Южный декантер

Южный декантер

У российских виноделов сработала ставка на автохтонные сорта винограда
По итогам 2020 года импорт тихого вина в РФ снизился с 64 до 46%. При этом объем рынка с 2004 года вырос вдвое. Снижение зарубежных поставок были восполнены отечественными производителями, объем производства которых составил 70,3 млн дал. Розничные продажи вина в прошлом году выросли в категории тихих вин на 5,5%, игристых — на 6,6%. Такие данные привел руководитель информационного центра Wine Retail Александр Ставцев. В то же время многие эксперты отмечают, что в РФ пока мало виноделен, которые работают с автохтонными сортами, большинство производителей пытаются копировать западных коллег.

Слеза Диониса. Вероятно, виноделие — одна из отраслей АПК, доставляющая наименьшие проблемы отечественному минсельхозу. Последние 20 лет восстанавливаются виноградники, растут объемы производства продукции. 
«С 1998 года российские бизнесмены вкладывают деньги в российские виноградники, в оборудование, в людей. И с 1998 по 2010 год те, кому был дорог российский виноград, доказывали всей стране, что Россия — потенциально виноградарско-винодельческая держава, и этот потенциал мы уже начали осуществлять», — уверен президент Союза виноградарей и виноделов РФ Леонид Попович. 
С 31 декабря 2014 года по ФЗ № 490 в России появились два новых статуса — ЗГУ (вина защищенного географического указания с обозначением региона производства) и ЗНМП (вина защищенного наименования места происхождения). Сегодня в стране зарегистрированы 15 ЗГУ (7 региональных: Кубань, Крым, Дагестан, «Долина Дона» и др.) и 8 субрегионов на Кубани (Таманский полуостров, Восточное Приазовье, «Долина Афипс», Анапа, Новороссийск, Геленджик, Крымск, Семигорье) и 23 ЗНМП. Обыватели начали разбираться в аппелласьонах и терруарах. После выхода в свет федерального закона № 468 «О виноградарстве и виноделии в России» в стране начался настоящий бум производства «слезы Диониса», появились первые сертифицированные органические виноградники. На Юге — супертерруаре России — отмечен взрывной рост гаражных виноделен, фермеров, специализирующихся на этом сегменте АПК. По данным на 1 января 2021 года, в Краснодарском крае работают в виноделии 53 крупных предприятия и 28 КФХ, которые уплатили акцизов за 2020 год на сумму 4,4 млрд рублей. Произведено 21 397,4 тыс. дал акогольной продукции (24 169,3 тыс. дал в 2019 году).

В Республике Крым, соответственно, 32 и 33 на сумму 2,3 млрд рублей (произведено 8,209 тыс. дал, в 2019-м — 8069,3 тыс. дал), в Ростовской области — 8 и 5 на сумму 125 млн рублей (произведено 378,3 тыс. дал, в 2019-м — 584,8 тыс. дал — такое падение произошло из-за закрытия Ростовского комбината шампанских вин).
Наиболее значительные преференции по ФЗ-468 имеют именно те виноделы, которые производят вино из российского винограда. Это привело к расширению закладки собственных виноградников и привлечению в отрасль рабочей силы. Однако плохой урожай в 2020 году вызвал дефицит сырья на рынке (до 10 млн литров), которое подскочило в цене почти вдвое. Оптовые цены в Крыму выросли с 60 до 150 рублей, на Кубани — с 60-70 до 100 рублей за 1 кг. А на фоне ковидных ограничений появились перебои с импортом bulk wine (балкового вина) и рост цен на зарубежные вина.
Рыночные аналитики считают, что во избежание подобных ситуаций обеспечение производителей сырьем должно происходить главным образом за счет расширения посевов виноградников и производства привычных к местным географическим условиям засухоустойчивых и морозоустойчивых автохтонных сортов.
 
Виноградные туземцы. Наиболее подходящие для выращивания автохтонных сортов регионы вполне ожидаемо находятся на Юге — на Кубани, Дону, Ставрополье, в Дагестане и Крыму. По мнению президента группы «Абрау-Дюрсо» Павла Титова, напитки из автохтонных сортов винограда сегодня востребованы на азиатских рынках. «Красностопы» оказались для азиатского вкуса очень правильным вином, поскольку, с одной стороны, это сухое вино, но в меру своего сорта оно воспринимается менее кислым, чем вина Нового Света», — считает он. 
Александр Ставцев полагает, что сладкое игристое красное вино с Юга успешно продается в странах Юго-Восточной Азии и Китае, потому что с их острой кухней, в которой много соуса, мало какое вино может справиться.
Однако при прекрасных терруарах Краснодарского края там практически нет автохтонных сортов — вино производится из сортов классических («шардоне», «каберне», «совиньон», «шираз», «мерло» и др.).

По информации Натальи Жаворонковой, координатора по региональному развитию Союза виноградарей и виноделов России, сегодня у нас насчитывается порядка 200 автохтонных и аборигенных сортов винограда, выращиваемых главным образом в Дагестане и Ростовской области. «Автохтонные сорта Дона и Кавказа были получены, очевидно, из местных дикорастущих форм vitis vinifera. Первыми селекционерами, по всей видимости, можно считать древнейшие народы Кавказа — адыгов, аланов, хазаров. Спустя века донские и терские казаки прививали на своих виноградниках черенки, привезенные из многочисленных набегов на побережье Черного моря и Каспия», — рассказала она. 
«Уникальность Ростовской области, в отличие от Волгоградской области и Ставропольского края, состоит в наличии сразу 64 автохтонных сортов винограда, из которых можно делать потрясающее вино, — рассказал руководитель экспертной комиссии Роскачества Артур Саркисян. — Это не очередной классический «каберне-совиньон», а собственный проект. Чистые вина, отдельная культура виноградника. Это надо развивать и поддерживать. Во Франции, Италии, Испании вы не найдете в продаже вин из других регионов, тем более из других стран, кроме тех, в которых находится конкретная энотека». 

Как раз на Ростовскую область приходится одно из ЗГУ — «Долина Дона». Впрочем, по информации руководителя Департамента потребительского рынка правительства Ростовской области Ирины Теларовой, нынешняя доля донской продукции на алкогольном рынке в 3-4% ничтожно мала. Ставка на качество вина и узнаваемость бренда должна способствовать популяризации эноиндустрии и продвижению известной с античности производной донской лозы на полки магазинов.
По данным департамента, сегодня в Ростовской области производство винодельческой продукции осуществляют восемь предприятий и пять лицензированных крестьянско-фермерских хозяйств, сравнительно недавно получивших лицензии на производство, хранение, поставки и розничную продажу произведенной винодельческой продукции: Губин, Молчанов (винодельня «Молчанов»), Зареченский, Химичев (винодельня «Вина Бани»), Сердюк.

К примеру, созданная в 2012 году винодельня нового поколения «Вилла Звезда» имеет собственные виноградники общей площадью 90,3 гектара в уникальном терруаре междуречья рек Сал и Дон, состоящие в основном из донских аборигенных сортов «красностоп золотовский», «кумшацкий белый», «цимлянский черный», «мушкетный», «сибирьковый» и др. Виноградники винодельческого хозяйства расположены в восточной умеренно засушливой зоне Ростовской области с холодной зимой и жарким летом, что и нужно для винограда, который большей частью закапывается на зиму. Последние годы винодельня реализовала программу модернизации, закупила новое оборудование, бочки из российского, французского и американского дуба. Ставка делается на выпуск линейки премиальных вин из автохтонных сортов (порядка 250-300 тыс. с потенциалом развития до 500 тыс. бутылок в год), которые уже обрели свое место на полках крупных розничных сетей. 

У гаражных виноделен более скромные запросы. Им сложно входить в сети и выполнять их жесткие требования.  По словам главы винодельни «Вина Бани» Юрия Химичева, на сегодняшний день он владеет виноградниками общей площадью 135 га на Сало-Манычской гряде, на восточных и юго-восточных склонах, выпуская порядка 65 тыс. бутылок в год. Основную линейку вин составляет продукция из европейских и автохтонных сортов винограда. Лицензия на производство вина получена в сентябре прошлого года, и на данный момент осуществляется розлив вина. Реализация же продукции «Вина Бани» производится либо в ходе мелкооптовых партий (от 20 бутылок) по всей территории страны, либо через собственную небольшую розничную сеть, либо посредством сарафанного радио. Сытый и довольный клиент — лучшая реклама продукции для будущих продаж. Для этого в настоящее время в бывшей советской бане, давшей имя бренду, ведется реконструкция с созданием хорошего дегустационного зала.  Виноградники молодой винодельни «Молчанов» (лицензия получена в ноябре 2020 года) общей площадью 47,5 га расположены в Мартыновском, Волгодонском и Константиновском районах области. Выращиваемые сорта винограда также автохтонные: «сибирьковый», «кумшацкий», «пухляковский», «мушкетный», «цимлянский черный», «красностоп золотовский», «цветочный», «саперави северный», «голубок», «рисус», «степняк». Сама винодельня уже оснащена импортным оборудованием, способным перерабатывать 40 тонн сырья в год. 

«На сложности с производством вина в Ростовской области влияют неблагоприятные климатические особенности региона, что на 40% увеличивает себестоимость продукции по сравнению с другими регионами Юга России, — считает председатель СРО «Союз виноградарей и виноделов Дона и Волги» Николай Берников. — На сегодняшний день в регионе в этом сегменте работают восемь крупных предприятий и пять КФХ. За прошлый год четыре КФХ получили лицензию на производство винодельческой продукции, готовятся еще три. Пытаемся развивать эногастрономический туризм, привлекать в регион винами из автохтонных сортов «красностоп золотовский», «цимлянский черный», «плечистик», «сибирьковый», «кумшацкий белый», «варюшкин» и др., винами, изготовленными старым казачьим способом. Но для этого необходимы собственные прививочные комплексы. Без своих маточников отрасль развивать нереально».

Участники рынка уверены, что без государственной поддержки мелким производителям восстанавливать столь сложную отрасль АПК невозможно. В этом могло бы помочь налаживание системы эногастрономических туров, которая уже налажена во многих европейских странах и дает толчок развитию целой отрасли сельского хозяйства. Впрочем, хорошие деньги в виноделие в последние годы приходят только благодаря привлечению крупных частных инвесторов. 
«Богатые люди пришли не «вдруг». Они всегда интересовались вином, они покупали винодельни во Франции, в Италии, в Португалии. А в какой-то момент они попробовали российское вино и сказали: «Так оно же хорошее». Пришла пора вкладывать в российские винодельни. С одной стороны, патриотизм, а с другой, международная ситуация подталкивают именно к этому. Сложение факторов», — заметил Леонид Попович.