Золотое руно

Золотое руно

С начала века поголовье мелкого рогатого скота в России выросло наполовину

С 2000 года в стране поголовье овец выросло на 49,9%, маточное поголовье увеличилось в 1,7 раза. Рост произошел за счет животноводческих хозяйств ЮФО и СКФО. Об этом было заявлено в декабре 2023 года на первом заседании межведомственной рабочей группы по вопросам развития производства и переработки шерсти при Минсельхозе России. 

После многолетнего падения численности поголовья ряд регионов демонстрирует уверенный рост. В правительстве считают, что подотрасль овцеводства обладает большим потенциалом для дальнейшего развития. К числу приоритетных задач относят увеличение общего поголовья высокопродуктивных животных для обеспечения России качественным мясом, шерстью и молоком, а также повышение конкурентоспособности этой продукции на внешнем рынке.

Кривые рожки. Последние успехи отечественных животноводов в переломе ситуации по восстановлению поголовья лишь подчеркивают глубину падения этой подотрасли в последние десятилетия. Овцеводство — отрасль непростая, ставку на которую делали аж столетие назад. Максимальное поголовье овец в нашей стране было отмечено в последний год НЭПа, в 1928 году — 146,7 млн голов. Лишь в 1975 и 1984 годах, согласно данным Госкомстата СССР, удавалось приблизиться к этому показателю — 145,3 млн голов.

После развала страны и ухода из отрасли множества специалистов-животноводов поголовье овец стремительно покатилось под откос. В 2000 году, по данным Росстата РФ, это число снизилось более чем на порядок — до 12,56 млн голов. В сельскохозяйственных организациях падение оказалось десятикратным.

По данным кандидата сельскохозяйственных наук Анатолия Вершинина из Забайкалья, в начале 90-х годов прошлого века рентабельность овцеводства была очень высокой: производство шерсти — 27,8%, баранины — 93,5%. Но через десятилетие эти показатели в регионе кардинально изменились. Среди общих проблем отрасли отмечался износ производственных мощностей на овцеводческих фермах, массовое закрытие овчарен, стригальных пунктов, приход в негодность бонитировочных линий (отбор и оценка животных).

Кроме того, в овцеводстве обнаружился крайний дефицит чабанов, овцеводов и зооветеринарных работников. «Овцеводство покинули более 10 тыс. чабанов, около тысячи зооветспециалистов, 20 тыс. сакманщиков и стригалей, несколько десятков тысяч работников смежных отраслей, тем самым усугубив ситуацию с занятостью сельского населения и его оттоком из села. Ликвидированы Читинский камвольно-
суконный комбинат, Читинская овчинно-меховая фабрика, Читинский кожевенный комбинат, Сретенская сапоговаляльная фабрика. Без работы осталось около 13 тыс. человек», — отметил Анатолий Вершинин. Аналогичная ситуация сложилась и в основных регионах овцеводства — на Юге России, на Северном Кавказе, в Поволжье, в Западной и Восточной Сибири. Развивать отрасль стало сложно из-за дороговизны качественного оборудования и малодоступных передовых технологий селекции и откорма. Федеральные и региональные власти предприняли ряд шагов по оздоровлению подотрасли. Овцеводство вошло в ряд государственных программ по развитию животноводства. В различных регионах были введены субсидии на содержание одной овцематки, субсидировали закупку молодняка. Местные власти возмещали овцеводам часть затрат на бурение скважин для животноводческих стоянок, приобретение племенных животных, производство шерсти и мяса, проданных на перерабатывающие предприятия края и пр.

В результате за 13 лет общее поголовье удалось поднять до 19 млн голов (в том числе 13 млн маток).

Золотое руно

«Здравствуй, племя младое, незнакомое». Подотраслевыми лидерами сегодня, по данным Росстата на конец 2023 года, являются регионы Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, вошедшие в топ-10.

Интересно, что в Дагестане почти столько же овец, сколько и в США (5 млн голов), а в Калмыкии на каждого жителя республики приходится чуть меньше голов (6 голов на жителя), чем в Монголии (9 голов) и чуть больше, чем в Новой Зеландии (5 голов). В настоящее время в сельхозорганизациях России разводят 48 пород овец, из них 15 — тонкорунных.

Наибольшее количество племенных хозяйств (59) сосредоточено в Дагестане (3 племенных завода, 48 племенных репродукторов и 8 генофондных хозяйств), на Ставрополье (13 племенных хозяйств, из них 2 селекционно-генетических центра, 6 племенных заводов, 4 племенных репродуктора и 1 генофондное хозяйство) и в Карачаево-Черкесии (2 племзавода и 3 племрепродуктора). В КЧР своеобразной «визитной карточкой» республики является карачаевская порода (мясо-шерстно-молочного направления) — одна из старейших на Кавказе. Здесь баранина, сыр и масло составляли основу рациона жителей региона на протяжении многих столетий. А войлок отлично подходит для изготовления бурок.

Горная дагестанская порода (мясошерстное направление) неприхотлива, с относительно тонкой шерстью и высокой мясной продуктивностью, способная осваивать труднодоступные участки на высоте до 3 тыс. метров.

В Тыве выращивают тувинскую короткожирнохвостую породу (мясошерстное направление), селекция которой длится уже порядка 3 тыс. лет. Животные этой породы хорошо приспособлены к сложным климатическим условиям и скудному питанию. Именно здесь за последнее десятилетие прирост поголовья составил почти четверть нынешнего количества овец.

Золотое руно

Не мычат и не телятся. Заметный прирост поголовья последних лет стал возможным в том числе благодаря активизации фермерских хозяйств и реализации инвестпроектов крупных российских агрохолдингов. Так, по данным исследования информационно-аналитического агентства «ИМИТ», основной объем производства мелкого рогатого скота (60%) был сконцентрирован не в ЛПХ, а в хозяйствах. Прирост отмечен в КФХ (31%) и в агропредприятиях — 9%.

Но именно у крупных агрохолдингов гораздо больше ресурсов для развития подотрасли. «При развитии культуры потребления у баранины отличные перспективы, — сообщила на отраслевой конференции исполнительный директор «Хакасской баранины» (агрохолдинг «Ермак») Ольга Мирошникова. — Пока мы забиваем 250-300 голов в смену — это около 5 тонн мяса ежедневно, но мы видим востребованность продукции на рынке. Поэтому в рамках холдинга планируется расширять собственное стадо и заниматься генетикой».

С перспективами развития подотрасли согласна и генеральный директор аналитического агентства EMEAT Любовь Савкина. Она считает, что спрос на продукцию овцеводства будет повышаться по мере ее популяризации за счет рекламных кампаний. Современные производители должны донести до потребителей информацию о том, что выпускают баранину без специфического запаха, который нравится далеко не всем. Сейчас в этом сегменте активизировались инвесторы, которые обеспечивают переход от малых форм хозяйствования к крупному бизнесу.

Так, ГК «Дамате» Наума Бабаева в КЧР начала реализацию крупного инвестпроекта (3,4 млрд рублей) — строительства мясоперерабатывающего завода компании «Кавказ-Мясо» в Черкесске.

В КЧР и Ставропольском крае у «Дамате» были введены в эксплуатацию две площадки для подращивания и откорма скота, рассчитанные на 30 тыс. голов единовременного содержания МРС. А в 2021 году в поселке Ударный (КЧР) была заложена крупнейшая в СКФО площадка по откорму овец мощностью 50 тыс. голов единовременного содержания. Как пояснили в компании, сюда завозятся овцы с фермерских хозяйств всего Северного Кавказа. Здесь ягнята доращиваются до нужного веса в течение 45-65 дней и отправляются на завод «Дамате» по убою и переработке в Черкесск.

По информации заместителя генерального директора «Дамате» по маркетингу и продажам Дарьи Лащенко, запуск черкесского предприятия позволил нарастить перерабатывающие мощности компании на 25 тыс. тонн баранины в год.

Руководство еще одного знакового отечественного игрока на аграрном рынке — ГАП «Ресурс» объявило о намерении нарастить свое поголовье маточного стада с 26 до 54 тыс. голов, а молодняка на откорме — до 100 тыс. голов. Инвестиции в проект запланированы на уровне 1,5 млрд рублей.

А крупнейший производитель мяса России компания «Мираторг» к 2028 году рассчитывает довести собственное поголовье овец на двух овцеводческих комплексах — в Курской и Тульской областях — с 90 до 134 тыс. голов, вложив в это не менее 3 млрд рублей.

О потенциале роста говорят и в научных кругах. Так, профессор, доктор сельскохозяйственных наук ДонГАУ Юрий Колосов уверен, что отечественным производителям достаточно ресурсов, чтобы удвоить производство баранины к 2035 году. В частности, большой потенциал для развития овцеводства профессор выделил у Ростовской области. По его словам, в регионе насчитывается порядка 2 млн га земель, пригодных для сенокосов и пастбищ. Эти участки необходимо рационально использовать именно при помощи овцеводства.

«Потенциал у Ростовской области очень большой. У нас почти 2 млн га земель, которые являются сенокосами и пастбищами. И для того чтобы профессионально вести хозяйство, необходимо их умело и рационально эксплуатировать. Но сейчас у нас животноводство, в том числе и молочное, уходит под крышу. А эти обширные территории, получается, брошены. Это неправильно. Их необходимо именно с помощью овцеводства использовать в системе хозяйствования», — рассказал профессор.

Не стоит сбрасывать со счетов такой прекрасный стимул для развития овцеводства, как экспорт. Так, в прошлом году российскую баранину покупали семь стран, экспорт вырос в 11 раз, до 10,3 тыс. тонн. Учитывая традиции потребления этого вида мяса на Востоке при его растущем населении, проблем со сбытом отечественной баранины в обозримой перспективе не будет.


Топ-10 регионов-лидеров в сфере овцеводства

4,62 млн голов — Республика Дагестан;

1,5 млн голов — Республика Калмыкия;

1,28 млн голов — Астраханская область;

1,17 млн голов — Ставропольский край;

1,16 млн голов — Карачаево-Черкесская Республика;

937 млн голов — Волгоградская область;

863 млн голов — Республика Тыва;

862 млн голов — Ростовская область;

498 млн голов — Саратовская область;

495 млн голов — Республика Башкортостан.

Источник: Минсельхоз РФ