Вологодское масло и адыгейский сыр, астраханский арбуз и камчатский краб, тульский пряник и краснодарский чай — многие регионы России выпускают продукты питания, которые стали их гастрономическими визитными карточками, причем как внутри страны, так и за рубежом. Продовольственные товары с географической идентификацией становятся все более популярными. А их ежегодный товарооборот исчисляется миллиардами рублей.
Прилавки сегодня наполнены сотнями продуктовых брендов. Однако потребитель зачастую обращает внимание либо на местного производителя, либо на товар с географической привязкой. В эпоху глобализации растет спрос на товары с особыми отличительными характеристиками, с прослеживаемой историей, со своими региональными особенностями.
За рубежом практика географической привязки продукта применяется очень широко и давно. Во многих странах есть десятки зарегистрированных, известных на весь мир продуктовых брендов. Так, с Италией, к примеру, ассоциируются пицца, спагетти и пармезан, с Францией — вина и круассаны, со Швейцарией — шоколад. На весь мир известны шотландский виски, японские суши, американский хот-дог и многое другое.
В России популяризация местных брендов тоже стала очень актуальной. Минсельхоз внедряет концепцию продвижения сельхозпродукции с наименованием места происхождения товара (НМПТ), Роспатент регистрирует региональные торговые марки, а Ростуризм наносит их на «Гастрономическую карту России».
От древности к современности
Российские продукты получают «географическую идентификацию» по-разному: благодаря историческому наследию, уникальным природным данным или с появлением современного производства. Так, самый известный в России пряник с тульской пропиской знаком потребителям еще с XVII века. Сегодня в регионе выпускают десятки разновидностей тульских пряников, сладость вошла в меню крупнейшего авиаперевозчика и ассортимент сувениров на футбольный ЧМ-2018. Есть перспектива включить известное лакомство в список нематериального наследия ЮНЕСКО.
Вологодское масло стало известными популярным в конце XIX века благодаря уникальной технологии изготовления и ярко выраженному ореховому привкусу. Копировать и воспроизводить этот молочный продукт пытались во многих регионах России, однако с 2010 года по решению Росстандарта выпускать его могут только предприятия Вологодчины.
Первая плантация самого северного из промышленно выращиваемых чаев впервые была заложена на Кубани еще в начале XX века. В 90-х выращивание практически прекратилось, однако в наши дни оно постепенно восстанавливается. Сегодня на Кубани собирают порядка 500 тонн краснодарского чая, причем как недорогие сорта для широкого потребления, так и элитные — желтый, красный и белый чай для гурманов с ценами до 100 тысяч рублей за килограмм.
Свою «географическую прописку» с легкой руки авторов проекта «Вкусная карта России» вскоре может получить хрен. Его родиной может оказаться Ярославская область, где растение тайно выращивали еще с 1564 года по приказу Ивана Грозного. Традиции здесь хранят и по сей день, готовя из этого овоща более трех десятков блюд. Пока историки и жители региона спорят о целесообразности подобного родства, в Ярославской области уже запланировали провести первый «ХреНовый фестиваль России», главным символом которого станет всеми любимая сельскохозяйственная культура.
Чей пельмень?
За право назвать продукт «своим» между некоторыми регионами развернулась серьезная дискуссия. Помидор и огурец, пельмени и кумыс, сыр и картофель — далеко не полный список продуктов, на которые претендуют несколько «регионов-родителей». Один из самых давних и принципиальных споров — за звание арбузной житницы России — ведется между бахчеводами Астраханской и Волгоградской областей. Так, астраханцы утверждают, что первое упоминание об их арбузах датировано 1560 годом: сам царь Алексей Михайлович велел доставлять сахарную ягоду к своему двору. Сегодня в этом регионе находится Всероссийский НИИ бахчеводства, который разработал более 500 сортов арбузов на любой цвет и вкус: с желтой, зеленой и даже кремовой мякотью.
Краеведы волгоградского Камышина считают, что именно из этих мест, сплавляясь вниз по Волге, арбузы попали на астраханскую землю. Камышинские арбузы оценил в свое время Петр I и велел «на градском доме поставить на шпице медный арбуз». Для большей аргументации арбуз размещен на гербе Камышинского района.
Однако законное звание арбузной столицы России сегодня носит город Соль-Илецк из Оренбургской области. Власти именно этого муниципалитета еще в 2011 году подали в Роспатент заявку, которая и была одобрена. Свой статус Соль-Илецк сегодня полностью оправдывает. С 2003 года площади под бахчевыми культурами в Оренбургской области увеличились в 100 раз. Собирается порядка 400 тыс. тонн арбузов, что вдвое больше, чем в Астраханской области. Изменить статус-кво можно будет после 2021 года: звание арбузной столицы Соль-Илецку выдано на 10 лет.
Закрепить за собой статус родины пельменей пытается Удмуртия (хотя этот факт оспаривается другими народами Урала и Сибири). На удмуртском языке популярное блюдо звучит как «пельнянь» — хлебное ушко, где «пель» означает ухо, а «нянь» — хлеб. В Удмуртии пельмени считаются одним из любимейших национальных блюд. Стряпают их здесь с самыми разнообразными начинками. С 2015 года в республике проходит праздник «Всемирный день пельменя».
Один из самых древнейших и полезных продуктов на земле — мед — выпускается во многих регионах, но ассоциируется с Башкирией и Алтайским краем. Башкортостан занимает первое место в России по количеству пчелиных семей, производству товарного меда и научным разработкам, поставляют его во многие российские регионы и зарубежные страны.
Алтайский мед уникален по своему природному происхождению и экологичности. По выпуску меда Алтайский край занимает первое место в Сибири и одно из лидирующих в России.
Государство в помощь
Обозначить и подтвердить «прописку продукта» сегодня можно несколькими способами: получить документы от патентных органов, проводить местные или всероссийские фестивали или попасть на «гастрономическую» карту страны.
Минсельхоз с июля 2017 года внедряет Концепцию продвижения сельхозпродукции с наименованием места происхождения товара. «Стратегическая цель программы — повышение производства и экспорта отечественных сельхозтоваров. Поддержка продуктов с географическим индикатором позволит не только увеличить продажи, но и сохранить культуру и традиционные виды хозяйствования в отдельных регионах России, — считает директор Департамента информационной политики и специальных проектов Минсельхоза России Дмитрий Краснов.
По оценкам Минсельхоза, в случае если концепцию НМПТ удастся реализовать, продажи таких товаров к 2025 году могут вырасти до 27 млрд рублей в экспортном направлении и до 80 млрд рублей при замещении продовольственного импорта. Однако, как утверждают эксперты, зарегистрировать товар с НМПТ — процедура непростая. Заявителю вначале необходимо получить заключение в одном из федеральных ведомств (в Минздраве, Минпромторге, Минсельхозе, Росалкогольрегулировании — в зависимости от типа товара) и только после этого подавать заявку в Роспатент. За несколько лет Роспатент одобрил чуть более 150 наименований с географической привязкой, из которых продуктов питания — около трети.
Узаконить региональный бренд станет легче, когда в Госдуме окончательно одобрят появление нового понятия — «географическое указание». Недавно законопроект прошел первое чтение. При оформлении «географического указания» потребуется только подтвердить, что товар производится именно в той местности, которая указана на упаковке. «Очевидно, что региональные бренды — это серьезный ресурс для развития экономики субъектов. Законодательные изменения позволят, во-первых, снять нагрузку с заявителей и сделать регистрацию бренда более доступной для региона», — отметил руководитель Роспатента Григорий Ивлиев.
Арбуза и зрелищ
Не менее действенным способом географической идентификации можно считать гастрономические и культурные мероприятия. Региональные бренды — это не только лидеры продаж и дополнительная строка сельхозэкспорта, но и важнейший стимул увеличения въездного туризма. В той же Туле у гостей города пользуются популярностью памятник и музей тульскому прянику, а также ежегодный фестиваль «День пряника». В Камышине арбузный фестиваль собирает до 30 тысяч жителей и гостей города, которые съедают за время мероприятия около 60 тонн арбузов. В Астраханской области тоже проводят свой праздник — «Российский арбуз», и работает уникальный для России и Европы музей, посвященный огромной ягоде. Здесь можно узнать об истории бахчеводства и увидеть муляжи знаменитого летнего плода.
А крупнейший в России производитель утки из Ростовской области вот уже несколько лет проводит всероссийский фестиваль, в котором участвуют около 30 городов и свыше 300 ресторанов. Каждый год появляются десятки новых рецептов приготовления блюд из утиного мяса, устанавливаются своеобразные рекорды. Например, в центре Москвы, у стен Кремля, был приготовлен уникальный торт из утки длиной четыре метра, а на ВДНХ демонстрировалась утиная колбаса весом более 300 килограмм.
Съедобный туризм
Популяризировать продуктовые достопримечательности призваны и географические проекты. Несколько лет назад в Интернете была запущена туристическая инициатива — «Вкусная карта России». Сегодня на интерактивную «скатерть-самобранку» уже нанесено около 30 продуктовых региональных брендов. Помимо известных тульского пряника, камчатского краба и вологодского масла здесь можно встретить шаньгу из Коми, байкальского омуля, новгородский квас и многое другое. «Основу карты составляют уникальные продукты, блюда и рецепты, зародившиеся и придуманные в том или ином регионе, — поясняет автор идеи Алексей Козловский. — Проект призван популяризировать гастротуризм и исконно русское гостеприимство, кроме того, это прекрасный способ продвинуть продукцию пищевой отрасли».
Составляет свою «гастрономическую карту» и Ростуризм. Проект стартовал в августе 2017 года и охватил пока 10 российских регионов. На карте будут указаны рестораны и кафе, а также фермы и производства аутентичных продуктов питания, которые можно посетить с экскурсией.
Список региональных продуктовых брендов в России еще далек от окончательного оформления. Многие регионы только определяются, какой продукт выставить на свою гастрономическую витрину. Впереди масштабная и системная работа по изменению законодательства, информационному освещению и финансовой поддержке местных производителей. Ну а потребители и туристы, в том числе зарубежные, свой правильный выбор на прилавке обязательно сделают.