Анна Касьяненко: «Независимо от форм хозяйствования мы все часть решения одной большой задачи — обеспечения продовольственной безопасности страны»

Анна Касьяненко: «Независимо от форм хозяйствования мы все часть решения одной большой задачи — обеспечения продовольственной безопасности страны»

СЗАО «СКВО» — один из крупнейших производителей сельхозпродукции на юге России.

В его структуре — молочный животноводческий и свиноводческий комплексы, развитая система растениеводства. Интересно предприятие не только достижениями в ключевых отраслях АПК, но и умением мотивировать молодежь работать на селе. Об инвестициях в кадры и других актуальных отраслевых вопросах рассказывает генеральный директор СЗАО «СКВО» Анна Касьяненко. 

Анна Касьяненко: «Независимо от форм хозяйствования мы все часть решения одной большой задачи — обеспечения продовольственной безопасности страны»

Анна Владимировна, одним из инфраструктурных событий прошлого года стал ввод в эксплуатацию вашим предприятием современного родильного отделения на 120 голов, а рядом расположилась настоящая «телячья деревня», в которой находятся 300 домиков-боксов для малышей. Какая жизнь там сегодня?

Жизнь в «телячьей деревне» активная, что не может не радовать. Отделение постоянно заполнено: одни рождаются, подрастают, переходят в другие корпуса, рождаются новые телята. Мы сегодня полностью ведем работу по пополнению стада за счет собственного воспроизводства. За период, когда в 2019 году мы только приступили к модернизации животноводческого направления и на сегодня, нами сделан тотальный рывок в плане формирования однородности стада по породе, продуктивности. Сохранность молодняка закреплена на уровне 99%. Значительно выросли удои молока: на одну голову он составляет 40 литров, а в целом комплекс дает около 55 тонн молока ежесуточно. Мы развиваемся в том режиме, который планировали, совершенствуя работу внутри.

Молочное животноводство — одно из тех стратегически важных отраслевых направлений АПК, которое подвержено наибольшим рискам. И ситуации с закупочными ценами на молоко со стороны переработчиков, когда они практически равны себестоимости производства сырья, вызывают опасения: сможем ли мы не то что нарастить, а сохранить уже достигнутое? По оценкам экспертов, после таких ситуаций доля занятых в молочном животноводстве сельхозпроизводителей существенно сокращается. На ваш взгляд, какие меры поддержки участников отрасли еще могут быть актуальны для сохранения и развития?

Молочное животноводство — одно из стратегически важных направлений. Причем показателей, прописанных в Доктрине продовольственной безопасности, мы пока не достигли: из 90% запланированных на сегодня имеем примерно 84%. Меры, которые оказывало и оказывает государство, очень важны для такой энерго-, экономически и трудозатратной отрасли. Однако ситуация, когда закупочные цены на молоко практически приравнены к себестоимости производства сырья, не может не тревожить. Чтобы шел прирост поголовья и продуктивности стада, который невозможен без существенных вложений в генетическую работу, в создание комфортных для КРС условий, в кормозаготовительную работу, мне кажется важным внедрение еще нескольких мер. Одна из них — убрать пошлину на сельхозпродукцию для тех предприятий, в структуре которых помимо животноводства есть и растениеводство. Ведь часть из посевных площадей таких предприятий идет не на посев высокомаржинальных культур, а на кормовые культуры. Я уже не говорю о других затратах, круглогодичных в животноводстве в отличие от растениеводства. Сейчас для отрасли поддержка идет только на производство литра молока, а на производство собственных кормов — нет. Если же ввести такую поддержку, то, думаю, и многие растениеводы задумались бы начать развивать животноводческое направление.

Ваше сельхозпредприятие известно тем, что открыто для молодежи. И производственную практику, стажировку здесь проходят не по формальному принципу, а, как и положено, на практике. Но это же риски…

Вы правы. Мы действительно не позволяем отсиживаться на практике в стороне, а даем ребятам погружаться в процесс по их профилю — с КРС, техникой, семенами и т.д. Ведь помимо достойной зарплаты — а я хотела бы отметить, что тот уровень оплаты труда для студентов и даже школьников выше минимального размера оплаты труда — им хочется самореализации, у них есть амбиции и желание быть полезными отрасли. И этому их желанию надо дать качественный базис. Мы видим, какое у большинства из них возникает воодушевление, когда они непосредственно находятся внутри производственной темы. Нам важно не погасить этот их зародившейся огонек. Да, такое вовлечение — это наша ответственность. Это дает колоссальную дополнительную нагрузку на руководителей подразделений. Но только так, неравнодушием, вовлекая в процесс тех, кто когда-то заинтересовался таким непростым делом, как сельское хозяйство, мы можем воспитывать достойные кадры. Молодежь активно идет к нам. Мы этому рады. Сегодня 33% работников СЗАО «СКВО» — это люди в возрасте до 35 лет.

Также у нас есть желание развивать и тему аграрных классов для школьников. Развитием этого направления мы активно занимаемся, оно особенно актуально для сельскохозяйственных территорий. Надо жить не только сегодняшним, но завтрашним и даже послезавтрашним днем. Даже небольшой опыт взаимодействия с учащимися разных классов, когда они приезжали к нам на экскурсию, дал четкое понимание, что только при правильной мотивации на практике у ребят может появиться интерес к отрасли: дать ту же возможность посидеть в кабине комбайнера, увидеть своими глазами и потрогать современную технику, поговорить с нашими специалистами-практиками, которые поделятся своим опытом, заглянуть на молочный комплекс и понять, что там давно уже никто не доит корову руками, все уже настолько автоматизировано.

И работа со школьниками в рамках агроклассов помогла бы делать то, что мы считаем самым важным — заражать людей любовью к отрасли и энтузиазмом.

Но есть еще один важный момент в части образовательного процесса. Чем больше мы работаем со студентами, тем очевиднее становится ситуация разрыва между теорией и практикой не только у них, но и у большинства преподавателей профильных средних специальных и высших учебных заведений. Отрасли АПК развиваются очень динамично. Каждый год не похож на предыдущий: появляются новые технологии, оборудование, множество других нюансов. И педагоги должны быть в курсе этих производственных изменений. Но как? Думаю, также проходя своего рода производственную практику на предприятиях. Это тот вопрос, который мы обсуждаем в рамках работы Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Палаты молодых законодателей при Совете Федерации, председателем которого я являюсь. От воплощения подобной инициативы выиграют в итоге все участники отрасли: повысится уровень квалификации педагогов, что качественно отразится на обучении студентов в соответствии с реалиями, и, как следствие, в отрасль будут идти люди, более мотивированные и осознающие хотя бы базовые основы сельского хозяйства не только в теории, но и на практике.

Что еще сегодня в поле зрения членов комитета?

Одна из актуальнейших законодательных инициатив, которая получила поддержку Минсельхоза РФ и ФНС, касается непосредственно продовольственной безопасности страны. Это вопрос о применении разной ставки НДС в части реализации на территории страны протравленных и непротравленных семян подсолнечника и кукурузы. Был создан судебный прецедент, из-за которого протравленные семена теперь относятся к группе непродовольственных товаров и, соответственно, облагаются ставкой 20%. А вот непротравленные семена относятся к продовольственным товарам со ставкой НДС 10%. Но и в том, и в другом случае семена приобретаются и используются исключительно для производства продовольственной продукции и кормов животных. Например, то же подсолнечное масло, которое производится из семян подсолнечника, выращенного из только протравленных семян, входит в перечень товаров, реализуемых со ставкой НДС 10%. И получается, что при разной ставке НДС возникают неравные условия между средними и крупными сельхозпроизводителями, которые могут протравить семена у себя в хозяйстве, и малым бизнесом (фермерами, ИП), которые не имеют возможности протравить семена перед посевом и покупают их уже протравленными, с увеличенной налоговой ставкой. Но мы убеждены: малый бизнес имеет право покупать качественные протравленные семена с практически 100-процентной всхожестью и получать достойный урожай, как и другие, более крупные участники отрасли. Решением данного вопроса может стать применение 10-процентной ставки НДС при обороте любых семян для высева.

Ведь мы прекрасно понимаем, что в решениях вопросов продовольственной безопасности важен вклад всех категорий хозяйств. И нам нужно объединять усилия, оперативно решая возникающие недопонимания.

Впереди будет еще много инициатив, основная задача у нас, молодых парламентариев, — способствовать развитию нашей страны и улучшению жизни граждан, и для этого будет стабильно и планомерно проводиться совместная работа по обеспечению эффективного и ответственного законодательства.