В условиях политики импортозамещения все больше обостряется необходимость инновационного развития предприятий АПК, их своевременной адаптации к переменам, связанным с развитием науки, разработкой новых технологий, внедрением инновационных форм организации и управления деятельностью. На первый план выходят проблемы удовлетворения потребностей агропромышленного производства в качественно новой инновационно-ориентированной рабочей силе. В этой связи уровень профессиональной подготовки кадров становится важнейшим фактором, обеспечивающим требуемые качественные перемены.
О новых реалиях в вопросе подготовки специалистов-аграриев министр говорил на совещании, проведенном на базе КубГАУ в Краснодаре.
«Современное сельское хозяйство — крупнейший потребитель инноваций в мировой экономике. Глобальные цифровые сети и умные фермы, новейшие достижения генетики и селекции, молекулярной биологии и биотехнологии — все это массово приходит в агропром, становится технологической базой сельхозпроизводства. Очевидно, что работать в этих условиях должны специалисты принципиально другого уровня и качества. Поэтому сегодня мы уделяем приоритетное внимание государственной поддержке аграрной науки и образования. Только в 2018 году на эти цели было направлено более 26,3 млрд рублей», — подчеркнул Дмитрий Патрушев.
При этом министр призвал руководство аграрных вузов активнее заниматься поиском внебюджетных средств для своего развития. Так как именно тесное сотрудничество с бизнесом и является индикатором уровня преподавания в вузах как базы для подготовки грамотных выпускников. В нынешних условиях именно потребности развивающихся аграрных отраслей будут диктовать необходимость в конкретных специалистах.
Для формирования современной системы подготовки кадров для АПК на конкурсной основе Минобрнауки РФ определило четыре инновационных вуза — РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, Кубанский государственный аграрный университет, Орловский ГАУ и Ставропольский ГАУ, которым предоставлено государственное финансирование для создания инновационной образовательной среды. Глава Минсельхоза заметил, что аграрные вузы должны активнее участвовать в программах и проектах, осуществляемых как органами власти, так и институтами развития, включая проекты Минобрнауки, Российского научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований. При этом лидирующие вузы должны делиться опытом участия в таких проектах с остальными учебными заведениями, а также в целом способствовать развитию системы наставничества и распространению лучших практик.
Сами же ректоры вузов выделяют следующие базисные моменты платформы развития аграрного образования в России: система образования должна быть построена на активном сочетании практики с теорией, при этом вузы должны стать центрами разработки и реализации различных инновационных методов организации и управления производством. В то же время они полагают, что и бизнес должен делать встречные шаги, формируя заказ на них.
«Мы убеждаем бизнес в том, что пришло время не искать кадры, а готовить их под себя, под свое производство и свои условия, — уверен ректор КубГАУ Анатолий Трубилин. — Для этого нужно направить на обучение студента и набраться терпения, обучая его вместе с преподавателями университета. В чем преимущество такой формы взаимодействия? Вы направляете студента. Он проходит у вас несколько раз практику. Пишет несколько курсовых по данным вашего предприятия. Защищает диплом согласно исследованиям. В итоге вы получаете специалиста, знающего тонкости и специфику вашего предприятия. Как правило, и вопрос с жильем такого выпускника уже решен — он возвращается домой».
«Создание модели взаимодействия аграрных образовательных учреждений, бизнеса и государства позволит инновационную составляющую в научно-исследовательской деятельности дополнить развитием прямых связей с организациями агропромышленного комплекса, — отметила профессор Людмила Хоружий, работавшая проректором по научной работе РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева. — В первую очередь со стратегическими партнерами из числа крупнейших компаний, агрохолдингов по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. В результате будут развиваться конкурентоспособные фундаментальные исследования, и на их базе реализовываться прорывные прикладные разработки с последующей коммерциализацией, что обеспечит дальнейшее укрепление аграрных вузов».
По мнению заведующего центром маркетинга и дополнительного образования Уссурийского агропромышленного колледжа Натальи Чаус, наиболее перспективными работодателями в аграрной сфере Дальнего Востока являются крупные агропромышленные компании, такие как «Русагро», «ГринАгро», «Мерси Трейд», «Ратимир» и другие, реализующие масштабные инвестиционные проекты в сфере животноводства, растениеводства и переработки сельскохозяйственной продукции. По ее мнению, высокий уровень как технико-технологической, так и организационно-управленческой инновационности реализуемых проектов формирует и соответствующие требования к вакансиям, представленным данными компаниями на рынке труда.
По информации ректора Донского государственного аграрного университета Александра Клименко, наиболее значимые инновационные научные проекты в вузе сегодня разрабатываются в сегментах генной селекции, биологически чистых продуктов растениеводства и животноводства, интенсификации производства сельхозпродукции.
Вместе с тем и в самих вузах ощущается нехватка студентов, заинтересованных как раз в некоторых востребованных агропромом специальностях.
Заместитель директора по научно-инновационной работе НИМИ Донской ГАУ Ирина Гурина в беседе с «Вестником» признала, что в сельских вузах сегодня присутствует недобор, особенно по инженерным специальностям. То есть, как раз тем, которые должны определять вектор развития самих крупных агрохолдингов, если их руководство заинтересовано в программе импортозамещения и вытеснения иностранных конкурентов с отечественного рынка.
В самом ДонГАУ сейчас разрабатывается концепция мелиоративно-кооперативных парков для локальных территорий, в рамках которых могли быть созданы дополнительные рабочие места с достойной зарплатой.
Проблема состоит в том, что невысокая популярность аграрного образования у сельской молодежи объясняется устоявшимися представлениями о низком социальном статусе профессий в сравнении с более престижными отраслями, а также сложностью, архаичностью и отсталостью сельского труда. Поэтому из 300 тысяч студентов, которые сегодня обучаются в 54 аграрных вузах России, далеко не все по окончании обучения выбирают село. Переход к инновационной системе образования должен повысить престижность именно аграрного труда. Кстати, по утверждению министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Константина Рачаловского, на Дону в передовых хозяйствах, где применяются инновационные технологии, средняя заработная плата достигает 70 тысяч рублей.