Негативный тренд
Производство натуральных соков и нектаров в России снижается несколько лет подряд. Исследователи агентства «Маркет Аналитика» отмечают, что в 2015 году снижение составило 28%, в 2016-м — 15%. Данные Российского союза производителей соков (РСПС) более оптимистичны: минус 5,9% в 2016 году (союз объединяет производителей, на долю которых приходится почти 90% от общего объема производства соковой продукции).
Росстат фиксирует продолжение нисходящего тренда — в первом полугодии 2017 года производство соков в стране снизилось на 26,3%.
При этом, по статистическим данным, потенциал рынка в России реализован всего на 50%. Так, российский гражданин в среднем потребляет за год около 16 литров соков и сокосодержащей продукции, тогда как норма потребления составляет минимум 30 литров. К тому же мощности отечественных предприятий-производителей соков позволяют не только не снижать, но и наращивать производство.
По мнению экспертов, снижение производства спровоцировала та самая «невидимая рука рынка». Оно снижается вслед за спросом. «Основной причиной снижения объемов производства соковой продукции за последнее время послужил общий рост цен на потребительские и пищевые товары, который привел к сокращению покупательской способности наших потребителей и к снижению спроса на отдельные категории пищевой продукции», — поясняют в РСПС.
Директор группы по работе с компаниями продовольственного рынка исследовательской компании «Nielsen Россия» Сергей Гламазда добавляет, что в последние годы с продвижением здорового образа жизни за промышленными соками закрепилась репутация нездорового продукта, и определенный процент потребителей не покупает их именно по этой причине. Однако эксперт согласен с тем, что главной причиной сжатия рынка стали снижение покупательной способности и рост цен на соки.
О самоограничении покупателей говорит и тот факт, что, по данным ретейл-аудита компании Nielsen, 50% продаж соков в магазинах современного формата приходится на продажи по акциям. То есть граждане готовы покупать больше, но по более низкой цене.
Сырье — не свое
Рост цен на соки за два года более чем на 30%, по словам экспертов, связан с ростом курса иностранной валюты. Дело в том, что, хотя 95% потребляемых россиянами соков производится в нашей стране, примерно 85% сырья для их производства закупается за рубежом за доллары и евро. Причем это касается не только экзотических фруктов. По данным РСПС, только 25% всего объема яблочного сока и 12% томатного сока в прошлом году были произведены из отечественных продуктов. Эксперты подчеркивают, что более 50% производства приходится именно на соки, сырье для которых по климатическим условиям вполне может производиться в России. Это уже названные яблоки, томат, а также груши, вишня, сливы и другие.
«В прошлом году компании удалось закупить в России только 11,7% сырья — яблочного сока, пюре, томатной пасты и ягод — у поставщиков в Краснодарском крае, Тамбовской, Астраханской и Вологодской областях», — рассказывает Леонид Гришин, директор по стратегическим закупкам «Мултон». — Компания рассматривает возможность в перспективе закупать до 100% объема сырья для соков, нектаров и сокосодержащих напитков, которое технологически может быть произведено в России, готова поддерживать локальные рынки и быть долгосрочным партнером местных поставщиков».
Сегодня крупные закупки у отечественных хозяйств, по словам переработчиков, невозможны.
Производство плюс логистика
По оценкам Минсельхоза РФ, 2016 год стал рекордным для России по валовому сбору плодов и ягод. Так, директор департамента пищевой и перерабатывающей промышленности Минсельхоза России Евгений Ахпашев сообщает, что валовой сбор плодов и ягод в России составил 3,3 млн тонн (а в 2015-м — 2,9 млн тонн).
Эксперт сообщает, что в последние годы растут площади закладки новых садов и виноградников. В 2016 году они составили 15 тыс. га (+2%) и 5 тыс. га (+50%) соответственно. «Минсельхоз России последовательно увеличивает поддержку отрасли — ежегодная закладка современных садов возросла более чем на 14 тыс. га, из которых две трети составляют сады интенсивного типа», — отмечает замминистра сельского хозяйства РФ Сергей Левин.
Таким образом, проблема импортозависимости российских производителей соков не только в медленном развитии сельхозпроизводства (хотя этот вопрос тоже актуален), но и в логистике, коммуникациях между производителями и переработчиками. По мнению Евгения Ахпашева, основную задачу — обеспечение предприятий отрасли доступным и качественным отечественным сырьем — можно решить во многом за счет выстраивания кооперации между производителями и переработчиками плодоовощной продукции. «Все предпосылки и ресурсы для активного развития собственной сырьевой базы у нас в стране есть», — уверен сотрудник Минсельхоза РФ.
Для переработчиков необходимо создать условия и мотивацию приобретения сырья у отечественных производителей, что является непростой задачей, ведь большое количество производителей плодовой и ягодной продукции — КФХ и ИП (а для крупной компании удобнее один крупный поставщик, чем много мелких).
В министерстве отмечают, что наряду с налаживанием коммуникаций для дальнейшего развития отрасли необходимо ежегодно закладывать не менее 500 га плодовых питомников с производством посадочного материала высших категорий качества.
Леонид Гришин считает, что реализация потенциала сокового рынка в России зависит от того, насколько активно крупные компании и государственные институты будут объединять усилия, насколько они готовы работать в одном направлении.
Участники рынка уверены, что сегодня концентрировать силы следует в тех регионах, которые в перспективе могут стать основными поставщиками сырья для соков (ЮФО, СКФО, ЦФО и ПФО). Совместно производители и переработчики при активном содействии региональных властей смогут значительно развить индустрию и обеспечить импортозамещение в производстве тех соков, сырье для которых может выращиваться в России.