Пан или пропал

Пан или пропал

Отечественные аграрии бросают вызов кризису и открывают новые производства
Уже успели стать хрестоматийными слова Джона Кеннеди, который говорил: «В китайском языке слово «кризис» состоит из двух символов: один означает опасность, а другой — шанс». В последние годы мировую экономику лихорадит. Но несмотря на сложности, которые возникли у многих предприятий, кто-то нашел в себе силы начать свое дело. «Вестник АПК» проанализировал, какие российские производители уверенно работают в непростых условиях и выпускают на рынок новые бренды.

Впервые возделывать гречишные поля люди стали в непосредственной близости от места ее дикого произрастания — в Юго-Восточной Азии. Произошло это более 6 тыс. лет назад. Вопреки известному заблуждению, гречка популярна не только на территории бывшего СССР. Ее, например, очень сильно уважают в Индии. Причем считается, что с помощью гречки можно воздействовать на биологические точки в организме, поэтому для профилактики различных заболеваний советуют ходить по коврику, на котором рассыпана эта крупа. Гречка является частью национальной кухни Японии. Именно там из гречки производят гречневую лапшу «соба». А мировым лидером по выращиванию гречихи является Китай. Правда, там эту крупу предпочитают пить в виде чая и отваров, а не есть.
Зато в русской кухне гречка занимает если не первое место, то уж явно входит в топ-10 продуктов питания. Не случайно поэтому и ставку на нее продолжают делать вне зависимости от экономической ситуации. 
В марте этого года в селе Безменово Черепановского района Новосибирской области начали делать гречневую крупу. Производством занялся Безменовский элеваторный комплекс. Министр сельского хозяйства Новосибирской области Евгений Лещенко подчеркнул, что за сутки завод будет производить около 50 тонн крупы гречневой — ядрицы. 
Продукция нового завода предназначается для увеличения поставок в другие регионы России, прежде всего в города, находящиеся в федеральном подчинении. Но и на зарубежье здесь тоже посматривают. С начала 2020 года на двух предприятиях Черепановского района произведено 1,5 тыс. тонн гречки, а также около 300 тонн серых круп — ячневой, перловой, пшеничной. Это позволит обеспечить продовольственную безопасность не только Новосибирской области, но и организовать поставки в регионы России, а также в США и Германию.
Евгений Лещенко заметил, что новый завод в Безменово выгодно расположен логистически. Основные площади возделывания гречихи находятся в Черепановском, Сузунском и Искитимском районах. «Ситуация, вызванная в первую очередь распространением коронавируса, послужила толчком для взрывного спроса на потребительском рынке в отношении крупы гречневой — ядрицы, спрос на которую у населения серьезно вырос», — рассказал министр.
Однако за счет возобновления работы элеваторного комплекса в Безменово, на который поступили дополнительные объемы сырья на переработку, запасы крупы в регионе практически полностью восстановлены. На складах торговых сетей в настоящее время находится 490 тонн гречневой крупы.

Объединить минералку в кластер. В медицине есть целый раздел, который изучает происхождение и лечебные свойства минеральных вод, — бальнеология. Большое распространение направление получило в советское время. До сих пор у всех на слуху известные бальнеологические курорты, например Кавказские Минеральные Воды. А такие бренды, как «Нарзан» и «Ессентуки», знает не одно поколение наших жителей. Но мало кому известно, что Курганская область обладает уникальными природными месторождениями минеральных вод, которые по качеству, составу и лечебно-профилактическим свойствам не просто не уступают известным маркам, а в ценовом вопросе даже выигрывают. Другой вопрос — как раскрутить этот бренд не только на региональном, но и на федеральном уровне?
Зауральские производители минеральных вод решили объединиться в подкластер в рамках Курганского медицинского кластера. В дальнейшем в регионе появится новый бренд «Минеральные воды Зауралья». Эта идея была обсуждена на заседании рабочей группы подкластера в департаменте агропромышленного комплекса Курганской области в июне этого года. В рабочую группу вошли производители минеральной воды, представители медицинского сообщества и департамента агропромышленного комплекса Курганской области. Одна из целей создания подкластера — продвижение зауральской минеральной воды среди населения Курганской области, России, стран ближнего и дальнего зарубежья. 
Комментируя перспективы развития подкластера, первый заместитель губернатора Курганской области — директор Департамента агропромышленного комплекса Сергей Пугин подчеркнул: «Кластер — это объединение ресурсов и возможностей его участников с целью повышения эффективности. Кроме того, предприятия — участники кластера имеют преимущество при распределении федеральных средств на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, а также не исключается возможность привлечения льготных кредитных ресурсов по линии Министерства сельского хозяйства РФ».
Кстати, в Зауралье добычей минеральной воды занимаются 15 недропользователей. В зависимости от степени минерализации, химического состава и других показателей минеральная вода подразделяется на столовую, лечебно-столовую и лечебную.

Как сыр в масле. Французская компания Savencia Fromage & Dairy выкупила контрольный пакет акций Белебеевского молочного комбината в конце 2017 года и объявила о планах развития производства элитных сыров. Позднее на Белебеевском молочном комбинате была запущена пробная линия по выпуску сырных «специалитетов».
В компании позитивно оценивают перспективы российского рынка и видят возможности для развития производства сыров в нашей стране.
«Если говорить о качестве, а не о количестве, то сегодня рынок все еще не оправился после эмбарго 2014 года и исчезновения сыров «европейского» уровня. Пострадавшие сегменты сыров с точки зрения вкусовых характеристик — премиальные полутвердые и твердые сыры. Локальное производство полностью импортных до 2014 года мягких сыров стартовало максимально быстро. Поставка голубых сыров успешно переключилась с Европы на Южную Америку с сохранением достойного уровня качества. В отдельных случаях поставки ведутся и через не попадающую под эмбарго Швейцарию. Но достойные альтернативы полутвердым и твердым сырам премиального уровня только начинают появляться в России, и, как правило, при участии тех же европейских производителей», — отметил представитель предприятия.
И еще немного о сыре. На этот раз — из Республики Марий Эл. На сегодняшний день там зарегистрировано три национальных бренда: марийские гусли, кравец (пирог, начиненный крупой и несколькими видами мяса), а теперь среди них и сыр «Сернурская легенда». После сложного и продолжительного процесса формирования заявки в Роспатент для регистрации нужно было получить заключение от Минсельхоза РФ, сводившееся к следующему: «Особые свойства товара исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и людскими факторами». 
Полутвердый сыр по достоинству оценили покупатели от Республики Крым до Сахалинской области — география поставок уже сейчас насчитывает более 20 регионов России.

ЧрезвыЧАЙные меры. По индийской легенде, появление чая приписывают буддистскому монаху Бодхихарме. Чтобы не уснуть во время медитации, он вырвал свои веки и бросил их на землю. На этом месте и вырос чайный куст.  В России чай попробовали раньше, чем в Англии и Голландии. В Европу его поставляли морским путем, а к нам — сухопутными караванами. О том, когда чай окончательно прижился на Руси, историки спорят до сих пор. Одни говорят, что законодателем «чайной моды» стал Петр I, вторые утверждают, что началом истории чая в России можно считать 1638 год, когда российский посол Василий Старков привез чай в подарок от западномонгольского Алтын-хана.
В любом случае, сегодня российские производители чая стараются не отставать от китайских и индийских производителей. В том числе разрабатывая новые сорта. Например, чай «Родной» выпущен на рынок питерским агропромышленным комплексом «Восход» в феврале 2018 года. Основу линейки составили иван-чай и травяные сборы. Чтобы выделить продукт на высококонкурентном рынке, специалисты по брендингу создали рукописный логотип из элементов, напоминающих чайные листья. А чтобы у покупателя сформировалась устойчивая ассоциация с натуральным продуктом, на упаковке дизайнеры разместили изображения цветов и растений. 
В линейке пока представлено шесть крупнолистовых и шесть пакетированных видов чая. Может ли российский чай составить конкуренцию зарубежным «собратьям»? Здесь специалисты во мнениях расходятся. И тем не менее журнал «Форбс», составляя в 2019 году рейтинг 10 лучших новых брендов России, поставил чай «Родной» на первое место. А это уже о многом говорит. 

Жизнь не сахар. Но есть сахарозаменитель. Группа компаний «ЭФКО» построила в Белгородской области ферментный завод стоимостью 764 млн рублей, на котором ведет разработку технологии производства белкового сахарозаменителя, сообщила директор департамента корпоративных инноваций ГК «ЭФКО» Анна Ненахова. «Никто в мире еще не создал сертифицированного продукта. Это сложная технологическая задача, потому что необходимо оптимизировать молекулярную структуру белка, чтобы получить расширенный спектр необходимых характеристик, в первую очередь термостабильность, срок годности, вкусовые свойства, приближенные к привычным потребителю», — рассказала она. Завод оснащен как пилотными биореакторами для проведения испытаний, так и оборудованием для промышленного производства. В настоящее время проводятся исследования для получения технологии синтеза белка.
«Мы не можем с точностью спрогнозировать, сколько еще необходимо средств. Сейчас все объемы инвестиций будут направлены на создание команды, выбор белка и работы по моделированию его структуры», — отметила Анна Ненахова. Она назвала проект стратегически важным для «ЭФКО», поскольку «сладкий белок» является одним из трендов на рынке здорового питания.
ГК «ЭФКО» занимается производством пищевых ингредиентов, используемых в кондитерской, хлебопекарной и других отраслях пищевой промышленности, является крупным производителем майонеза, растительного масла, кетчупа, молочной и кисломолочной продукции, а также производителем компонентов кормов для сельскохозяйственных животных и птицы. Продукция компании экспортируется более чем в 40 стран. Производственные активы расположены в Белгородской и Свердловской областях, Краснодарском крае, Подмосковье и Казахстане.

Колбаса северо-западного направления. «Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то они и носят в себе», — поучал Козьма Прутков. Между прочим, докторской колбасой когда-то действительно пытались восстанавливать подорванные силы организма. Продукт появился в самый расцвет сталинской эпохи, 30-е годы XX века, и предназначался вполне конкретным потребителям: героям Гражданской войны и «жертвам царского режима» (между прочим, вполне официальная формулировка). Сохранилась легенда о том, что изобретатели колбасы хотели дать ей название «Сталинская», но побоялись. К колбасам и сосискам у потребителей отношение разное: кто-то их на дух не переносит, а кто-то только ими и питается. В любом случае, колбасные отделы не могут пожаловаться на отсутствие покупателей. Но и конкурировать тут непросто.
Петербургский мясокомбинат, производящий колбасы, сосиски и мясные деликатесы в ценовом сегменте «средний» и «средний плюс», совместно с брендинговым агентством Depot WPF вывел на рынок новый бренд мясной продукции — «Северо-Запад». Перед творческой командой стояла задача разработать бренд нового мясокомбината, «способный занять лидирующее положение на рынке Северо-Запада и создать острую конкуренцию московским производителям и поставщикам мясоколбасной продукции», рассказали в агентстве. 
Кроме того, согласно брифу, бренд должен быть достаточно пластичным и иметь потенциал для развития и имплементации в других сегментах рынка.
В результате комплексного проекта, включавшего разработку позиционирования, нейминга, визуальной идентификации бренда и дизайна упаковки, была создана торговая марка «Северо-Запад». 
Особое внимание в системе визуальной идентификации марки уделено фотостилю, который строится не на традиционных продуктовых изображениях, а на лайфстайл-фотографиях. Фотостиль дополняет яркое цветовое кодирование. 
«Работая над проектом, мы старались не мыслить категорией мясокомбинатов и мясных домов. Мы постарались создать лайфстайл-бренд для молодой и драйвовой компании, которая начала свою деятельность с производства колбас и мясных деликатесов», — комментирует креативный директор Depot WPF Анастасия Третьякова. 
«Бренд действительно выделяется на полке своей некатегорийностью, он живой и эмоциональный, и поэтому ему хочется доверять», ­— отмечает арт-директор проекта Евгения Струк. «Первые месяцы продаж показывают, что мы приняли верное решение и движемся в правильном направлении», — подтвердила Татьяна Ванькевич, директор по маркетингу мясокомбината «Северо-Запад».