Вернуть селу молодость

Вернуть селу молодость

Как привлечь в АПК квалифицированных специалистов
Одной из проблем АПК сегодня остается подготовка и привлечение квалифицированных кадров. Новейшие технологии, повышение производительности труда требуют специалистов, обладающих  знаниями и навыками работы со сложным оборудованием. Как  решить эту задачу, обсудили с представителями профильных учебных заведений и сельхозтоваропроизводителями. Обе стороны от взаимных упреков перешли к поиску и  применению совместных решений, позволяющих переломить ситуацию.

По информации исследовательского центра компании «Делойт», нехватка квалифицированных кадров входит в тройку основных проблем АПК России. До сих пор она уступала только недостаточности государственной поддержки и несовершенству регулирования отрасли. Эксперты называют две взаимо­связанные составляющие. Абсолютное большинство аграрных профессий предполагает проживание в сельской местности, для которой характерен отток населения, в первую очередь молодых специалистов, в города. Причины — низкий престиж аграрных профессий, обусловленный исторически сложившимися стереотипами и недостаточным вниманием к профориентации молодежи, а также большим разрывом в качестве жизни между городом и селом. 

Быть аграрием хочу — пусть меня научат. Декан агрономического факультета Алтайского государственного аграрного университета Иван Косачев в работе «Проблемы кадрового обеспечения АПК РФ и пути их решения» отмечает, что нежелание молодых специалистов работать в сельских территориях приводит и к старению кадров отрасли. Доля специалистов в возрасте до 30 лет, по его оценкам, сейчас не превышает 10%.
«В районах, на территории которых расположен Алтайский агротехнический техникум, — Троицком и Косихинском — в селах закрыты школы, дома культуры, нет доступного качественного медобслуживания», — подтверждают «Вестнику АПК» его земляки из сферы среднего профессионального образования. 
У молодежи низкий интерес к сельскохозяйственным специальностям, делятся своими наблюдениями педагоги и руководство Прасковейского агротехнологического техникума на Ставрополье, из-за их малой привлекательности на рынке труда: относительно низкой заработной платой, наличия рабочих мест в селах с неразвитой или слаборазвитой инфраструктурой. Необходимо поднять уровень жизни на селе: развивать инфраструктуру, сделать более доступной сельскую ипотеку, снизить проценты на автокредиты для сельских жителей, поднять зарплаты, ввести льготы по оплате коммунальных услуг. Надо сделать село привлекательным для молодых специалистов, считают в техникуме. Рецепт успеха очевиден.
В Анапском сельскохозяйственном техникуме в последние три года с удовольствием отмечают устойчивый рост интереса абитуриентов к агрономии, садоводству, технологии производства и переработке, на которых специализируется учебное заведение.
«Увеличился конкурс — стал выше средний балл для поступления: 4,2-4,5. Наши абитуриенты — крепкие хорошисты и отличники, — говорит заместитель директора по учебной работе Юлия Аристова. — Выпускники демонстрируют глубокие знания — это свидетельство членов государственной экзаменационной комиссии. Мы видим, что профили подготовки молодые люди выбирают целенаправленно. Возможно, и мнение родителей играет в этом определяющую роль: профессии, которые мы даем, в нашем регионе востребованы. Выпускники, пройдя практику на базе учебного хозяйства техникума, на предприятиях-партнерах, в числе которых мировой бренд «Абрау-Дюрсо», знают, что без работы, которая, к слову, достойно оплачивается, не останутся».

Даешь молодежь! Сегодня крупный и средний бизнес готов поддерживать различные формы кооперации с вузами и ссузами и обеспечивать меры соцподдержки специалистов, чтобы транслировать свой запрос на подготовку кадров. 
«Если сейчас хозяйство не привлечет и не удержит молодые кадры, страшно думать, кому работать через пять лет, — в исполнительном директоре ООО «Лиманский» Светлане Мыхно говорит не излишняя эмоциональность, а здоровый прагматизм. — Сейчас у нас появляется молодежь: главный инженер, инженер-механик, заведующий ремонтными мастерскими, экономист работают в хозяйстве уже несколько лет. Успели зарекомендовать себя. И руководство холдинга, в который мы входим, обеспечивает социальные гарантии, вплоть до предоставления жилья. На этом не останавливаемся: по четырехсторонним соглашениям с минсельхозом и вузом учим специалистов. Держим место для преддипломной практики будущего агронома. Он — из наших мест. Отец — комбайнер, мама тоже работает на селе, они точно знают, что в уборочную, например, механизаторы до 150 тыс. рублей зарабатывают у нас».

Уровень материального достатка, как и потенциал карьерного роста, — определяющие критерии для выбора будущей специальности, считают педагоги и работодатели. И те и другие с сожалением отмечают завышенные ожидания студентов. Что, впрочем, характерно для всех отраслей экономики. Более реалистично профессиональные перспективы оценивают молодые специалисты, уже имеющие опыт.
«Среди нашего кадрового пополнения не только земляки, есть переселенцы из других регионов России, — говорит директор ООО «Мелиоратор» Валерий Кравцов. — Ребята «зацепились» здесь, работают. Мы тоже заинтересованы их удержать. Приобрели 7 квартир. Пусть пока это собственность хозяйства, но через 10 лет ударного труда специалисты станут полноправными хозяевами жилья. Это справедливо».
Исходя из практики последних лет, образовательные учреждения уже не сетуют на разрыв мечты и действительности. Диалог сельхозпроизводителей с техникумами и университетами складывается. В основном из участия предприятий АПК в образовательном процессе через практические предложения в программы профессиональных модулей, в организации практик, тематику выпускных квалификационных работ. При этом учебные заведения рассчитывают на гораздо большее: увеличить сроки прохождения производственных практик, развивать дуальное обучение, возродить наставничество на производстве, вернуть распределение и самое заветное — использовать производственный потенциал предприятий в качестве своей учебной базы.
Партнерство, когда компания занимается развитием инновационных, образовательных и производственных кластеров, аграрных технопарков, центров молодежного творчества и других площадок, на которых встречаются производители и образовательные организации, сейчас могут себе позволить лишь крупные агропромышленные производители. К чести высшей и средней профессиональной школы стоит отметить, что вузам и ссузам удается сохранять и наращивать собственный практический ресурс.

«Гордостью колледжа является учебно-производственное хозяйство, где будущие специалисты сельскохозяйственной отрасли Приморского края развивают свои профессиональные навыки, — сообщили в Уссурийском агропромышленном колледже. — Учебное хозяйство располагает 700 га посевных площадей, используемых под выращивание агрокультур: сои, картофеля, ранних зерновых. Имеется большой парк сельскохозяйственных машин. Ежегодно с участием реальных машин и механизмов проходят практику свыше 100 студентов колледжа. Получить первый профессиональный опыт можно в студенческом трудовом сельскохозяйственном отряде, ежегодно создаваемом в колледже». 

АПК — это модно. В авангарде подготовки профильных кадров АПК — Всероссийский детский центр «Смена». Одна из компетенций, с которой в рамках профориентации (это здесь приоритетное направление) знакомятся подростки, — сельскохозяйственные специальности.
«Наше учебно-производственное хозяйство является отличной площадкой для демонстрации и применения освоенных центром современных технологий именно в агропромышленном комплексе, — отмечает директор «Смены» Игорь Журавлев.  — Должен заметить, что сфера сельского хозяйства вопреки стереотипам у нового поколения вызывает самый живой интерес».