Инвестиционно-питательная среда

Инвестиционно-питательная среда

Российские производители удобрений справились с кризисным экзаменом
Производство минеральных удобрений стало одной из наиболее пострадавших из-за глобального энергетического кризиса отраслей мировой экономики: резкий рост цен на газ сделал многие предприятия нерентабельными. Для российских же компаний эта ситуация стала поводом обратиться к расширению присутствия на внутреннем рынке. Если раньше подавляющая часть удобрений российского производства экспортировались, то теперь благодаря политике повышения продовольственной безопасности страны они все больше используются отечественными аграриями. 

Дефицита нет и не предвидится. 2021 год не стал исключением в долгосрочном тренде российского производства минеральных удобрений: на протяжении последних двух десятилетий эта отрасль показывает уверенный рост. В прошлом году объем продукции, выпущенной предприятиями-участниками Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ), увеличился на 5%, до 54,7 млн тонн.  А за последние пять лет российским компаниям удалось нарастить объемы производства удобрений в полтора раза, регулярно обновляя рекорды постсоветского периода. При этом существенно изменился баланс между экспортом и внутренним потреблением. Если в 2015 году на экспорт уходило более 75% всех российских удобрений, то в 2020-м эта доля составила уже 62,4%. В общей сложности было экспортировано 34,1 млн тонн минудобрений стоимостью порядка 7 млрд долларов. Увеличение внутреннего спроса постепенно происходило по мере роста объемов сельскохозяйственного производства, которое благодаря курсу на импортозамещение оказалось самой устойчивой отраслью российской экономики после кризиса 2014 года. А в следующий кризисный год — 2020-й — произошел настоящий бум спроса аграриев на удобрения. По данным РАПУ, поставки минудобрений российским сельхозпроизводителям в 2020 году выросли на 20,4%, до 11,5 млн тонн в физическом весе (около 24% потребностей рынка обеспечила компания «Фосагро», 17,9% — «ЕвроХим», 14,7% — «УралХим»).

В прошлом году Россия вообще оказалась в уникальном положении, став чуть ли не единственной крупной аграрной державой мира, которая смогла самостоятельно обеспечить себя удобрениями в условиях резкого роста цен на эту продукцию. Из-за подорожания природного газа — одного из главных компонентов производства удобрений — особенно сильно пострадали предприятия Евросоюза. 
По оценке европейской ассоциации производителей удобрений Fertilizers Europe, доля энергии (газа) в себестоимости продукции ее участников составляет до 80%, поэтому некоторые заводы были вынуждены остановиться, а на мировом рынке возникла угроза дефицита удобрений. 
Такое развитие событий угрожало и продовольственным рынкам, поскольку выросшие издержки на удобрения аграриям пришлось бы закладывать в свои цены. В целом за два года пандемии мировой спрос на удобрения показал рекордный рост за последние полтора десятилетия, поскольку многие страны решили усилить политику продовольственной безопасности и господдержку сельскому хозяйству.
Российское сельское хозяйство проблемы с поставками удобрений обошли стороной, учитывая огромный производственный задел. Годовая потребность в закупках минеральных удобрений в 4,52 млн тонн (в пересчете на действующее вещество), заявленная Минсельхозом РФ в феврале, была обеспечена уже в ноябре — дефицита удобрений в регионах нет. 
«Задачи по обеспечению минудобрениями приоритетного для нас внутреннего рынка в прошлом году участники РАПУ выполнили и даже перевыполнили,  — прокомментировал итоги 2021 года глава ассоциации и генеральный директор компании «Фосагро» Андрей Гурьев. — Притом что многие страны уже столкнулись с дефицитом, а скачок цен на агрохимикаты стал для зарубежных фермеров настоящим испытанием, в России дефицит отсутствует, и до конца мая 2022 года действует режим сдерживания цен, введенный предприятиями в середине прошлого года в добровольном и превентивном порядке».
Инвестиционно-питательная среда
Очень ценный продукт. Тем не менее от рисков подорожания удобрений Россия не застрахована. Как и в случае с другими экспортными продуктами, внутренние цены на этот неотъемлемый компонент сельхозпроизводства в значительной степени определяются конъюнктурой мирового рынка. Российское правительство еще в начале всемирных коронавирусных локдаунов 2020 года отнесло удобрения к товарам первой необходимости, а в дальнейшем были предприняты меры по сдерживанию цен. Если в 2019-2020 годах стоимость минеральных удобрений в России значительно снижалась, то затем начался обратный процесс.

«Что касается рынка минеральных удобрений — в данном сегменте сложилась достаточно напряженная ситуация. За год цены значительно выросли. Правительством в связи с этим реализуется целый комплекс мер, в частности, введено временное количественное ограничение на экспорт отдельных видов удобрений. Также совместно с Минпромторгом и субъектами подготовлен детальный план приобретения удобрений в разбивке по производителям», — заявил глава Минсельхоза РФ Дмитрий Патрушев на правительственном часе в Госдуме в конце прошлого года. С минувшего декабря по май включительно, то есть на время посевной кампании, в России были введены ограничения на экспорт азотсодержащих удобрений. «В структуре производства азотных минеральных удобрений существенную часть занимает цена газа: с ее ростом они неизбежно дорожают, — пояснил это решение премьер-министр РФ Михаил Мишустин. — За рубежом профильные предприятия даже закрываются. Чтобы не допустить дефицита на нашем внутреннем рынке и, как следствие, повышения цен на продовольствие, правительство по поручению президента временно на полгода вводит ограничения на вывоз азотных и сложных азотсодержащих удобрений».

Руководство РАПУ не увидело в этом никаких негативных последствий для игроков отрасли. Своим решением правительство фактически закрепило существующее распределение минеральных удобрений между внутренним и зарубежными рынками, констатировал исполнительный директор ассоциации Максим Кузнецов. Поэтому производители не выразили опасений, что экспортные квоты — 5,9 млн тонн для азотных и 5,35 млн тонн для сложных удобрений — негативно отразятся на загрузке их мощностей, которые приблизились к 100%. Кроме того, российские предприятия и так планировали наращивать присутствие на внутреннем рынке. 

В январе 2020 года, за несколько дней до начала глобальной пандемии, Андрей Гурьев в выступлении на экономическом форуме в Давосе говорил, что его компания «Фосагро» может даже пожертвовать некоторыми экспортными рынками, поскольку в первую очередь необходимо обеспечить удобрениями российский рынок. А в конце прошлого года, когда производители приняли решение зафиксировать для аграриев цены на свою продукцию, Гурьев отметил, что этот уровень является исключительно комфортным для АПК, в связи с чем увеличение себестоимости производства основных видов сельхозкультур в 2022 году не предвидится.
Инвестиционно-питательная среда
Спрос рождает инвестиции. Производство минеральных удобрений было одним из первых сегментов российского химпрома, получившим крупный приток инвестиций. Привлекательность этой отрасли обеспечивали гарантированный спрос на мировых рынках при относительно низком уровне себестоимости из-за дешевого газа — на низкую рентабельность бизнеса основные игроки не жаловались. Теперь же их инвестиционные планы все больше определяются внутренним спросом. 

Не так давно руководство РАПУ сообщило, что до 2026 года российские производители минеральных удобрений инвестируют в развитие своих мощностей более 1,6 трлн рублей для обеспечения надежными поставками растущего отечественного АПК. 
В частности, холдинг «ЕвроХим» в ближайшие пять лет планирует существенно расширить производство сложных удобрений. 
Осенью прошлого года на его предприятии «Азот» в городе Новомосковске Тульской области была запущена новая установка по производству жидких азотных удобрений стоимостью 657 млн рублей. Мощность агрегата составляет 423 тыс. тонн в год, что позволяет полностью закрыть устаревшее производство карбамидо-аммиачной смеси.

Активные работы по модернизации производства ведутся и компанией «Акрон». В прошлом году она увеличила мощность агрегата карбамида № 6 на своем предприятии в Новгороде с 600 до 2050 тонн в сутки. За счет этих инвестиций годовой выпуск карбамида доведен до 2 млн тонн — теперь новгородский завод «Акрона» является крупнейшей площадкой по выпуску этого вещества не только в России, но и в Европе. 
Холдинг «УралХим» реализует проекты, направленные на рост объемов выпуска водорастворимых удобрений, комплексных удобрений с серой и нитрата калия. В конце прошлого года было введено в эксплуатацию предприятие «ГЕО НПК» в Черняховске Калининградской области, которое будет производить сложные удобрения и позволит увеличить продуктовый портфель «УралХима» более чем на 100 марок агрохимикатов.
Компания «Фосагро» в утвержденной в 2019 году стратегии планировала увеличить производство фосфорных удобрений на 27,8%, с 9 млн тонн до 11,5 млн тонн к 2025 году. На этот же период планировались инвестиции в рост мощностей на уровне 1,1 млрд долларов, включая новое производство на заводе «Метахим», развитие площадок в Череповце (Вологодская область) и Балаково (Саратовская область).

«Зеленый» акцент. Еще один важный тренд в отечественном производстве минеральных удобрений — повышение экологических стандартов. Как крупные публичные компании российские лидеры рынка не могут оставаться в стороне от мировых тенденций, тем более что их продукция уже скоро может оказаться в поле действия «углеродного налога» Евросоюза. 
В проекте трансграничного углеродного регулирования, представленного в прошлом году Еврокомиссией, в первоначальный список товаров, с которых будут взиматься сборы, были включены и азотные удобрения. Издержки российских производителей минеральных удобрений в случае введения трансграничного углеродного налога оцениваются в 500 млн евро, сообщил минувшим летом замглавы Минпромторга РФ Михаил Иванов на Татарстанском нефтегазохимическом форуме.

Поэтому компании уже активно работают над снижением «углеродного следа» в своей продукции. Например, применение на модернизированном производстве «Акрона» в Новгороде новейшей установки глубокой очистки стоков предполагает их полную переработку, что позволит значительно снизить негативное воздействие на окружающую среду. Для производства карбамида используется углекислый газ, поэтому реализация проекта также позволит снизить его прямые выбросы в атмосферу более чем на 350 тыс. тонн в год, сообщил председатель совета директоров компании Александр Попов в связи с завершением модернизации.

Производители удобрений принимают участие и в работе над «зеленым стандартом» для российских сельскохозяйственных продуктов, который президент Владимир Путин поручил разработать правительству в 2019 году. В этом году стандарт должен вступить в силу, и, помимо прочего, в новых ГОСТах приняты более строгие нормы по содержанию вредных веществ, таких как кадмий и мышьяк, в удобрениях. 
С появлением этой системы российские производители минеральных удобрений получат возможность официально подтвердить чистоту своей продукции потребителям как внутри страны, так и за рубежом.