овощи, фрукты, ягоды, большим спросом пользуется высококачественный посадочный материал «академиков». При правильно выстроенных отношениях с крупными предприятиями технику для опытных полей также можно получить совершенно бесплатно. А тот же «Ростсельмаш» не только дарит вузам свои трактора и комбайны, но и оборудует мультимедийные аудитории. Так компания повышает лояльность будущих специалистов к своим машинам. 

Производителей приглашают в аудитории. «Мы убеждаем бизнес в том, что пришло время не искать кадры, а готовить их под себя, под свое производство и свои условия. Для этого нужно направить к нам на обучение студента и набраться терпения, обучая его вместе с преподавателями университета. В чем преимущество такой формы взаимодействия? Вы направляете студента. Он проходит у вас несколько раз практику. Пишет несколько курсовых по данным вашего предприятия. Защищает диплом согласно исследованиям. В итоге вы получаете специалиста, знающего тонкости и специфику вашего предприятия. Как правило, и вопрос с жильем такого выпускника уже решен — он возвращается домой», — говорит ректор Кубанского государственного аграрного университета Александр Трубилин.

Подготовка специалиста, ориентированного на современное высокотехнологичное производство и инновационные подходы, возможна только при партнерстве с бизнесом, заинтересованным в качестве выпускника, уверен Трубилин. По его словам, в вузе создано несколько инновационных учебно-производственных центров, в их создании участвовали такие компании, как «Клаас», «Сингента», «Технониколь», «Джон Дир», «Ростсельмаш» и ряд других. «С бизнес-партнерами создаются стипендиальные программы и грантовые научные проекты. Среди наших партнеров в этом направлении компании «Азерсун», «Вимм Билль Данн», банк «Центр-инвест», «Метрополис», «ПепсиКо», «Каргилл». «К сожалению, более активно в этих проектах участвуют зарубежные компании. В качестве положительного примера сотрудничества с российским бизнесом можно привести кондитерский комбинат «Кубань», «СадГигант», фирму «Агрокомплекс», АгроХолдинг «Кубань» и многие другие», — отмечает Трубилин.

В режиме многозадачности. Еще один тренд — на многозадачность, когда будущий специалист должен хорошо ориентироваться как минимум в смежных областях знаний. «Это, в частности, насущная потребность небольших агропредприятий и фермерских хозяйств, чтобы один специалист с высшим образованием обладал сразу несколькими компетенциями, — говорит ректор Красноярского государственного аграрного университета Наталья Пыжикова. — Небольшое предприятие не может позволить себе полноценный коллектив, поэтому готово хорошо заплатить разнопрофильному сотруднику, который знает и агрономию, и зоотехнологию, понимает логистику, маркетинг, производственные циклы в сельском хозяйстве».
При этом Наталья Пыжикова отмечает, что одним из ключевых аспектов работы учебных заведений сегодня становится воспитание и пропаганда сельского труда. «Наши выпускники могут прекрасно трудоустроиться и в городе, но наша конечная цель в том, чтобы они работали в селе, поэтому мы стараемся донести до них, как это важно. Это вопрос государственной важности, чтобы воспитывать новое поколение, которое ценило бы уровень жизни в сельской местности. Государство, в свою очередь, должно создать условия. Мы все понимаем, что пока они оставляют желать лучшего. Хотя многое делается. Это и компенсация стоимости жилья, и сохранение уровня заработной платы для агроспециалиста с высшим образованием», — отмечает она. 

20 крупнейших аграрных вузов России
Место Название вуза Город Количество студентов
1 Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина Краснодар 18 264
2 Красноярский государственный аграрный университет Красноярск 15 625
3 Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова Саратов 14 425
4 Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I Воронеж 13 571
5 Ставропольский государственный аграрный университет Ставрополь 13 161
6 Башкирский государственный аграрный университет Уфа 11 445
7 Волгоградский государственный аграрный университет Волгоград 10 336
8 Ижевская государственная сельскохозяйственная академия Ижевск 8 722
9 Новосибирский государственный аграрный университет Новосибирск 8 421
10 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина Омск 8 079
11 Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина Ульяновск 6 632
12 Самарская государственная сельскохозяйственная академия Самара 6 599
13 Рязанский государственный агротехнологический университет им. П.А. Костычева Рязань 6 557
14 Санкт-Петербургский государственный аграрный университет Санкт-Петербург 6 413
15 Орловский государственный аграрный университет им. Н.В. Парахина Орел 6 224
16 Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина Белгород 5 897
17 Российский государственный аграрный университет — Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева Москва 5 879
18 Донской государственный аграрный университет п. Персиановский, Ростовская область 4 266
19 Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии — МВА им. К.И. Скрябина Москва 3 806
20 Пензенский государственный аграрный университет Пенза 3 035

Как мы считали. В рейтинг вошли высшие учебные заведения сельскохозяйственного профиля, действующие на территории России на 1.09.2020 г. Участники рейтинга проранжированы по количеству студентов всех форм по данным на 2019/2020 учебный год. Информация предоставлена учебными заведениями, а также взята из открытых источников: с  официальных сайтов соответствующих вузов, отчетов о самообследовании, документов приемных комиссий. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.