Убедительные признаки прогресса в рыбной отрасли появились по итогам прошлого года, когда российскими рыбаками был добыт рекордный за последние 20 лет объем водных биоресурсов — более 4,7 млн тонн продукции, или на 5% выше показателя 2015 года. По уточненным данным Росстата, объем производства рыбной и иной продукции в России в прошлом году составил более 4 млн тонн (плюс 5,2% к предыдущему году). На данный момент Россия занимает уже четвертое место в мире по добыче водных биоресурсов после Китая, Индонезии и США с долей примерно 5%. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), мировой вылов в прошлом году составил 93,4 млн тонн.
Постсоветский рекорд
Как сообщил на расширенном заседании коллегии Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовства) его руководитель Илья Шестаков, по итогам 2016 года вклад рыбохозяйственного комплекса в ВВП России составил 218 млрд рублей, или на 7% больше 2015 года, а объем валовой добавленной стоимости в отрасли в основных ценах за 2016 год был равен 217,8 млрд рублей (на 6,6% больше 2015 года).
Одним из важнейших свидетельств качественного изменения ситуации в отрасли стало значительное повышение прибыльности рыбного хозяйства. По данным Росстата, сальдированный финансовый результат работающих в нем организаций (причем без субъектов малого предпринимательства) вырос сразу на 43% в сравнении с 2015 годом — до 83 млрд рублей. При этом прибыль организаций в рыбной отрасли выросла на 30,2%, а доля прибыльных организаций за 2016 год составила 88,1%.
В 2017 году уверенный рост продолжился. По данным Росстата, за семь месяцев оборот организаций в сфере рыболовства и рыбоводства увеличился на 7,1% к январю — июлю 2016 года. Производство рыбного филе и смежных продуктов за этот период выросло на 15,8%, мороженой рыбы — на 5,7%, пресервов из морепродуктов — на 36,6%, немороженых ракообразных — на 22,4%, живой пресноводной рыбы — на 11,6%. Всего, по данным Минсельхоза РФ на начало сентября, общий вылов рыбы и других водных биоресурсов российскими пользователями составил 3,45 млн тонн — на 0,8% выше уровня прошлого года.
Однако потенциал российского рыбного хозяйства раскрыт еще далеко не полностью. «Хотя за девять месяцев текущего года заметен прирост производства в аквакультуре более чем на треть, этого все равно недостаточно. У нас огромные природные богатства, но они небезграничны, а значит, надо развивать товарное производство рыбы и рыбопродуктов», — отметил в конце прошлого года на заседании Правительственной комиссии по вопросам АПК и устойчивого развития сельских территорий премьер-министр Дмитрий Медведев.
Рост упирается в доходы
Тем не менее можно уверенно утверждать, что самые тяжелые дни для рыбной отрасли остались позади. Хотя еще в конце прошлого десятилетия ситуация в ней была совершенно удручающей: с 1991-го по 2007 год вылов водных биоресурсов сократился в 2,2 раза, продукция аквакультуры — в 3,5 раза, производство пищевой рыбной продукции — в 1,2 раза.
В результате среднедушевое потребление рыбных продуктов в России упало по сравнению с 80-ми годами почти вдвое — с 23,7 до 12,6 кг, хотя именно рыба является обязательным компонентом здорового питания. Минздрав России рекомендует взрослому человеку употреблять не менее 22 кг рыбы в год, и пока этот объем остается, увы, недосягаемым. В Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса РФ на период до 2020 года на 2016 год был заложен целевой показатель в 21 кг рыбопродукции на человека в год, но фактический объем потребления составил 18 кг. Как отмечалось в докладе Ильи Шестакова по итогам прошлого года, исторически достаточность среднедушевого потребления рыбы в России в значительной степени обеспечивалась импортом, что несет существенные риски с точки зрения продовольственной безопасности, и вместе с девальвацией рубля, падением доходов населения и продуктовыми санкциями эти риски не замедлили сказаться. В результате на смену рыбе в потребительской корзине все больше приходили более дешевые птица и свинина, хотя нет сомнений, что с восстановлением доходов населения и развитием импортозамещения рыба отвоюет утраченные позиции.
Между тем проблемы в российском рыбохозяйственном комплексе по-прежнему носят системный характер. Отрасли требуется новая модель развития, обеспечивающая опережающий рост совокупного вклада в ВВП страны при условии полного обеспечения национальной продовольственной безопасности, подчеркивал на коллегии Росрыболовства по итогам 2016 года Илья Шестаков.
Одной из главных проблем отечественного рыбного хозяйства по-прежнему остается его сырьевая ориентация при уже упомянутом перекосе на внутреннем рынке в сторону импорта, который сейчас только начинает преодолеваться. А для экспортеров сырой рыбы конъюнктура мирового рынка с каждым годом становится все хуже, в частности за последние пару лет значительно упала стоимость минтая, на который приходится 25% российского рыбного экспорта, а стоимость икры минтая за пять лет снизилась почти вдвое.
В то же время есть обнадеживающие новости из Китая, открывающие неплохие возможности перед российскими производителями на внутреннем рынке. По данным Росрыболовства, в 2009-2015 годах происходило ухудшение финансовых показателей китайских рыбопереработчиков (например, стоимость переработки тонны минтая выросла в 1,5 раза), значительная часть предприятий переключилась на рынок КНР, снижая объемы экспорта.
Но для того чтобы российские компании смогли воспользоваться этой ситуацией, требуется рост доходов населения. Для одновременного выполнения требования по самообеспечению и среднедушевому потреблению рыбы в России необходимо нарастить объемы собственного производства и поставок на внутренний рынок экономически доступной продукции как минимум на 600 тыс. тонн. По итогам 2016 года норма импортозамещения в отрасли выросла с 72 до 80%, но произошло это на фоне сокращения внутреннего потребления рыбопродукции.
Утолить инвестиционный голод
По оценке Росрыболовства, стратегический фокус развития рыбохозяйственного комплекса страны до 2030 года базируется на четырех основных направлениях, каждое из которых требует значительных инвестиций.
Во-первых, это создание в России, по сути дела, новой тресковой индустрии, что предполагает обновление до 70% мощности флота для промысла минтая, трески и пикши, строительство высокотехнологичных береговых заводов по выпуску рыбного филе и продукции из него. Ключевым показателем на выходе здесь является достижение уровня глубокой переработки не менее 50% уловов тресковых рыб, что потребует вложений на уровне 340 млрд рублей.
Второе стратегическое направление — развитие морских биотехнологий с целью выхода на производство 500 тыс. тонн рыбных кормов и 5 тыс. тонн продукции из рыбьего жира. В рамках этого сегмента необходимо обеспечить рост вылова сардины-иваси на Дальнем Востоке, хамсы в Южном федеральном округе и криля с последующей глубокой переработкой в муку, жир, рыбные корма и ингредиенты для продукции международного стандарта Омега-3. Необходимый объем инвестиций в эти направления оценивается в 120 млрд рублей.
В таких же капиталовложениях нуждается российская аквакультура, прежде всего индустриальное выращивание лососевых рыб и производство марикультуры. По первому направлению необходимо достичь годовых объемов 250 тыс. тонн товарной рыбы, по второму — 100 тыс. тонн продукции.
Наконец, четвертый стратегический приоритет российской рыбохозяйственной отрасли — так называемая пищевая пелагика: вылов сардины-иваси, скумбрии на Дальнем Востоке и их переработка в консервы и пресервы, а также промысел тунцов и производство консервов из них. Общий объем вылова здесь должен составлять 500 тыс. тонн, а необходимые инвестиции — 40 млрд рублей. Таким образом, в общей сложности четырем основным направлениям развития отечественной рыбохозяйственной отрасли сегодня требуется не менее 600 млрд рублей, или порядка 10 млрд долларов.
Есть и еще один важный аспект увеличения инвестиций в рыбохозяйственный комплекс. Почти две трети всего российского вылова рыбы и морепродуктов — порядка 3 млн тонн — в прошлом году пришлось на Дальний Восток — регион, развитию которого руководство страны сегодня уделяет, без преувеличения, беспрецедентное внимание. Иными словами, в экономике Дальнего Востока уже есть готовая потенциальная точка роста, обладающая серьезным эффектом синергии с другими отраслями (судостроение, логистика, пищепром и т. д.).
Масштабные планы по развитию рыбоводства заявляют и другие регионы страны. В частности, Ростовская область в течение ближайших пяти лет намерена выйти с нынешних 20,5 тыс. тонн товарной рыбы на ежегодный объем в среднем 32 тыс. тонн рыбы в год — именно столько рыбы выращивалось на Дону в советский период. Для достижения этой цели уже определены границы 218 рыбоводных участков общей площадью более 5,5 тыс. га; более 160 участков уже переданы в пользование рыбоводам, что позволит ежегодно получать дополнительно более 3 тыс. тонн рыбы. Рыбопереработкой в Ростовской области в настоящее время занимаются 60 предприятий, их мощности загружены на 100%.
«Развитие аквакультуры, производство рыбы — это наша серьезная перспектива, — заявил министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев по итогам прошлогоднего заседания правительственной комиссии по АПК, на которой обсуждались перспективы российского рыбного хозяйства. — У нас есть огромные возможности, огромная прибрежная зона, реки, озера, искусственные водоемы, где можно заниматься этим производством, этим бизнесом. Если посмотреть на развитые страны Европы, да и последний опыт Китая показывает, что эти объемы можно увеличивать в разы. Мы ставим задачу — к 2020 году в 2 раза увеличить объем финансирования поддержки аквакультуры и, конечно, производства: выйти на уровень примерно 300-400 тыс. тонн в год. Это будет востребовано в нашей стране. Уверен, мы сформируем культуру потребления рыбы, как в развитых странах. Думаю, что это правильное решение, бизнес услышит этот сигнал и будет инвестировать в эту отрасль».