Спрос на высокую маржинальность. Еще несколько лет назад площади под подсолнечник и кукурузу (кукурузу в особенности) активно росли. Эти изначально теплолюбивые культуры благодаря селекции освоились в северных регионах. Спрос во всем мире на кукурузу и подсолнечник как пищевые, кормовые, технические культуры колеблется незначительно и всегда довольно высок. Однако сегодня агроаналитики выделяют новые тренды. Земли под посев этих культур нельзя расширять бесконечно. Чтобы соблюсти баланс между грамотным землепользованием, аграрной диверсификацией, конкурентоспособностью продукции и желаемой прибылью, необходимо, не увеличивая площадей, добиваться лучших по количеству и качеству урожаев. С одной стороны, этого можно добиться, работая над наиболее эффективными технологиями выращивания, чтобы сорт или гибрид мог раскрыть весь свой потенциал. С другой, используя новые достижения селекционной науки, новые высокопроизводительные семена.
«Когда мы говорим о желании агрария увеличить или сократить площадь под той или иной культурой, то должны понимать, что это желание формируется исходя из экономической выгоды, — комментирует исполнительный директор Национальной ассоциации производителей семян кукурузы и подсолнечника (НАПСКиП) Михаил Самусь. — Если цена на зерно кукурузы в этом году высокая, а урожай хороший, то в следующем году будет рост площадей. Если нет, то они будут уменьшаться. Площади под подсолнечником практически достигли своего предела. При этом во многих регионах Поволжья, Южного Урала площади надо снижать, для того чтобы вернуться к научно обоснованным севооборотам. Но для этого аграриям надо предложить для выращивания другие высокомаржинальные культуры».
Эксперт отмечает, что в текущем сезоне цена на маслосемена подсолнечника значительно выше, чем в прошлом. И если эта ценовая ситуация не изменится, то есть все предпосылки для увеличения площадей под подсолнечником, при этом часто это будет сопровождаться нарушением севооборотов. Ситуация с кукурузой меняется в связи со значительным изменением климата. «Меняется расположение регионов, благоприятных для ее выращивания, — комментирует эксперт. — В этом году сильно пострадали от засухи север и восток Краснодарского края. Плохие условия для кукурузы были и в Ростовской области, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии. Поэтому на юге Европейской части России рост площадей под кукурузой, скорей всего, будет снижаться. Рост возможен только за счет орошаемых участков. Севернее Ростовской области, вплоть до Липецкой, Тульской и даже Московской областей, площади под кукурузой на зерно будут расти. Это обусловлено потеплением климата и наличием отечественных высокоурожайных гибридов в диапазоне ФАО 150-200. Рост площадей под кукурузой в основном будет происходить за счет ее продвижения на север. Северный прирост должен будет компенсировать потери площадей на юге».
Все это также говорит и о том, что со стороны аграриев формируется запрос на высокоурожайные, засухо- и холодоустойчивые раннеспелые сорта и гибриды. И селекционеры работают над этим, предлагая не только семена, но и технологии, при которых именно от этих семян можно получить наибольшую отдачу.
Свой-чужой. Аналитики отмечают, что на российских полях превалируют семена кукурузы и подсолнечника иностранного происхождения, притом что отечественные селекционеры ежегодно предлагают новые качественные сорта и гибриды. В числе причин называют открытый доступ иностранных селекционно-семеноводческих фирм на российский рынок и создание условий защиты интеллектуальной собственности их сортов в России.
К моменту финансового кризиса 2014 года рынок семян кукурузы наполовину, а подсолнечника более чем наполовину принадлежал зарубежным компаниям. Падение курса рубля пошатнуло позиции «иностранцев» лишь на непродолжительный период. Чтобы не потерять свою долю рынка, они нашли компромисс между финансовыми возможностями аграриев-покупателей и своими прибылями, а также инструменты, позволяющие нивелировать потери от ценового роста.
Конкурентное преимущество зарубежных производителей в агрессивных маркетинговых стратегиях: они предлагают не только семена, но и технологию их выращивания для полного раскрытия потенциала гибрида или сорта, напрямую выходят к хозяйствам, выступают в качестве консультантов.
«Прежде всего необходимо сделать правильный выбор гибрида, в зависимости от того, какие цели ставит перед собой конкретное хозяйство, с учетом применяемой технологии и какой техникой это хозяйство располагает. Наши сотрудники дают рекомендации по составлению портфеля гибридов для сельхозпредприятия, так как очень часто агрономы, желая получить максимум, делают ставку на один гибрид. Это рискованно, ведь каждый сельскохозяйственный год уникален: могут быть и поздние возвратные холода, и суховеи в период цветения кукурузы (критический период), и многие другие непредвиденные погодные явления. И для того чтобы снизить их возможное влияние, необходим подбор ряда гибридов для условий конкретного хозяйства», — рассказывает Андрей Черепанов, менеджер по продуктам и культурам в компании Bayer, на юге России.
Отечественные селекционеры тоже развивают маркетинговые коммуникации с агрохозяйствами: активно принимают участие в выставках, проводят демонстрационные мероприятия с целью показать «товар лицом».
«В этом году были заложены демонстрационные участки практически во всех регионах, где сеют кукурузу и подсолнечник. Полученные данные позволят наглядно доказать, что экономической целесообразности такого масштабного использования зарубежных семян нет. Наглядный пример в этом году — это северные и восточные районы Краснодарского края, где урожайность кукурузы в 35 ц/га — хорошая. Практически везде иностранные гибриды уступают отечественным. Иногда у иностранных гибридов вообще не сформирован початок. И это при цене отечественных семян от 1500 до 2500 руб. на гектар, иностранных — от 7000 до 10 000 руб. на гектар», — отмечает Михаил Самусь.
Эксперт уверен, что кардинально соотношение российских и импортных семян на российском рынке изменится, если государство примет решительные меры в этом вопросе. НАПСКиП предлагает с 2021 года не выплачивать любые виды господдержки (субсидии) сельхозтоваропроизводителям, которые в структуре посевных площадей имеют отечественных гибридов кукурузы менее 30%, подсолнечника менее 25%, сои менее 75% с последующим ростом к 2025 году до 75%, 65% и 75% соответственно. Многие мировые производители семян имеют производства, локализованные в России, разрабатывают продукт специально для российских условий. Так, французская компания LABOULET Semences представляет на российский рынок гибриды, специально созданные для регионов Сибири и Дальнего Востока. «Мы успешно провели опыты по выращиванию адаптированных для северных широт гибридов кукурузы в Томской, Омской, Тюменской, Новосибирской, Иркутской областях и на Алтае, — рассказывает Андрей Горбунов, кандидат сельскохозяйственных наук, агроном-консультант, региональный представитель LABOULET Semences. — Наши гибриды уже показали отличные результаты в Амурской области, где по итогам производственных опытов был получен урожай 75 ц/га зерна кукурузы, а в Ярославской области — 640 ц/га силоса». Директор ФГБНУ «ФНЦ ВНИИМК», академик РАН Вячеслав Лукомец в связи со сложившейся ситуацией считает, что необходимо точное определение, что такое семена «российской селекции», и что государственная поддержка должна направляться именно на поддержку отечественной селекции и семеноводства.
Однако эксперты подчеркивают, что задача не в исключении зарубежных игроков, а в достижении разумного баланса, не угрожающего продовольственной безопасности, но создающего конструктивную конкуренцию и широкое поле для новых исследований.
Возможности не исчерпаны. Говоря о трендах в селекции подсолнечника и кукурузы, специалисты отмечают курс на дальнейшую адаптацию культур к суровому климату, к возвратным холодам, почвенной и воздушной засухе, а также к естественным вредителям и болезням. «Для кукурузы очень актуально становятся требования к жизнеспособности пыльцы, количеству образуемой пыльцы, продолжительности цветения метелки. Все это должно снизить череззерницу початков кукурузы в условиях участившихся атмосферных засух, сроки наступления которых в последнее время не прогнозируются и не соответствуют тем, что были раньше», — уточняет Михаил Самусь.
Владимир Хатнянский, заведующий отделом селекции и первичного семеноводства подсолнечника, кандидат сельскохозяйственных наук Федерального научного центра «ВНИИ масличных культур», отмечает, что если несколько лет назад селекционеры твердо держали курс на гибриды как более перспективные и маржинальные по сравнению с сортами семена, то сегодня необходимо обратить больше внимания на сорта. Так, ученый советует в условиях дефицита осадков уходить от гербицидоустойчивых гибридов. «Последействие гербицидов на основе имидазолиновой группы препаратов бывает очень сильно: при недостатке влаги не снижается концентрация химического вещества. Гербицид не успевает разложиться и давит на следующую культуру, — поясняет он. — У сортов, конечно, низкая самофертильность (8-10% при самоопылении), поэтому требуется пчелоопыление. Но, с другой стороны, сорта более стрессоустойчивы, они способны выжить и дать поколение в любых условиях». Укрепляется тенденция «движения» кукурузы и подсолнечника на север. Площади под эти культуры в Сибири, на Урале, на Дальнем Востоке в последние годы выросли в разы. Еще один интересный тренд — использование достижений генной инженерии. Причем не создание трансгенных продуктов, против которых многие сегодня настроены категорически, а редактирование генома, создание устойчивых к болезням, погодным катаклизмам и т.д. гибридов с учетом возможностей самой культуры (хотя в нашем законодательстве нет четкого разграничения ГМО, трансгенных продуктов и созданных путем генного редактирования). На этом принципе в США развивается технология селекции подсолнечника CRISPR-CAS. Ее огромный плюс в том, что создать новый гибрид можно за месяцы, тогда как по традиционным технологиям на это уходят годы.