Александр Игоревич, разнообразие вашего ассортимента просто удивляет. Как часто обновляете его?
Мы все время работаем над ассортиментом, хотим мы этого или не хотим, потому что, к сожалению, у нас в стране падает потребление рыбы по определенным параметрам. Для постоянного обновления ассортимента у нас создана мощная технологическая база, и целый пул сотрудников работает именно в этом направлении, чтобы предложить клиенту максимально богатый выбор рыбной продукции в соответствии с их быстро меняющимися запросами. Для этих целей мы используем самое современное оборудование из стран, являющихся лидерами в этом направлении: Японии, Южной Кореи и Германии.
Если вернуться к теме падения потребления рыбы, то, действительно, это происходит по ряду причин. С одной стороны, дело в высокой стоимости рыбы, которая установилась после 2014 года. С тех пор уровень ее потребления россиянами значительно снизился: до 2014 года каждый житель нашей страны ежегодно потреблял до 22 кг рыбы, а в прошлом году этот показатель снизился до 13 кг на душу населения, что очень мало для отрасли. Другая проблема связана с тем, что порог входа в отрасль сегодня очень низкий: на рынке существует много мелких региональных компаний, которые не могут предложить объемы и качество, зато могут предложить выгодную цену. К сожалению, зачастую низкая цена достигается за счет снижения качества. И чаще всего покупателей привлекает именно цена, поскольку любой человек будет рад купить подешевле. Это создает определенные сложности для нашего взаимодействия с федеральными сетями. При этом, если мы обратимся к последним исследованиям платформы бизнес-аналитики GfK, то обнаружим, что (условно) у нас есть 50% платежеспособного и 50% неплатежеспособного населения. Что касается последних, то для них, несмотря на снижение цены в ущерб качеству, стоимость рыбной продукции все равно остается высокой, а для платежеспособного населения падает качество, в результате чего они тоже перестают покупать рыбу. Таким образом, мы с разных сторон отрасль загоняем в тупик.
Что можно предпринять для изменения ситуации к лучшему?
Необходимо совершенствовать меры государственной поддержки отрасли. Дело в том, что государство уделяет очень мало внимания вопросу потребления рыбной продукции. Россияне не просвещаются должным образом на этот счет, а потому не знают о том, насколько полезна рыба. Сегодня в 37% российских школ в меню совсем нет рыбы, а в детских садах практически нет. А ведь, как утверждают специалисты, предпочтение в потреблении тех или иных продуктов у человека формируется именно в детском возрасте. Если мы не даем ребенку рыбу в два-три года, то у него на подсознательном уровне не вырабатывается ощущение полезности этого продукта, а значит, во взрослом возрасте его отношение к нему будет сложно изменить.
К тому же на государственном уровне неоднократно звучала мысль о том, что необходимо увеличивать продолжительность жизни россиян. А ведь рыба — именно тот продукт, который всячески может этому содействовать благодаря тому, что это омега-3, легкоусваяемый белок. Важно донести это до потребителя и сформировать культуру потребления рыбы, разработав специальные государственные программы, направленные на это.
В свою очередь, мы тоже делаем все для того, чтобы вызвать интерес к рыбной продукции со стороны молодого поколения: например, придумываем новые продукты, которые могли бы быть интересны разным возрастным группам, предлагаем что-то новое, что было бы удобным для молодежи — сегодня это ready to cook, а уже завтра — ready to eat, ведь жизнь меняется просто сумасшедшими темпами.
Насколько я знаю, в рамках форума SEAFOOD EXPO RUSSIA вы заключили соглашение с РРПК — Русской рыбопромышленной компанией. Есть ли среди его условий пункт, направленный на изменение структуры потребления?
Да, во многом в рамках данного соглашения мы стремимся к тому, чтобы сформировать потребителя с определенными привычками. С РРПК мы договорились взаимодействовать с рынком по продвижению продукции из минтая российскому потребителю. Основная наша цель — это изменение структуры потребления с тушки минтая на филе минтая. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими федеральными сетями о коллективной программе, рассчитанной на три-пять лет, по взаимодействию с потребителем и объяснению ему, что лучше и выгоднее для него приобрести филе, чем тушку. В данном случае это выгодно не только с точки зрения легкости приготовления, но и с точки зрения финансов: траты по обеим позициям примерно одинаковые, при этом при покупке тушки потребитель около 50% выбросит.
Александр Игоревич, а где реализуется ваша продукция? Вы работаете за пределами Ленинградской области, выводите ли ее на зарубежный рынок?
Мы работаем по всей стране, со всеми федеральными сетями и с большим количеством региональных сетей. У нас очень хорошо построена логистика, благодаря чему мы поставляем свою продукцию даже в те города, которые находятся, например, далеко в Сибири или на другом конце страны. Что касается зарубежного рынка, то нет, в этой нише мы не очень конкурентоспособны ввиду того, что используем преимущественно импортное сырье. С другой стороны, у нас есть заградительные европейские пошлины, которые не дают возможность поставлять нашу продукцию в Европу.
Как планируете строить свою работу в обозримом будущем? Поделитесь конкретными планами?
В рамках Балтийского регионального инвестиционного форума BRIEF`21 мы подписали соглашение о сотрудничестве при реализации инвестпроекта с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко. В рамках проекта будем строить новый завод на территории Веревского сельского поселения Гатчинского района. Для этого нам выделили участок земли площадью 23 га, где совсем скоро мы начнем выполнение изыскательных работ. Ввести в эксплуатацию новый рыбоперерабатывающий комбинат, отвечающий всем требованиям экологической безопасности и современным технологическим стандартам, и акваферму производительностью до 10 тыс. тонн рыбы в год планируется в 2023 году. К слову, на предприятии будет создано более 900 рабочих мест, а планируемый объем инвестиций составит 1,5 млрд рублей.