Несмотря на жесткие западные санкции, распространяющиеся на самые различные сектора российской экономики, по итогам 2022 года сегмент животноводства в стране лишь вырос. Общее поголовье превысило 641 млн голов скота, что за последние 5 лет составило 4,4 головы скота и птицы на каждого россиянина. В России было произведено 11,2 млн тонн мяса и мясопродуктов (рост на 6%). При этом вопреки предсказаниям западных аналитиков в минувшем году в стране был произведен рекордный объем готовых кормов для сельскохозяйственных животных — порядка 41 млн тонн (на 8% больше, чем в 2021-м).
Эхо пандемии. Отечественное животноводство в последние годы испытало на себе ряд мощных потрясений. Вначале страна была поражена пандемией коронавируса, загнавшей в карантин работников и ограничившей все внешние экономические контакты. Из-за этого в 2020 году поголовье животных, выращиваемых в российских сельхозпредприятиях и хозяйствах различного типа, сократилось на 4,1% по сравнению с допандемийным 2019 годом. Кроме того, изменилась структура потребления мясной продукции из-за изменения покупательской способности населения — люди начали потреблять более дешевые продукты, постепенно уходя из премиального мясного сегмента. В самой отрасли был отмечен резкий рост себестоимости из-за увеличения основных статей затрат в ее структуре, а также дефицит трудовых ресурсов на фоне отъезда мигрантов и невозможности им быстро вернуться в страну.
Тем не менее общий объем потребления мяса в России в 2021 году остался на стабильно высоком уровне — порядка 77 кг на человека. Это стало следствием достижения хозяйствами страны уровня продовольственной безопасности в птицеводстве и свиноводстве.
После преодоления последствий пандемии в начале 2022 года, по данным Минсельхоза РФ, стоимость свинины у производителей за месяц снизилась на 3,6%, мяса кур — на 0,9%.
Отставало мясное и молочное животноводство, требующее длинного срока окупаемости инвестпроектов и финансовых гарантий со стороны государства. Поголовье дойного стада вообще достигло своего исторического минимума: если в начале 90-х в России насчитывалось 20,7 млн голов, то к началу 2022 года — 7,7 млн. «Мы каждый год из последних недосчитываемся по 100 тыс. голов», — сообщила директор Молочного союза России Людмила Маницкая. Общая численность стада крупного рогатого скота к концу 2022 года составила порядка 17 млн голов.
«Негативным трендом в развитии отечественного животноводства стало существенное сокращение поголовья КРС и свиней в личных подсобных хозяйствах из-за удорожания кормов, — считает отраслевой аналитик Олег Пахомов. — Антироссийские санкции оказывают негативное влияние на отечественный агросектор, затрудняя расчеты, формируя логистические проблемы, увеличивая транспортное плечо доставки. Производители зерна испытывают сложности при фрахте зерновозов, страховании грузов и перевалке в зарубежных портах.
Несколько снизить негативное влияние санкций должна помочь организация доступной для зарубежных покупателей системы рублевых расчетов за поставляемое зерно».
В первом полугодии прошлого года производство мяса вообще грозило стать убыточным: корма и кормовые компоненты резко подорожали, а вслед за ними поднялись и цены на мясную продукцию. К осени ситуация стабилизировалась, что позволило отечественным животноводам немного сократить себестоимость.
«В целом импортозамещение в отрасли мясного животноводства в части КРС может за последние 10-12 лет оцениваться как успешное: более чем двукратное снижение импорта, рост самообеспеченности почти на 20%, многократное увеличение экспорта, — считает директор по связям с общественностью Национального союза производителей говядины Дмитрий Снетков. — Но в начале 2022 года ежемесячные объемы импорта существенно выросли — на 40 и более процентов. Многие импортеры, ожидая возможности льготных поставок с самого начала года, заранее отправили в Россию большие партии говядины».
Общее положение в животноводстве в условиях «санкционной войны» и экономических ограничений, как и в последние 5-7 лет, спасали свиноводы и птицеводы.
Птица счастья. По данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС), в структуре поголовья сельхозживотных преобладают птицы — на долю сельскохозяйственной птицы приходится 88,3% голов продуктивных животных. На долю свиней — 4,4% поголовья, крупного рогатого скота — 2,6%, мелкого рогатого скота — 3,7%.
В птицеводстве наиболее ощутимые успехи последних лет отмечаются в производстве мяса индейки. В прошлом году, по данным Национальной ассоциации производителей индейки и компании Agrifood Strategies, объем производства этого вида мяса в России во всех хозяйствах увеличился на 3,5% — до 414,5 тыс. тонн в убойном весе.
Первую скрипку в этом играет крупнейший отечественный производитель индейки (более 50% рынка) — ГК «Дамате». В 2022 году компания произвела 216 тыс. тонн мяса индейки, что на 8% больше, чем в 2021 году.
Это было обусловлено развитием ее мощностей в Ростовской области с оздоровлением бывших производственных и перерабатывающих предприятий обанкротившейся ГК «Евродон». Только за прошлый год на Дону рост производства «Дамате» составил 21% (60 тыс. тонн в живом весе). Руководству «Дамате» удалось в кратчайшие сроки восстановить работу крупнейшего в регионе индейководческого комплекса, запустить полный производственный цикл, а также ввести в эксплуатацию завод по убою и переработке мощностью 85 тыс. тонн в год, благодаря чему были начаты выпуск продукции и ее поставка в федеральные и локальные сети.
В планах холдинга — наращивание мощностей и в 2023 году. Как сообщили в пресс-службе «Дамате», компания намерена нарастить коммерческое стадо индейки в Ростовской области, запустив четвертый птицеводческий блок из 40 птичников. Запуск новых объектов позволит увеличить производство индейки на 18 тыс. тонн мяса в живом весе — до 72 тыс. тонн в год.
Второй отечественный рыночный игрок ГК «Черкизово» в прошлом году выпустил 80 тыс. тонн мяса индейки, третий — ПК «Урал» — 22,8 тыс. тонн.
«Индейка, в отличие от других видов мяса, более устойчива в плане прогнозирования инвестиционных проектов. Кроме того, это тот вид мяса, который имеет потенциал к росту. У отрасли в целом есть возможность дальнейшего развития как с точки зрения локального рынка, так и внешнего», — считает исполнительный директор компании «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев.
Успехи этого сегмента в стране стали ощутимы тогда, когда основным игрокам во многом удалось локализовать производственные процессы в России, «приземлив» здесь селекцию и производство родительского стада и яйца.
В Agrifood Strategies считают, что в ближайшие четыре года объем рынка мяса индейки в России может достигнуть 650 тыс. тонн в год, а экспортный потенциал выйти на уровень 50 тыс. тонн (свыше 100 млн долларов).
К тому же у производителей индейки есть в запасе такой козырь, как большой запас внутреннего рынка, — в России пока потребление мяса индейки находится на уровне 3 кг в год на человека, что сильно ниже расчетных показателей Минсельхоза РФ (в ЕС — 4 кг, в США — 8 кг).
Всего же, по данным ЕМИСС, общая численность поголовья сельскохозяйственной птицы к началу 2023 года составила 566 млн голов (в 2017 году этот показатель составлял 555,8 млн голов).
Растущие пятачки. В последнее десятилетие отечественное свиноводство сильно пострадало от спорадических вспышек АЧС. Специалисты не раз заявляли о «рукотворности» ее штаммов, ссылаясь на активизацию работы зарубежных биолабораторий, но твердых доказательств искусственного происхождения эпизоотий нет, да и самим свиноводам от этого не легче.
Впрочем, усилиями основных игроков отрасли этот фактор был нивелирован, и за последние пять лет численность поголовья свиней в России все равно показала положительную динамику, увеличившись на 0,7 процентных пункта. По итогам 2022 года поголовье свиней, выращиваемых в российских сельхозпредприятиях и хозяйствах, достигло 28,3 млн голов.
Стимулом в развитии этого сегмента стало открытие бескрайнего китайского рынка после пандемии и ряда иных рынков АТР.
Прирост производства минимум в 200 тыс. тонн в убойном весе плюс 50 тыс. тонн от снижения экспорта в прошлом году из-за санкционных ограничений дал внутреннему рынку в совокупности не менее 250 тыс. тонн свинины, сдержав рост цен.
Это позволило уже в первом полугодии 2022 года нарастить потребление свинины потребителями сразу на 8,5% (почти на 165 тыс. тонн), что стало самым высоким показателем среди всех других видов мяса. Более того, потребление говядины за шесть месяцев снизилось на 30 тыс. тонн, сместив этот спрос как раз в сторону свинины. К середине июня розничные цены на нее повысились только на 1%, что намного меньше прироста цен на другие виды мяса, а тем более намного ниже инфляции.
Согласно мониторингу бизнес-планов предприятий с учетом всех особенностей по эпизоотиям, который провел Национальный союз свиноводов, в ближайшие четыре года только крупнейшие производители, входящие в топ-20, планируют увеличить производство в совокупности на 1,4 млн тонн в живом весе, или более чем на 40%. Приросты будут ежегодно составлять 200-400 тыс. тонн. Эти планы крайне реалистичны, поскольку находятся в достаточно продвинутой стадии реализации. Профессиональный авторитет компаний-инвесторов также выступает в пользу аргумента успешности данных проектов.
Позитива прогнозам добавляют и производители кормов. По оценке FEEDLOT, в 2022 году в России был произведен рекордный объем готовых кормов для сельскохозяйственных животных — порядка 41 млн тонн, что на 8% больше, чем в 2021-м. В предыдущие годы прирост производства в среднем составлял 3%.
Согласно подсчетам рыночных экспертов, финансовое состояние предприятий отрасли животноводства сегодня достаточно благополучное, валовая выручка ежегодно увеличивается на 14,5% и в 2021 году составила более 1,8 трлн рублей. Всего с 2017 по 2021 год валовая выручка предприятий животноводства увеличилась на 71,9% (с 1,1 трлн рублей). В структуре выручки почти половина оборота предприятий животноводства принадлежит компаниям, занимающимся выращиванием сельскохозяйственной птицы. Почти треть оборота (31,6%) — предприятиям сферы свиноводства. На долю выручки предприятий, занимающихся разведением крупного рогатого скота, приходится 20,9% выручки предприятий отрасли.
Отраслевые эксперты предсказывают, что на основе текущей тенденции развития сектора животноводства можно прогнозировать, что вплоть до конца 2026 года численность поголовья сельхозживотных в стране будет расти в среднем на 0,4% в год. При этом ключевой точкой роста будет оставаться птицеводческий сектор, в первую очередь за счет более низкой стоимости продукции переработки птицы, развития новых ниш в птицеводческом секторе (мясо идейки и уток).