Начиная с растениеводства и животноводства, первоначально, более 20 лет назад, Павел Чердынцев обрабатывал около 20 га, а ныне результат его упорства и трудолюбия — 500 гектаров земли. Его крестьянско-фермерское хозяйство — одно из самых успешных в Среднеахтубинском районе. Немалую роль в становлении и развитии предприятия сыграла государственная поддержка. К примеру, в 2017 году Павел Чердынцев построил и запустил смешанную систему орошения, включающую дождевальную установку и насосно-фильтровальную станцию, протяженностью 14 км. Правительство Волгоградской области субсидировало 70% затрат на строительство.
— Реализация проекта обошлась в 130 млн рублей, под орошение удалось поставить 360 гектаров земли. Субсидирование позволило за один год рассчитаться с кредитом и завершить проект. Такие технологии незаменимы в засушливой зоне, они позволили нам увеличить урожай в два-три раза. Если в 2017 году в хозяйстве собирали 5-6 тыс. тонн овощей, то в 2018 году уже 19 тыс. тонн: помидоры, огурцы, перец, морковь, лук, капуста и др. В планах — покупка еще нескольких дождевальных машин. Система мелиорации — это стабильность и уверенность в завтрашнем дне, залог успеха не только при выращивании овощей, но и других культур, — говорит Павел Чердынцев, руководитель КФХ.
Мощности для хранения
Следующим шагом в развитии КФХ стал беспрецедентный по стоимости проект. Это строительство овощехранилища вместительностью 15 тыс. тонн. В нынешнем сельхозгоду руководитель хозяйства планирует запустить хранилище и заложить порядка 10 тыс. тонн собственной продукции.
Хранилище оснащено современным высокотехнологичным оборудованием, технология при соблюдении определенной температуры гарантирует свежесть продукта до 12 месяцев. «Реализация проекта была бы невозможна без государственной поддержки, в том числе льготного кредита с процентной ставкой 3%. Помимо этого, дополнительное финансирование мы получили благодаря Фонду поддержки предпринимательства, который инициировал в минувшем году губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров. Также за оказанную поддержку я благодарен Василию Иванову, заместителю губернатора Волгоградской области — председателю комитета сельского хозяйства, который не меньше, чем сами сельхозпроизводители заинтересован в развитии АПК региона», — говорит Павел Чердынцев.
Для обслуживания современного оборудования глава предприятия пригласил новых грамотных специалистов: агронома-технолога, технолога по хранению, а всего для обслуживания электронной «начинки» овощехранилища потребуется 5 человек. По словам руководителя, стоимость проекта беспрецедентная, оборудование дорогостоящее, его тяжело оправдать — калибраторы, наполнитель контейнеров, приемный бункер и т.д. Плюс высокая стоимость электроэнергии и кредит есть, который необходимо погашать, а цены на урожай низкие. Среди хороших новостей — рост запросов на хранение продуктов питания из других регионов и даже стран. Главная цель — создание агропарка: производство, хранение, переработка, собственная фасовка, торговля и предоставление сельхозтоваропроизводителям арендных мест в одной точке. Местоположение хорошо известно многим, так как в минувшем году КФХ Чердынцева стало площадкой для проведения Дня поля «Волгоградский овощевод». Гостями аграрного события стали более 600 участников со всех районов области и соседних регионов. За опытом в выращивании овощей в непростых засушливых условиях приехали делегации из Калмыкии, Оренбургской области и других регионов России.
Продукты волгоградской глубинки
Параллельно с модернизацией производства Павел Чердынцев состоит в сельхозобъединении «Продукты волгоградской глубинки». Среди его участников — молочники, овцеводы, животноводы, растениеводы, всего 11 предприятий. «Кооператив — это как дополнительный поручитель, — говорит руководитель КФХ. — сегодня в отличие от времен Советского Союза это не номинальная структура, а реально работающий механизм помощи и взаимовыручки. В ближайших планах кооперации — оказание спектра услуг сельхозпроизводителям (вспашка, обработка полей), создание линии по фасовке товаров и открытие сети розничных магазинов». Все это в комплексе, уверен фермер, позволит решить актуальный для многих производителей вопрос реализации продукции.
Путь в торговые сети для небольших и средних КФХ, не имеющих собственной логистики и огромных объемов производства, закрыт. Остается один выход — сотрудничество с посредниками. В итоге для конечного потребителя овощи дорогие, а у фермера их берут за копейки. «Низкая стоимость на продукцию хозяйства, высокая себестоимость — эти вопросы требуют системных решений на государственном уровне, — уверен Павел Чердынцев. — К примеру, затраты на производство томата составляют не меньше 6-7 рублей плюс от 3-5 доставка, сборка — 3 рубля, тара — 2,5 рубля. А закупочная цена от завода не превышает 9-13 рублей. Но только при достойной цене на овощи возможно обеспечить круглогодичной работой и достойной зарплатой работников, исправно выплачивать налоги и вкладываться в развитие производства. А пока наемный ручной труд выходит слишком дорого. Кадровый вопрос — один из самых сложных. Сегодня в регионе действует ограничение на иностранную рабочую силу, на их места пришли работать местные граждане, но в 45-градусную жару, в дождливую погоду они не выходят на работу. А убирать необходимо, к примеру, огурец, помидор ежедневно. Необходима автоматизация сбора урожая. При этом сложностей с реализацией нет. Наши качественные свежие овощи широко востребованы не только на территории Волгоградской области, но и за ее пределами — в Московской, Тверской, Ростовской областях и даже Краснодарском крае. Считаю, в России необходимо создание строгой цепочки: производитель — переработчик — конечный потребитель. По аналогии с другими странами: Францией или Германией. За рубежом существуют специальные кооперативы-переработчики, для которых одновременно производят продукцию свыше 10-13 тыс. сельхозпроизводителей. После переработки готовый товар отправляется на прилавок. Аналогичные предприятия уже есть и в нашей стране, пока только в Москве и Санкт-Петербурге, но надеюсь, в скором времени они появятся и в других регионах. Тогда, возможно, российский фермер сможет выполнять свое прямое предназначение, заниматься единственной задачей — производить и сохранять свою продукцию».