Согласно доктрине продовольственной безопасности, Россия должна обеспечивать себя семенами отечественной селекции основных сельхозкультур более чем на 75%. По зерновым целевой показатель достигнут, а по ряду культур даже превзойден. Так, по данным Федерального научного центра кормопроизводства и агроэкологии имени В.Р. Вильямса, озвученным академиком РАН, директором центра Владимиром Косолаповым, семенами, выведенными российскими селекционерами, засевается 87% площадей озимой пшеницы и 92% площадей овса, а по рису и гречихе — 100%.
А вот ситуация с подсолнечником, кукурузой, соей, картофелем, сахарной свеклой и многими видами овощей далеко не блестящая. По данным Национальной ассоциации производителей кукурузы и подсолнечника (НАПСКиП), на наших полях семенами кукурузы иностранной селекции засевается около 50% площадей, зарубежные гибриды подсолнечника составляют 70% от общего числа посевов.
По оценкам директора селекционно-семеноводческой компании «ПОИСК» Николая Клименко, отечественные сорта и гибриды семи основных овощных культур частной селекции занимают около 14% посевных площадей в товарном овощеводстве, а государственной селекции — только около 2,5% — в общей сложности чуть больше 16%. Причем сорта государственной селекции созданы 30-50 лет назад.
При этом в стране работает около сотни селекционных центров (в НИИ и коммерческих структурах), являющихся оригинаторами сортов сельскохозяйственных растений, почти тысяча хозяйств имеет статус семеноводческих.
Инициатива «проросла». Один из факторов, тормозящих рост доли семян отечественной селекции в агропроизводстве, на который уже неоднократно обращали внимание на отраслевых мероприятиях и обсуждали на разных уровнях, — отсутствие активного продвижения достижений отечественных селекционеров.
На прошлогоднем совещании, посвященном отечественной селекции и семеноводству, замминистра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов призвал регионы выделить площади под демонстрационные посевы российских гибридов сахарной свеклы, а также кукурузы и подсолнечника, чтобы убедить аграриев в достоинствах семян российского производства. «Полученные результаты будут систематизированы для дальнейшего прогноза при посеве под урожай 2021 года», — пообещал замминистра.
В текущем году в целом по стране заложено 2155 демонстрационных площадок, из них по кукурузе — 812, сахарной свекле — 360, сое — 368, подсолнечнику — 615. Опыт в масштабах страны наглядно продемонстрировал высокую урожайность российских семян, качество получаемой продукции и максимальную эффективность в конкретных (по регионам) природно-климатических условиях.
Продвижением российских семян занимается и ФГБУ «Россельхозцентр». Филиалы активно проводят организационные мероприятия по распространению сортов отечественных учреждений и оригинаторов, сообщает пресс-служба Россельхозцентра. «Непосредственно на местах это наиболее действенный метод доведения до аграриев страны необходимой информации и выявления наиболее острых проблем, с которыми они часто сталкиваются, — отмечают в пресс-службе. — На сегодняшний день проделана большая работа, заключено более 30 договоров с научными учреждениями, семеноводческими хозяйствами, один раз в две недели ответственными лицами филиалов обновляется база данных семян для реализации, сведения из которой доводятся аграриям регионов».
Активный пиар дает результаты. Один из наиболее показательных примеров — сахарная свекла. Семена отечественной селекции здесь составляли не более 1,5%. По словам Вугара Багирова, директора департамента координации деятельности организаций в сфере сельскохозяйственных наук Минобрнауки России, в текущем году удалось выйти на уровень 220 тыс. посевных единиц. «Это в районе 20% обеспеченности нашим отечественным генетическим посевным материалом», — подчеркивает Вугар Багиров.
Финансовая «подкормка». Повышение информированности агрохозяйств о возможностях отечественных сортов и гибридов и даже наглядная демонстрация этих возможностей не дадут результатов без финансового стимула. Причем наряду с существующим выделением финансирования (господдержка именно тех сельхозтоваропроизводителей, которые используют в структуре своих посевов не менее 30% семян отечественной селекции) есть предложения по прекращению финансирования.
«Мы проанализировали результаты 11 площадок с кукурузой и 14 площадок с подсолнечником, — рассказывает глава НАПСКиП Игорь Лобач. — Анализ показал равный генетический потенциал отечественных гибридов и доказал, что широкое использование зарубежных семян не имеет под собой экономической целесообразности. Если у сельскохозяйственного производителя находятся финансовые средства на покупку семян иностранной селекции, стоимость которых в 3-5 раз выше отечественных (при практически равной урожайности и сопоставимых других свойствах), то поддерживать их за счет бюджета нецелесообразно».
Представители профильных министерств и ведомств уверены, что дополнительное финансирование нужно и селекционно-семеноводческим организациям, чтобы продолжать исследовательскую деятельность и быть конкурентоспособными на рынке.
Известные мировые производители семян (в особенности активно действуют в этом направлении производители гибридов кукурузы и подсолнечника) для сохранения своей доли рынка стали активно предлагать пакетные решения: семена продают вместе с агрохимией, технологией и подключением к цифровым платформам. Отечественные селекционеры пока только делают первые шаги в этом направлении. Чтобы продвинуться дальше, с одной стороны, нужно укреплять связи с производителями агрохимии, компаниями, разрабатывающими цифровые решения для АПК. А с другой, нужны инвестиции.
Национальный проект «Наука» предусматривает создание пяти агробиотехнопарков. Для этих целей создаются 35 селекционных семеноводческих центров, предусматривается их финансирование в размере 3,5 млрд руб. В этих структурах планируется консолидировать усилия селекционеров, агрохимиков и IT-специалистов.
Однако изучавшие проблему развития отечественной селекции специалисты НИУ ВШЭ (итогом этого изучения стал исследовательский проект «Селекция 2.0») считают, что этих мер недостаточно. Директор Центра технологического трансфера НИУ ВШЭ Михаил Харченко отмечает, что для качественного скачка вперед в области селекции российским участникам рынка недостаточно государственных денег, которые, к слову, несопоставимы с инвестициями транснациональных компаний в НИОКР. Но инвесторы не пойдут в селекцию, пока не увидят пути возврата инвестиций. Здесь, по мнению специалистов НИУ ВШЭ, могла бы сработать схема роялти, которая была взята на вооружение Минсельхозом РФ, но так и не проявила себя. Размер роялти, которые получают российские селекционеры, заметно ниже, чем в других странах. По экспертным оценкам, они составляют 0,016% против 2% на зарубежных рынках. Необходимо более детально проработать нормативно-правовое поле, чтобы сделать роялти одним из реальных источников дохода селекционеров. «Более тесные связи науки с реальным сектором экономики, с бизнесом — это единственная возможность для развития селекции сегодня. Других альтернативных вариантов у нас нет», — резюмирует Вугар Багиров.
Теги:
селекция|