Вот уже больше 10 лет на фабрике «Собрание» в Большесельском районе Ярославской области по международным стандартам качества производят инновационную высококачественную шоколадную, кондитерскую, кофейную и чайную продукцию, которая пользуется большим спросом не только у россиян, но и у потребителей из 20 стран. Несмотря на внешние вызовы, компания продолжает воплощать амбициозные инвестиционные проекты. Подробности рассказал генеральный директор ООО «Собрание» Эдуард Журбенко.
Насколько успешно фабрика адаптировалась к новым экономическим реалиям? Как бы вы в целом оценили итоги 2022 года?
Конечно, пришлось пересмотреть многие бизнес-процессы, особенно в части логистики и сотрудничества с зарубежными поставщиками. Но благодаря опыту, который получили в пандемийные годы, мы довольно быстро и успешно адаптировались к новым условиям. В целом итоги 2022 года я оцениваю как положительные: по сравнению с 2021- м наши финансовые показатели даже улучшились. Сейчас для нас открылись новые возможности: зарубежные игроки уходят с российского рынка, высвобождая для нас ниши. Кроме того, в рамках импортозамещения мы реализуем инвестиционный проект по созданию линии собственного производства шоколадных масс. Цех уже смонтирован, дооснащается оборудованием и в ближайшем будущем начнет свою работу.
Как у вас выстроена система дистрибуции?
В России наша продукция представлена практически во всех известных федеральных сетях («Перекресток», «Магнит», «Пятерочка» и др.), в локальных сетях («МАЯК», «Бристоль», «Светофор» и др.), также мы сотрудничаем с крупными оптовыми клиентами, которые обеспечивают нашим товаром небольшие магазины, крупные оптовые рынки и т. д. Мы успешно экспортируем продукцию в 20 стран, в том числе в страны СНГ, Китай, Монголию, Болгарию и др. Динамика по экспорту положительная: по итогам 2022 года мы продали продукцию на 320 млн рублей. Наибольшая доля экспорта приходится на Китай, Беларусь и Казахстан.
Насколько широк ассортимент выпускаемой вами продукции? Ждать ли от вас новинок?
Сейчас производим более 150 наименований продукции (шоколад, конфеты, кофе и чай). Это довольно много. Мы всегда находимся в поисках новых решений. В прошлом году у нас было пополнение в линейке шоколада премиум-класса Bucherön: это Bucherön Grand Cru в металлических упаковках с прозрачным окном оригинальных вкусовых сочетаний, таких как маслины с томатами или шафран с розовым перцем. А в начале апреля 2023 года мы выпустили Bucherön Superior в картонной упаковке, который представлен в среднем ценовом сегменте и в большей мере становится доступным потребителям качественного шоколада. Сейчас мы продолжаем расширять коллекцию Bucherön. Это перспективно в рамках импортозамещения.
Ваш фирменный бутик «Шоколадный дом» стал точкой притяжения не только для ярославцев, но и для туристов. Не задумывались ли вы о создании собственной сети магазинов?
Действительно, «Шоколадный дом» неофициально считается обязательной точкой посещения для туристов, к тому же находится он на территории знаменитого Земляного города, внесенного в список всемирного наследия ЮНЕСКО, в знаковом историческом месте. 2022 год был самым успешным для магазина. Да, в перспективе мы планируем открытие нескольких аналогичных магазинов в крупных городах России. Если они будут успешны, то мы рассматриваем возможность предоставления франшизы. Вообще планы у нас грандиозные: мы видим большие перспективы и намерены дальше динамично развиваться.