Зеленый ресурс

Зеленый ресурс

В основе здоровой и счастливой жизни лежит потребление овощей и фруктов, производство которых в России стремительно развивается
Решением Генеральной Ассамблеи ООН 2021 год был провозглашен Международным годом овощей и фруктов. Одна из главных задач этого шага — повысить осведомленность жителей всего мира о том, почему важно и полезно включать овощи и фрукты в свой рацион и какова их польза для здоровья. «Вестник АПК» выяснил, насколько развито направление рынка овощей и фруктов в России и что изменилось в его работе за последние несколько лет.

Для объявления о начале Международного года овощей и фруктов было организовано специальное мероприятие в виртуальном формате. Выступая на нем, генеральный директор Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) Цюй Дунъюй отметил, что данная инициатива открывает уникальную возможность для повышения уровня осведомленности на глобальном уровне.

«Сегодня в условиях охватившего мир кризиса в области охраны здоровья оказывать содействие в расширении доступа к здоровому питанию, укрепляющему иммунную систему человека, более чем уместно», — подчеркнул Цюй Дунъюй.

По его мнению, Международный год овощей и фруктов продемонстрирует важность цифровых технологий для расширения рыночных возможностей и повышения качества питания.

По замечанию главы ФАО, глобальный рынок овощей и фруктов сегодня стремительными темпами развивается, но одна проблема на протяжении долгого времени остается актуальной и приводит к серьезным последствиям. Речь идет о проблеме порчи и потери пищевой продукции в плодоовощном секторе: по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, в различных звеньях товаропроводящей цепочки — от сбора урожая до потребления — теряется до 50% овощей и фруктов. Сокращение этих потерь приводит к повышению уровня продовольственной безопасности и улучшению питания, уменьшению нагрузки на земельные и водные ресурсы, сокращению выбросов парниковых газов, а значит, и к экономическому росту и повышению продуктивности.

Именно поэтому производители из разных уголков планеты стремятся найти решение, которое позволило бы сократить объемы испорченной продукции. В этой ситуации на помощь приходят инновации.

Зеленый ресурс

Что происходит на рынке? В сторону автоматизации и инновационности движутся и российские предприятия, занимающиеся производством овощей и фруктов. К слову, данный рынок в России сегодня развивается довольно динамично: производители придерживаются курса на импортозамещение и увеличение объемов производства данной продукции. Эксперты отмечают, что на пути к этому существуют и определенные препятствия, среди которых недостаточные доходы населения. Тем не менее ежегодно объем рынка увеличивается на 2-3%, а люди все больше поддерживают идею экологичности и здорового образа жизни, стремясь все более активно употреблять в пищу овощи и фрукты.

«Один из главных трендов развития российского рынка овощей и фруктов сегодня — это его консолидация. На рынке есть много и очень крупных, и менее крупных, и совсем мелких игроков, однако со временем с него уходят более слабые производители, не готовые отвечать тем требованиям, которые диктует нам время. Скоро наступит момент, когда оставшиеся производители будут объединяться в кооперативы, и это нормальный процесс», — рассказал президент АПХ «ЭКО-культура», председатель правления Плодоовощного союза Александр Рудаков.

По словам спикера, другой тренд российского рынка связан с развитием ягодного направления. Это объясняется тем, что на сегодняшний момент перед отечественными производителями стоит задача заместить еще около 1 млн тонн плодоовощной продукции. Задачи импортозамещения влияют и на формирование другого тренда — активный рост числа производителей, которые работают в закрытом грунте.

«Сегмент открытого грунта с каждым годом сужается примерно на 5%, а сегмент закрытого грунта, напротив, растет и развивается. Последний имеет неоценимые преимущества по ряду моментов: с одной стороны, это экономия водных ресурсов, а с другой — большие объемы производства и одновременно с этим меньшие затраты человеческого ресурса», — пояснил Александр Рудаков.

Снижение объемов человеческого труда происходит благодаря тому, что обороты набирает автоматизация: всей производственной технологией управляет компьютер, который контролирует и регулирует показатели температуры, влажности, освещенности, питания, концентрации веществ.

По мнению экспертов, именно это и позволяет демонстрировать высокие результаты производительности: в открытом грунте или даже в тех тепличных комплексах, где нет автоматизации, не созданы условия для поддержания идеального микроклимата, который является гарантией защищенности овощей и фруктов от вирусов и бактерий и, как итог, высоких показателей урожайности.

Зеленый ресурс

Зеленый ресурс

Практики на вооружение. Одно из предприятий, опыт работы которого подтверждает этот тезис, — ООО «Овощевод», которое с 2014 года реализует проект «Ботаника» в г. Волжском Волгоградской области. Ежегодно на площади 68 га здесь в высокотехнологичных теплицах выращивают около 45 тыс. тонн огурцов и томатов.

Предприятие представляет собой современные теплицы с гидропоникой, освещением, автоматическим капельным поливом и с использованием голландской технологии светокультуры, что позволяет выращивать овощи круглый год, включая зимнее время. Здесь применяются только биологические методы и средства защиты растений: для борьбы с вредителями используются насекомые энтомофаги, а опыление томатов осуществляется с помощью шмелей.

«Высокую эффективность производства и стабильное качество продукции обеспечивают автоматизированные системы управления микроклиматом и компьютеризированный контроль динамики роста и состояния растений, — рассказал генеральный директор ООО «Овощевод» Юрий Сударев. — На всех площадях выращивания применяется система искусственного досвечивания растений, позволяющая получать свежие овощи круглый год».

В последние годы еще одним трендом на российском рынке овощей и фруктов становятся сити-фермы.

Одна из них, в Белгородской области, начала свою работу в 2020 году. Глава КФХ «Органик» Алена Зенина вместе с семьей жила в Европе, где они придерживались принципа здорового питания. Овощи и салаты составляли около 80% их рациона. В Европе она стала замечать, что интенсивно растет тренд выращивания салатных овощей с использованием метода светокультуры.

«Посещая Россию, я обращала внимание на отсутствие качественной зелени. Особенно заметно это в холодный сезон. Салаты на полках были плохого качества, привозились с Ближнего Востока обработанные хлором для увеличения срока хранения. Вот так и появилась идея создать качественное производство с круглогодичным выращиванием экологичных, полезных салатов как можно ближе к потребителю», — рассказала Алена Зенина.

На предприятии придерживаются принципов эффективного использования и сбережения природных ресурсов. Здесь применяются самые современные энергосберегающие лампы, автоматизирован контроль климата, точно запрограммированы параметры «светового дня». Для наиболее эффективного использования производственных площадей применяется многоярусность.

«Наша технология позволяет совсем не применять пестициды, так как на ферме полностью изолированная и стерильная среда. Производительность выше в 2 раза, чем при выращивании в грунте. Кроме того, при таком производстве экономится 85% воды благодаря реверсивным системам питания растений: нет испарения с поверхности земли, и вода со всеми питательными веществами попадает непосредственно к корню», — рассказала глава КФХ «Органик».

В дальнейшем на предприятии планируют полностью автоматизировать процесс — от автоматической подготовки питательного раствора до автоматизации посадочного процесса и сбора урожая. Это приведет к значительному росту эффективности использования рабочего времени и повысит КПД.

Сити-ферма OFI.
Сити-ферма OFI.

Еще одна сити-ферма расположена в Ростовской области. «Идея о бизнесе в сфере здоровой и вкусной еды появилась у нас в 2019 году, и уже в 2020-м мы зарегистрировали компанию «OFI — Organic Foods Investment», — рассказала генеральный директор компании Ольга Барштейн. — Дословно название нашей компании переводится как «Инвестиции в органическую еду». Сегодня под товарным знаком «Прозелень» мы производим зелень 30 различных видов, а также клубнику, но не собираемся останавливаться на достигнутом и в ближайшее время планируем запустить линейку с микрозеленью, начать выращивать голубику, лекарственные травы, съедобные цветы и другие новые культуры».

Овощи и растения на предприятии выращивают с использованием полностью автоматизированных систем, которые позволяют снизить потребление воды на 95% по сравнению с фермерством в открытом грунте, а для выращивания такого же числа продуктов требуется гораздо меньшая площадь. Полив и внесение удобрений, которых используется на 50% меньше, полностью автоматизированы, а потому каждый продукт получает нужное количество ресурсов в нужный момент, что приводит к снижению затрат и увеличению объемов производства.

«Основной инновацией, используемой нами в производстве, является система контроля параметров климата и состава воздуха зоны выращивания, позволяющая в зависимости от производственной необходимости с равной успешностью выращивать как салаты и листовые овощи, так и многолетние культуры: землянику и пряные травы, — рассказала Ольга Барштейн. — Контроль параметров осуществляется автоматически по заданной программе,

заложенной в системе управления: с помощью данных, полученных от датчиков, установленных по всей ферме, можно получать целостную картину о состоянии растений, так как есть привязки к показателям, свидетельствующим об их здоровье».

Именно благодаря этому появляется возможность получать предсказуемые по качеству и количеству урожаи зелени, овощей и ягод круглый год, несмотря на погодные условия вне фермы.

«Действительно, анализируя опыт работы отечественных производителей, мы видим, что сегодня Россия уверенно движется по пути внедрения новых производственных решений и увеличения уровня потребления овощей и фруктов, — поделился Александр Рудаков. — Я считаю, что хорошим подспорьем в этом смысле станет Международный год овощей и фруктов, который простимулирует спрос и рост потребления, которые, я надеюсь, сохранятся на этом уровне и будут в дальнейшем только возрастать».