По результатам исследования рынка органического сельского хозяйства, которое провел Союз органического земледелия с партнерами, лишь 0,12% сельхозземель (246 тыс. га) в России сейчас сертифицированы как органические по международным стандартам. Всего в стране работает 70 сертифицированных органических сельхозпроизводителей. Из них по международным стандартам сертифицированы 53 хозяйства, по российским — 17.
«Рынок органической сельхозпродукции в России — он не то что в зародыше, по сути можно сказать, что его пока нет, — говорит Сергей Коршунов, председатель правления Союза органического земледелия. — Есть небольшой рынок, нацеленный на экспорт, как правило, это продукция растениеводства, бобовые и масличные культуры и немного злаков. Но на фоне сельскохозяйственного экспорта в целом это очень мало. В текущем году, по данным членов нашего союза, общий объем экспортных контрастов не достигает планки в 20 млн долларов. Что касается внутреннего рынка, то здесь ситуация примерно такая же. В основном это продукция животноводства, но сертифицированные по этому профилю хозяйства можно сосчитать по пальцам двух рук — их всего семь, и все они сосредоточены вокруг Москвы».
Развитие констатирует и Сергей Коршунов: «Те компании, которые ориентированы на экспорт продукции и занимаются этим направлением уже несколько лет, сертифицировавшись в 2013‑2014 годах, растут последние года четыре примерно на 100% ежегодно».
Несмотря на затратность сертификации, производители, которые четко определили направление развития, готовы расходовать средства. «Помимо европейской, сертификацию по отечественному ГОСТу мы также прошли, — говорит Эдуард Почивалин. — И это недешевая процедура, особенно если мы говорим о европейских стандартах. Хорошо, что с развитием рынка и появлением новых производителей неизбежно будет расширяться и сегмент сертификации. Я знаю, что некоторые компании уже готовят российских специалистов-аудиторов, которые будут иметь право проводить аудит по европейским стандартам, и первые специалисты по направлению растениеводства уже аккредитованы».
«Если говорить о прибыльности — пока все скромно, — говорит Владислав Малютов. — Мы не получаем сверхдоходов из-за того, что производим именно органическую продукцию. Тем не менее наш подход к земледелию позволяет получать более низкую себестоимость зерна по сравнению с традиционным. Отказ от вспахивания земли дает экономию на топливе, затратах на оплату труда механизаторов и так далее».
Многих производителей «органического» сектора интересует экспорт продукции: несмотря на связанные с этим процессом сложности, заработать на этом направлении сейчас можно больше. Все-таки уровень спроса в России и в Европе — вещи несравнимые. И тем не менее многие эксперты считают, что ориентироваться стоит прежде всего на внутренний рынок. «Несмотря на то, что экспорт сейчас кажется очень перспективным, эта ситуация скорее временная, — говорит Сергей Коршунов. — Пройдет не так уж много времени, и Европа сможет либо самостоятельно себя обеспечить (это ложное ощущение, что они не могут производить такое количество органической продукции), либо перейдет на продукцию из Южной Америки и Южной Африки, где сейчас хозяйства активно переходят на органическое производство. Плюс у них есть Украина, у которой преимущество по отсутствию импортных пошлин в Евросоюз — органическая продукция идет вне квот. Наша продукция в любом случае будет там на 15% дороже, чем украинская. Сейчас в таких условиях еще можно работать, поскольку рынок неконкурентоспособен, они готовы брать любую продукцию по подходящей цене, которая в среднем в два раза выше, чем на традиционную продукцию».
«Экспорт — достаточно интересное направление, так как в свете невысокого курса рубля наша продукция оказывается конкурентоспособной в Европе, — комментирует Эдуард Почивалин. — Сейчас мы рассматриваем возможность экспорта в Европу и своей продукции — сливочного и топленого масла. По этому поводу ведем переговоры с Российским экспортным центром. Поскольку мы — молодой производитель, нам необходимо выполнить несколько серьезных условий, касающихся не только собственно органической сертификации, но и безопасности производства, в том числе внедрение определенных систем контроля типа ХАССП».
Проблему неразберихи на прилавках отмечает и Сергей Коршунов. «Большая часть сетей готова органическую продукцию выделять на полках, но они пока не очень понимают ситуацию с законом, — говорит он. — Дело в том, что хозяйства могут быть сертифицированы по ГОСТу, по европейским стандартам, по прочим стандартам… Эта ситуация, в которой назвать свою продукцию органической может де-факто любой производитель, в том числе и недобросовестный, который или вообще никак не сертифицирован, или сертифицирован какой-то непонятной компанией по неизвестным стандартам, устраивает торговые сети. Если у производителя есть хоть какие-то бумажки, они с радостью поставят его продукцию на полку и будут на ней зарабатывать либо дополнительную маржу, либо лояльность покупателей, если потребитель не готов платить большие деньги. Мы активно проводим просветительские мероприятия на эту тему, и я рассчитываю, что в целом этот рынок будет расти».
По мнению Сергея Коршунова, для развития сектора необходимо работать над формированием структур, которые могли бы урегулировать вопрос со сбытом. «Органическое производство — это прежде всего удел мелких и средних хозяйств, а им часто сложно своими силами организовать сбыт, — говорит он. — Сети не собираются делиться с производителем дополнительной маржой, которую зарабатывают на органике, и в результате какого-то заметного выигрыша по прибыльности у тех, кто работает на внутренний рынок, нет. Решение этой проблемы — либо работать на экспорт, где при наличии сертификатов и достаточного уровня качества ты гарантированно получаешь определенную цену, либо развивать кооперативы, в первую очередь крупные, в работе которых участвует и государство. Большой кооператив по сбыту в состоянии конкурировать с агрохолдингами, гарантировать постоянство объемов и качества для сетей, возможно, вывести на рынок зонтичный бренд».
Антон Пушкарев, руководитель по коммуникациям компании «Сингента» в России:
— Доля органических продуктов в портфолио «Сингенты» составляет не более 10%. В настоящее время мы реализуем масштабную исследовательскую программу по биологическим продуктам, и у нас есть ряд очень перспективных разработок. Однако они появятся на рынке не раньше чем через 10 лет — именно столько времени в нашей отрасли требуется для исследований и разработки каждого нового соединения.
В России у «Сингенты» пока нет подобной продукции. Мы изучаем продукты, которые у нас есть в Западной Европе, и будем решать, можем ли мы что-то перенести на российский рынок, в частности по овощам и фруктам.
В разработку органических продуктов вложены огромные средства, однако они по-прежнему уступают в эффективности синтетическим химическим продуктам. При этом я категорически не согласен с заявлением о том, что выращивание органических продуктов способно обеспечить нас более безопасными или здоровыми продуктами питания. Этому просто нет научных доказательств, а многие научные исследования, которые уже были проведены в различных странах мира, прямо опровергают это утверждение.
Кроме того, в Западной Европе органические протоколы разрешают использовать любые природные вещества, и наиболее широко используемыми органическими пестицидами являются медь и сера, которые часто встречаются в природе, но оказывают далеко не самое благоприятное воздействие на окружающую среду. На самом деле медь гораздо опаснее большинства неорганических пестицидов.