Анна Касьяненко: «Производство — это базис, но жизнь в сельской местности должна быть насыщеннее и разнообразнее. И мы для этого немало делаем»

Анна Касьяненко: «Производство — это базис, но жизнь в сельской местности должна быть насыщеннее и разнообразнее. И мы для этого немало делаем»

СЗАО «СКВО» — не просто стабильное работающее сельхозпредприятие Ростовской области с продуктивным зерновым караваем и наполненным молочным кувшином, теми самыми ингредиентами, без которых не представить продовольственную и вкусную безопасность страны.

Но СЗАО «СКВО» — это еще и нескончаемый источник идей и реализуемых инициатив, которые не на словах, а на деле помогают селу и его жителям жить интересной жизнью, в любви и уважении к малой родине. 

Анна Владимировна, Ростовская область по итогам зерновой уборочной кампании опять побила рекорд. Погодные условия 2023 года, правда, заставляли волноваться по ряду культур, да и общемировая экономическая турбулентность не прибавляет спокойствия. Каким этот производственный год стал для СЗАО «СКВО»?

У аграриев никогда не бывает таких оптимальных условий, чтобы можно было абсолютно расслабиться. Погода, вы правы, преподносила сюрпризы. Изобилие влаги влекло за собой появление болезней, с которыми раньше не сталкивались. Но все наши службы сработали слаженно. По урожайности зерновых, например, этот год для нас стал действительно хорошим. В среднем она составила 62 ц/га. По другим культурам также шли в плановом режиме. Основой того, что, невзирая на превратности погоды, мы остаемся высокопродуктивными, считаю ставку на науку и анализ получаемых данных. Провели большую научно-исследовательскую работу в плане точечного земледелия: масштабный анализ состава почв на всех отделениях «СКВО», исходя из этого районированно применяем культуры, технологию возделывания и прочие агротехнологические мероприятия. Сейчас анализируем получаемые данные, чтобы понять, где еще нужно улучшиться.

Конечно, появляются все новые и новые вызовы, в том числе экономической турбулентности. Но это жизнь. Их нужно принимать и решать поставленные задачи. По-прежнему вкладываем средства в новые орудия производства. Мы выросли в показателях не только по той же урожайности пшеницы, стабильный прирост показывает наше молочно-товарное хозяйство. Растет поголовье. Удой на одну фуражную корову составил 40 литров. Строим новый производственный объект по молочному направлению. Есть еще инвестиционные идеи, их я пока озвучивать не буду.

Продолжаем совершенствовать условия содержания нашего КРС, приобрели еще два робота-подталкивателя кормов, дополнительно усилили кормозаготовочное звено новой техникой, чтобы эффективно в параллели решать как задачи растениеводства, так и животноводства. Мы только 12 тыс. тонн кукурузного силоса заготовили, 20 тысяч тонн сенажа в этом году. Не считая остальных ингредиентов. В животноводстве, как и в растениеводстве, все больше уходим в науку. Да, хорошие показатели по удоям, по сохранности молодняка — почти 100%. Но нам важно развиваться глубинно: не просто следовать рекомендациям, а анализировать, применять решения без оторванности от реальности. Каждое свое подразделение автоматизируем, давая специалистам возможность работать с большими базами данных, оперативно принимать решения. Для облегчения труда ветеринаров закупили новые анализаторы крови для КРС. Это не замена тем большим объемным лабораторным срезам, которые мы проводим, но данное оборудование помогает эффективно работать специалистам на оперативной точке.

Много еще о чем можно говорить, так как научно-производственный процесс у нас не замедляется ни на секунду.

Анна Касьяненко: «Производство — это базис, но жизнь в сельской местности должна быть насыщеннее и разнообразнее. И мы для этого немало делаем»

Анна Владимировна, вы уже восьмой год руководите СЗАО «СКВО», почти три года являлись главой Зерноградского района, недавно стали депутатом Законодательного Собрания Ростовской области. Сейчас по прошествии стольких лет руководства село в широком понимании этого слова становится для вас неотъемлемой частью жизни?

Вы говорите «сейчас». Я бы сказала «всегда». Мне сложно понять, где была та «отсечка» моего прорастания в сельскую местность. Деревенская жизнь никогда не была для меня чем-то в новинку. Чем живет село, заботы, радости, переживания людей, трудящихся на земле, живущих в отдалении от мегаполиса, — многое из этого мне знакомо с детства. Мой отец Владимир Михайлович Касьяненко возглавлял СЗАО «СКВО» 25 лет и вывел его в число лидеров РО. Он был абсолютно погружен в жизнь не только предприятия в хуторе Путь Правды Зерноградского района, где находятся основные производственные мощности компании, но и всей Ростовской области. Знал ее вдоль и поперек. Мы жили жизнью отца. Очень любили совместные поездки по области, он увлекал нас историями о полях, севе, людях, которые его окружают, о каких-то их инициативах. Конечно, когда отца не стало и предприятие возглавила я, произошел определенный момент трансформации восприятия. Я сейчас еду, например, по полям, и вижу уже больше, чем просто красивую картинку. Когда общаюсь с людьми, уже знаю не только, что их радует, но и что тревожит. Это уже другой уровень ответственности. Я постоянно совершенствуюсь в знании сельской жизни. Открыта новым более глубоким знаниям. Как это делал мой отец. Он постоянно учился и привил этот принцип мне.

Анна Касьяненко: «Производство — это базис, но жизнь в сельской местности должна быть насыщеннее и разнообразнее. И мы для этого немало делаем»

На входе в административное здание СЗАО «СКВО» в хуторе Путь Правды есть надпись со словами Владимира Михайловича: «Поспешай медленно». Это как рабочее напутствие. А в плане общения с людьми он давал советы?

Знаете, главный его совет состоял не просто в словах. Он был во всех его поступках. Я училась, впитывала, именно наблюдая, а не в теории. Отец уважал, любил людей села. Ценил их труд. Помню, в детстве мы всей семьей в очередной раз поехали по Ростовской области. Остановились возле какого-то стихийного базарчика у дороги, где люди продают выращенное на своих участках. Мама решила что-то из зелени купить у бабушки, начала торговаться. Папа тогда произнес: никогда нельзя торговаться с этими людьми. Их труд сложен, жизнь непроста. Таких примеров помню множество.

Его двери никогда не были закрыты ни для кого. Все местные жители к нему ходили с разными вопросами, просьбами. Не только сотрудники, мне кажется, все хуторяне. Эта традиция не прервалась. Люди приходят ко мне. Я благодарна им за доверие. Считаю, очень важно выстраивать открытый диалог. Этот принцип у нас один из основополагающих и на предприятии. Так удачно сложилось в моей жизни, что производственные процессы я знаю с базиса, прохожу все этапы развития предприятия вместе со своими сотрудниками. Несмотря на то, что у нас трудятся около 500 человек, я могу сказать, что мы не оторванные друг от друга люди, а действительно своего рода семья.

Анна Касьяненко: «Производство — это базис, но жизнь в сельской местности должна быть насыщеннее и разнообразнее. И мы для этого немало делаем»

Молодежь идет работать на село?

Если говорить о нашем предприятии, то в «СКВО» 33% от общей численности коллектива — молодежь. Мы активно сотрудничаем с различными учебными заведениями — студенты приезжают к нам на практику, часть из них впоследствии возвращаются уже на постоянную работу. На молочном комплексе, например, трудится специалист, которого мы, можно сказать, вырастили на предприятии: он пришел когда-то студентом, но по прошествии времени стал нашим главным ветеринарным врачом.

Мы вообще стараемся различными механизмами популяризировать работу и жизнь на селе. Проводим, в частности, экскурсии для школьников. Видели бы вы, как это их увлекает. Столько всегда у них вопросов. У меня после таких экскурсий от интенсивности общения часто даже голос садится. Каждый раз потом себя предупреждаю: говори в следующий раз поменьше. Но это невозможно. Их горящие глаза, неподдельный интерес — такая мотивация. Кстати, некоторые потом спрашивают, а можно ли у нас поработать? Мы даем им такую возможность. Конечно, оформление школьников, уровень ответственности, которые возлагаются на нас, на всех сотрудников предприятия — все это не просто. Но суть не в сложностях, а в том, какую пользу это все несет самим детям. Вот что действительно важно. В прошлом году у нас, например, работали девять школьников. А в этом после экскурсий записались в желающие уже 20. Всего же с начала 2023 года у нас было 69 практикантов — это и школьники, и студенты. Абсолютный пока для нас рекорд.

Анна Касьяненко: «Производство — это базис, но жизнь в сельской местности должна быть насыщеннее и разнообразнее. И мы для этого немало делаем»

Как развивается ваша идея создания агрокласса в хуторе?

В октябре — официальное открытие. К сожалению, несмотря на большой аграрный потенциал Ростовской области, регион не вошел в число пилотных по партийной народной программе. Но все же нам удалось реализовать идею с открытием аграрного класса. Я благодарна всем, кто помог проделать эту огромную организационно-подготовительную, методическую работу. Коллегам, имеющим подобный опыт из других регионов. Идея ведь возникла не спонтанно. Когда мы в 2021 году организовывали мультимедийную сельскохозяйственную аудиторию «СКВО» в Донском ГАУ, увидели огромный отклик, востребованность: со стороны студентов, со стороны наших партнеров и компаний, представители которых теперь там читают лекции. Родилась идея тиражировать подобный опыт и на школьное образование. Рада, что у нас все получилось. Подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве между ДонГАУ, СЗАО «СКВО» и Красноармейской школой в хуторе Путь Правды. В дальнейшем будут вестись переговоры и с другими вузами Ростовской области, чтобы в будущем их сотрудники также могли приезжать к школьникам для проведения обучения.

Если у коллег из других регионов возникнет желание открыть агрокласс на своей территории, готовы поделиться методическими наработками.

Я хочу сказать о еще одном радостном событии: мы вошли в федеральный просветительский проект «Билет в будущее», так что теперь уже дети со всей области смогут посещать экскурсии по нашему предприятию.

Ваши социальные проекты — агрокласс, экскурсии на предприятие, помощь в благоустройстве сельских территорий, строительство часовни, открытие детской спортивной бойцовской секции, дети которой уже на областных турнирах радуют успехами побед, и многое другое — это произрастает из того, о чем говорил академик Дмитрий Лихачев: чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость, начиная с раннего детства?

Я не стану спорить со словами академика. Но для меня социальный вклад — это еще и просто дань уважения тем людям, которые работают на нашем предприятии, тем, кто живет, не покидая сельскую местность. Для меня как для человека, как для руководителя важен каждый — не как производственная единица, а как личность. Мы же все большую часть времени проводим на работе. Любим ее. Любим трудиться в сельском хозяйстве. Но производство — это базис. В целом же сельская жизнь должна быть многограннее. И мы стараемся помочь в этом. Должны быть у жителя сельской местности разные возможности — не только профессиональная реализация себя, достойная заработная плата, но и насыщенная досуговая жизнь, как в физическом плане, так и в духовном, да и в плане обычного человеческого комфорта. Строительство парковой зоны, открытие аптеки, организация фитнес-зала для сотрудников и спортивной секции для детей, кстати, в которую охотно пошли не только мальчишки, но уже и девчонки, — все это нужно делать. Это, конечно же, и открытие часовни святого равноапостольного Великого князя Владимира. Это и закупка книг для библиотеки. Это и проведение совместных мероприятий — богослужения, всевозможных праздников, это, как я уже говорила, производственные экскурсии для детей. Только такой здоровой активностью, своим примером неравнодушия мы воспитываем и сами себя, и молодежь. Все наши социальные проекты, мы надеемся, в какой-то мере будут способствовать тому, чтобы наши детки ценили свою малую родину, ценили землю, на которой трудятся их родители.

Вопрос удержания кадров на селе — это в том числе и жилищные возможности. Как вы отнеслись к тому, что приостановлен проект сельской ипотеки?

Давайте говорить откровенно: много вы знаете регионов, где в небольшую сельскую местность приходят застройщики строить дома селянам? Положительный ответ — это скорее исключение из правил. И то чаще в рамках практики программы «Комплексное развитие сельских территорий». В большинстве же случаев лицензированные застройщики не идут в села, там нет хороших домов для сотрудников, которые можно купить. И я думаю, что жилищный вопрос на селе можно решать другим путем. Давайте вспомним советскую практику служебного жилья — это было и людям, и производству страны на пользу.

Убеждена, что необходимо доработать данную государственную программу механизмами поддержки работодателей, которым разрешат, поддержат и которые сами построят служебное жилье для сотрудников. Я не говорю сейчас о полной компенсации затрат, но о части из них. И о решении других вопросов по этому направлению. Например, у застройщика есть право на получение льготного кредита, у сельхозтоваропроизводителя на приобретение земельного участка и возведения на нем жилья такой возможности нет. Много еще других нюансов. Но то, что в решение жилищного вопроса на селе надо вносить некие нововведения и применять несколько иные механизмы, уверена.

Данный вопрос с коллегами мы уже подняли на федеральном уровне (Анна Касьяненко является председателем Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию палаты молодых законодателей при Совете Федерации. — Прим. ред.) и получили обнадеживающий отклик — нас услышали, есть понимание, что изменения необходимо вносить. А раз есть понимание, то будет найден и механизм. Я всегда говорю, что государство, производитель и работник — это единая команда, работающая на полезный в целом для страны результат. Работник должен качественно выполнять производственные задачи, работодатель — создавать для этого все условия, а государство — поддерживать эффективными решениями обе эти стороны. И тогда все будет получаться во благо и для развития страны.