В 2019 году практически все лидеры молочного рынка России нарастили объемы переработки и прибыль, в первую очередь за счет налаженной государством борьбы с фальсификатом и ростом благосостояния населения. В 2020 году развить успех вряд ли удастся: в дело вмешалась пандемия, а также отстающее от потребностей населения и пищепрома производство сырья.


Значительные инвестиции в развитие молочного поголовья, а также обширная господдержка сделали свое дело: производство молока и продуктов из него стабильно растет уже несколько лет подряд. Одновременно молочников поддержали и растущие доходы россиян, которые смогли позволить себе больше качественных продуктов из молока, а государство помогло добросовестным производителям с помощью системы «Меркурий», а также тем, что обязало магазины разделять полки с продукцией из натурального молока и изделиями на основе растительных жиров. Многие компании тут же переориентировали производственные мощности на изготовление натуральной «молочки», и рынок столкнулся с проблемой нехватки сырья. Несмотря на все усилия Минсельхоза РФ и огромные дотации, направляемые в отрасль, поголовье дойных коров в России растет медленно. При этом крупнейшие компании по производству сырого молока, такие как «ЭкоНива» и Агрокомплекс им. Н. И. Ткачева, планируют в ближайшие годы перейти на 100-процентную переработку собственного сырья — именно такие планы озвучивает их топ-менеджмент. Впрочем, как отмечают эксперты, это должно дать шанс небольшим и средним производителям сырого молока, нужно только наладить жесткий контроль за качеством продукции. Молочники ждут активных действий со стороны государства.

Молоко по карману. Повышение реальной покупательской способности населения эксперты называют основным фактором роста молочной отрасли, динамика производства напрямую коррелирует с общеэкономической ситуацией в стране. Так, сокращение потребления молочных продуктов в 2014 году на 2,4% происходило на фоне экономического кризиса, обвала  рубля и санкционных войн с Западом. В 2015-м тенденция продолжилась: финансовые возможности россиян снизились на 2,4%, что привело к практически пропорциональному падению потребления (-2,5%). Напротив, в прошлом году продажи «молочки» выросли на 3%, что стало следствием роста доходов на 1%. Можно предположить, что в этом году молочники также столкнутся с проблемами сбыта: согласно прогнозу Минэкономразвития РФ, пандемия коронавируса спровоцирует падение доходов на 3,8%.
Сложная экономическая ситуация в России и в мире будет способствовать снижению реальных располагаемых доходов населения и покупательной способности, говорит генеральный директор Национального союза производителей молока Артем Белов. «В условиях резкого падения доходов потребители становятся более избирательны и требовательны к продукции, отказываются от дорогостоящих категорий, переходят на более дешевые аналоги. В настоящее время формируется новая реальность жизни населения и потребительских предпочтений», — говорит он. По данным «Союзмолока», в первом квартале 2020 года в сравнении с тем же периодом 2019-го продажи молочной продукции, кроме сливочного масла, уже сократились на 0,4%. В текущих условиях отмечается снижение потребления в сегментах HoReCa и социального питания. Дальнейшая динамика будет определяться общеэкономическими тенденциями, полагает эксперт.

Danone и PepsiCo сохранили лидерство. По итогам 2019 года производство как в денежном, так и в товарном выражении нарастили практически все лидеры рынка, однако всерьез побороться с транснациональными компаниями у россиян пока не получается. Лидерство сохранило российское подразделение французской корпорации Danone (бренды Danone, «Актимель», «Активиа», «Актуаль», «Даниссимо», «Простоквашино», «Растишка»). В России французы владеют 18 заводами, а общий объем инвестиций компании в российские производственные мощности достигают 2,5 млрд долларов. Второе место традиционно досталось главному конкуренту Danone — компании PepsiCo и его подразделению по производству безалкогольных напитков и молочной продукции «Вимм-Билль-Данн» (бренды «Домик в деревне», «Веселый молочник», «Кубанская буренка», «Чудо», «Ополье»). На третьем месте с большим отрывом от лидеров — группа компаний «Ренна» (ключевой бренд — «Коровка из Кореновки»). Эта компания владеет двумя крупными молокоперерабатывающими заводами (в Краснодарском крае и Белгородской области) и является одним из ведущих производителей мороженого в России.
Также в первой пятерке крупнейших переработчиков молока — «Молвест» («Вкуснотеево», «Молвест», Felicita, «Фруате», «Иван Поддубный», «Кубанский хуторок») и КОМОС ГРУПП с брендами «Молочная речка», «Село Зеленое», «Кезский сырзавод».


30 крупнейших переработчиков молока 

Место

Компания

Выручка от продажи готовой продукции (в млрд рублей)

1

«Данон Россия»

109,5

2

«Вимм-Билль-Данн»

100,3

3

«Ренна»

30,3

4

«Молвест»

23,5

5

КОМОС ГРУПП

22,9

6

«Фудлэнд»

22,5

7

«Хохланд Руссланд»

21,9

8

«Лакталис Восток»

17,5

9

«НЕВА МИЛК»

16,7

10

Юговской комбинат молочных продуктов

13,8

11

«ПИР»

13,4

12

«Эрманн» (Россия)

12,0

13

«Доминант»

11,9

14

«Фрисланд Кампина»

10,2

15

«Экомилк»

10,2

16

«Модекс»

10,2

17

«РОСТАГРОЭКСПОРТ»

9,4

18

«Русское молоко»

8,6

19

Пискаревский молочный завод

8,4

20

«РОСМОЛ»

8,4

21

«УВА-Молоко»

8,4

22

Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат

8,3

23

Барнаульский молочный комбинат

7,7

24

«Ичалки»

7,6

25

Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачева

7,4

26

Ирбитский молочный завод

7,2

27

Белебеевский молочный комбинат

7,0

28

«Валио»

6,9

29

«Сыр Стародубский»

6,6

30

Агрокомбинат «Рязанский»

6,0

Как мы считали. В рейтинг вошли крупнейшие российские предприятия по производству готовой молочной продукции. Основанием для ранжирования послужила выручка от продажи продукции по итогам 2019 года. Информация для составления топ-листа была взята из системы СБИС, а также из годовых отчетов компаний. В случае, если молокоперерабатывающее предприятие входит в состав многопрофильного холдинга, учитывалась только выручка от продажи молочной продукции. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.