Восточные миллионы

Восточные миллионы

Россия заключила рекордный экспортный контракт на поставку зерновых

В середине октября в Пекине был подписан контракт на поставку российскими производителями в течение 12 лет 70 млн тонн зерновых, зернобобовых, масличных в адрес Китая. Рекордный контракт оценивается в 2,5 трлн рублей. Предполагается, что это в том числе даст мощный импульс отечественным производителям крупяных изделий. 

Пояс на двоих. Контракт заключен между российской Новосибирской производственно-экспортной компанией «ЭПТ» (уполномоченный оператор программы «Новый сухопутный зерновой коридор» — НСЗК) и китайской государственной корпорацией China Chengtong International, Ltd. Продукция будет поставлена от производителей Урала, Сибири и Дальнего Востока.

В ЭПТ рассказали, что контракт заключен в рамках реализации программы «Новый сухопутный зерновой коридор «Россия — Китай», направленной на обеспечение продовольственной безопасности двух стран и увеличение двустороннего товарооборота. Группа компаний НСЗК — экспортно ориентированная холдинговая структура, реализующая на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока проект создания и развития инфраструктуры экспорта зерновых, зернобобовых и масличных культур в Китай, страны Средней Азии и Ближнего Востока.

China Chengtong — компания по управлению госактивами, управляется Комиссией по контролю и управлению государственными активами при Госсовете КНР. Является крупным акционером нескольких центральных государственных предприятий, таких как National Petroleum and Natural Gas Pipe Network Group Co., Ltd. (PipeChina) и China Green Development Group Co., Ltd. (CGDG). Направления деятельности — инвестиции, операции с акционерным капиталом и управление активами, а также технологии, мультимодальная логистика, экспорт и импорт.

Восточные миллионы

Представляющий программу «Новый сухопутный зерновой коридор» Карен Овсепян подчеркнул, что инициатива способна нормализовать экспортную структуру и заместить выпавшие объемы украинского экспорта за счет восточных регионов России. По его словам, межгосударственный договор о запуске сухопутной зерновой инициативы будет подписан в конце ноября — начале декабря главами обоих государств.

Основным перевалочным хабом проекта должен стать Забайкальский зерновой терминал, который был открыт 6 сентября 2022 года, что должно способствовать наращиванию зернового экспорта в КНР сначала до 8 млн тонн, а затем и до 16 млн тонн.

Первая партия уже прошла по «зерновому коридору» между железнодорожными станциями Забайкальск и Маньчжурия и состояла из 271,6 тонны российской сои. Зерно пошло на обрабатывающие предприятия города Тяньцзинь.

Ежегодно по этому контракту (общая сумма 2,5 трлн рублей) в КНР будет экспортироваться в среднем чуть менее 6 млн тонн, тогда как только в прошлом году в России было собрано 157 млн зерновых и зернобобовых.

«В обозримой перспективе просматривается возможный объем экспорта в Китай из регионов Урала, Сибири и Дальнего Востока 3-3,5 млн тонн зерновых, зернобобовых, масличных и масел в год, причем на дальневосточную сою и продукты ее переработки может прийтись чуть более 1 млн тонн, — считает генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. — Уже есть договоренность между российской и китайской сторонами о строительстве на Дальнем Востоке портовой инфраструктуры. Наш основной экспортный товар — пшеница, и китайцам нужна высококачественная пшеница с содержанием протеина 14,5%, а не фуражная. Такой пшеницы на Дальнем Востоке вообще нет, а на Урале и в Сибири ее немного, и обычно она расхватывается местными мукомолами. Есть и другие виды зерна, мука, крупы, зернобобовые, растительные масла, шрот. Сейчас, насколько мы понимаем, такого рода грузы по ряду причин проходят в Китай, в основном минуя Забайкальский зерновой терминал».

По мнению аналитика Александра Корбута, многое будет зависеть от того, между кем заключается контракт. «Дело в том, что в Китае есть система квотирования импорта той же пшеницы: в пределах квоты пошлина составляет 1%. Соответственно, возникает вопрос, есть ли с китайской стороны обязательство, что объемы пойдут в пределах квоты», — заметил он.

Эксперт считает, что потенциально наличие такого контракта позитивно влияет на общую ситуацию и показывает возможности сторон, но сейчас не хватает понимания, решится ли на государственном уровне вопрос с квотами на импорт в Китае. Но сам факт того, что соглашение подписано на полях форума «Один пояс — один путь» дает надежду на то, что для сибирского зерна появится новый экспортный маршрут, заключил он.

Политолог Дмитрий Евстафьев позитивно оценивает этот контракт. «Семьдесят миллионов тонн. Это настоящая зерновая сделка, а не та информационно-политическая манипуляция, в которую нас пытались вернуть. Это ответ тем — и на Западе, и в России — кто хотел вернуть Россию в зерновую сделку на Черном море. Кстати, это ответ и Реджепу Тайипу Эрдогану, что можно и так договариваться. В действительности это означает, что Китай не рассчитывает на украинское зерно. Это означает, что Китай более не является игроком на украинском зерновом рынке».

Восточные миллионы

Спрос и предложение. Значительная доля в производстве зерновых приходится на крупяные изделия. По данным ИКАР, в прошлом году был поставлен рекорд по производству крупы — 1,427 млн тонн. При этом абсолютным рекордом стало производство риса (430 тыс. тонн), самые высокие показатели с 2000 года достигнуты по пшену (91 тыс. тонн), с 2018 года — по гречихе (390 тыс. тонн).

Но уже по итогам 2022-2023 годов (с сентября по август) сбор одного из главных российских крупяных продуктов гречихи также стал рекордным — 541 тыс. тонн. По подсчетам заместителя генерального директора ИКАР Ирины Глазуновой, с сентября прошлого года по апрель текущего переработчики произвели 382 тыс. тонн гречки, что на 22 тыс. тонн больше, чем за аналогичный период прошлого сезона.

Впрочем, гречка не самый ходовой экспортный продукт. Рост спроса отмечен на нишевые крупы.

«В Стамбуле русских магазинов сегодня едва ли не больше, чем турецких, — рассказала Любовь Железная, руководитель ПКФ «Маяк», одного из крупнейших в стране производителей чечевицы, гороха, нута и др. (всего 42 вида круп). — Давайте будем туда поставлять организованно. Более того, турецкое правительство уже разрешило нам выход на местный рынок с нашими этикетками, но со стикерами на турецком языке. Египет тоже дал добро: первые два контейнера готовим к отправке в Каир. Время для работы очень интересное! Надеемся, что эта неразбериха с проводкой платежей в валюте скоро закончится».

По данным пресс-службы Минсельхоза РФ, производство различных видов круп в России за январь — июль 2023 года превысило 1 млн тонн. В том числе выпуск гречневой крупы вырос на 6,8%, овсяной — на 19,9%, кукурузной — на 4,3%.

Но для восточного рынка, где сегодня лежат основные зерновые перспективы России ключевым продуктом по-прежнему остается рис.

По оценке Александра Корбута, сбор риса в текущем сезоне составит минимум 970 тыс. тонн, что полностью покрывает внутреннее потребление. «Но специфика в том, что мы потребляем как круглозерный рис, так и импортный длиннозерный — он у нас физически не производится. Поэтому импорт риса у нас всегда был и будет», — заметил он.

Глава «Южного рисового союза» Игорь Лобач уверен, что в самой России нет проблем с обеспечением рисом: его урожай он оценивает на уровне 1,05-1,1 млн тонн, что составляет не менее 60% сбора всех крупяных. Собственное потребление риса в России — 540 тыс. тонн в год.

Восточные миллионы

Исполнительный директор Союза Михаил Радченко подтверждает: «Хочу сказать, что риса-сырца у нас вполне достаточно для того, чтобы обеспечить продовольственную безопасность нашей страны, и переходящих остатков нам хватает, ажиотажа у нас никакого не будет. Оснований для беспокойства нет».

Такой оптимизм связан с расширением посевов риса на Юге. К примеру, только в Краснодарском крае вместо планируемых 92 тыс. га было засеяно 109 тыс. га.

В то же время этот показатель вряд ли может радовать китайский рынок, ибо до сих пор в России действуют ограничения Минсельхоза РФ на экспорт риса. Тем более что подобные же ограничения из-за неурожая ввела Индия (кроме сорта Басмати) — один из главных поставщиков этой продукции (длиннозернистого риса) на мировой рынок. В условиях дефицита мировые цены на продукцию из Таиланда, Вьетнама, Пакистана уже выросли в среднем на 80 долларов за тонну.

Получается, что для отечественных производителей появился хороший шанс выйти со своим товаром в эту нишу.

Александр Корбут считает, что Россия могла бы экспортировать около 150 тыс. тонн риса, хотя часть из этого объема все равно пойдет в страны ЕАЭС, на которые ограничения не распространяются. Впрочем, считает он, ограничения на экспорт не будут сняты до тех пор, пока сбор урожая не достигнет 1,15 млн тонн. Ранее обычно поставки на внешние рынки составляли 180-240 тыс. тонн, при этом 220 тыс. тонн, главным образом длиннозернистого риса, который не выращивается в наших широтах, импортировалось. Как раз 120 тыс. тонн приходилось на импорт из Индии.

На этом фоне потребности импорта риса для Китая составляют порядка 4-5 млн тонн. Его главными поставщиками были Мьянма, Вьетнам, Пакистан, США. С 2020 года к ним добавилась Индия, из которой Поднебесная по политическим соображениям не покупала рис последние 30 лет.

Учитывая неурожай в Индии и политический кризис в отношениях с США, у КНР появляется заметная лакуна в поставках риса. Этим и могла бы воспользоваться Россия в рамках заключенного в октябре соглашения.