Владимиир Барановский: «Цель нашего развития — познакомить с уникальными винами «Солнечной Долины» как можно больше людей»

Владимиир Барановский: «Цель нашего развития — познакомить с уникальными винами «Солнечной Долины» как можно больше людей»

Как рассказал в интервью «Вестнику АПК» директор крымского винодельческого предприятия АО «Солнечная Долина» (село Солнечная Долина, Судак) Владимир Барановский, сегодня на повестке — расширение мощностей.

Это касается как сырьевой базы, то есть закладки новых виноградников, так и мощностей первичной переработки и розлива. В развитии предприятию помогает поддержка со стороны государства, а также факт нахождения в СЭЗ.  

«Солнечная Долина» — предприятие с историей, откуда оно берет свои корни?

Действительно, наше предприятие имеет свои традиции, уходящие корнями в XIX век, имеет свою историю: ему уже 137 лет. Создано было трудом знаменитого винодела Льва Голицына: он приобрел эти земли, закладывал виноградники, он же был здесь и первым управляющим. Построил многоярусные винные погреба, в которых и сегодня выдерживаются наши вина, они расположены в местечке Архадерессе, в переводе — спина оврагов. Оврагов там действительно очень много, один из них и был использован для строительства: дно выровняли и построили своды погреба от нижнего яруса к верхнему. Так что наши традиции виноградарства и виноделия идут непосредственно от самого Льва Сергеевича.

В виноградарстве мы базируемся на аборигенных сортах. Ранее выпускали только крепленые вина, но в последнее время с учетом спроса роста потребительского спроса на сухие вина мы пересмотрели продуктовую структуру производства. Сейчас крепленые вина занимают у нас порядка 30-40% от общего объема производства, остальная продукция — сухие вина. Но на этом расширение ассортимента не завершилось: уже второй год, как мы освоили производство игристых вин.

Из числа крепленых вин наши самые знаменитые марки — это «Черный Доктор», «Черный Полковник», «Солнечная Долина». Они стабильно пользуются большим спросом. Линейка сухих вин у нас представлена такими названиями как «Меганом», «Кокур», «Солдайя» и др., всего же у нас в линейке 40 наименований вина.

Владимиир Барановский: «Цель нашего развития — познакомить с уникальными винами «Солнечной Долины» как можно больше людей»

Какова динамика по основным показателям?

Объемы производства ежегодно растут, мы чувствуем рост спроса на наши продукты, и это подталкивает к наращиванию мощностей. С расширением ассортимента мы стали ощущать нехватку возможностей имеющейся сырьевой базы, были вынуждены, кроме тех виноградников, которые в Солнечной Долине, приобретать еще и другие земли. Так, в районе Старого Крыма мы выкупили около 500 га земли, сейчас уже на площади порядка 160 га заложили виноградники. Там выращиваются сорта, в основном, ориентированные на шампанские и сухие вина — эта территория лучше для них подходит. Это сорта кокур, шардане, рислинг итальянский и др.

Здесь же, в «Солнечной Долине», значительная часть — это наши аборигенные сорта: эким кара, джеват кара, сары пандас, кок пандас, кефесия, солнечнодолинский и другие, из которых мы делаем элитные вина. Редкие сорта с уникальным генофондом, и локальный терруар лучше всего им подходит — это их родина.

Каков текущий объем производства?

В год производим примерно около 2 млн бутылок — мы все-таки являемся сравнительно небольшим винодельческим предприятием и ориентируемся в первую очередь на качество выпускаемых вин, особенно в премиум-сегменте.

Однако объемы у нас год от года растут, предприятие развивается, и есть задачи и задумки в отношении модернизации расширения спектра возможностей. На заводе первичной переработки у нас уже установлено прекрасное итальянское оборудование, но есть сейчас и новые задачи — мы постоянно стремимся совершенствовать технологический процесс. Так, например, для налаживания производства игристых вин закупили современное оборудование, развернули новые технологические линии. Эти вина у нас производятся по классической технологии, которая обеспечивает высокое качество получаемого вина, делая его более ценным. Наше игристое выдерживается, как минимум, 9 месяцев, в полном соответствии с технологией.

Помимо терруара, как следствие, хорошего винограда и оборудования, что еще необходимо для получения хорошего продукта?

Самое главное — это люди, профессионалы своего дела. У нас работают специалисты, которые здесь выросли и живут, знают особенности нашей работы, при этом успешно работают и привлеченные из других мест люди. Определенная нехватка специалистов есть, это касается агрономов, технологов, лаборантов.

Также приходится решать проблему посадочного материала — местных питомников не хватает. В последние годы мы чаще всего закупали его за границей, в Италии, в последнее время ищем альтернативу. В Крыму пока недостаточно, те сорта, которые нас интересуют, приобретаем чаще всего в Краснодарском крае, где последнее время наблюдается некоторое улучшение возможностей в этом направлении. Мы подбираем сорта, посадочный материал для которых хотим получить, заказываем их предварительно (прийти и купить не получится — надо именно заказывать). Пытаемся через питомники также размножать свои сорта: берем посадочный материал, отдаем в питомники на размножение, потом выкупаем. Так мы повышаем уровень самообеспеченности, потому что не всегда можно без проблем купить нужные саженцы.

Владимиир Барановский: «Цель нашего развития — познакомить с уникальными винами «Солнечной Долины» как можно больше людей»

Инструменты господдержки работают, помогают развиваться?

Конечно, работают, без них мы вряд ли смогли бы расширяться такими темпами, закладывать новые виноградники. Субсидии в виде компенсации большей части затрат на посадку новых виноградников плюс субсидии за установку новых шпалер на виноградниках — это очень помогает нам. В целом получается финансировать свое развитие. Налаживается ситуация и с получением техники в лизинг — благодаря усилиям минсельхоза мы теперь имеет такие возможности и пользуемся ими регулярно.

Также нам помогает факт нахождения в свободной экономический зоне (СЭЗ). Это дает ощутимые преимущества в плане налогообложения, и этот фактор также вносит свою лепту в наши возможности для развития.

Как развивается ситуация с логистикой?

Для многих крымских компаний логистика — это проблемный момент, но в целом с появлением моста, а теперь и открытием северного пути через Перекоп ситуация наладилась, и наши вина представлены не только на полуострове, но и в материковой части России. С другой стороны, стоимость перевозки постоянно растет, и это сказывается на ценнике в магазине, однако и в этих условиях у нас получается расширять географию присутствия.

Каковы планы на будущее, задачи по развитию предприятия?

Во-первых, конечно, будем продолжать наращивать площади собственных виноградников. Во-вторых, планируем провести дополнительную модернизацию наших производственных мощностей, которые сегодня во многих аспектах подошли к максимуму своих возможностей. Это касается, прежде всего, завода первичной переработки винограда: ведь с ростом сырьевой базы растет и потребность в объемах переработки. Так что будем увеличивать емкости, также планируем расширить производительность линий по розливу, в том числе путем их замены.

Само наше месторасположение, уникальный терруар и сорта винограда, сама история нашего предприятия — все это подталкивает к развитию, ведь хочется, чтобы достоинства наших вин могли оценить как можно больше людей.