У нас товар, у вас — купец

У нас товар, у вас — купец

Отечественный агросектор увеличивает поставки мяса, рыбы, молока и масла на экспорт

Российские производители сельскохозяйственной продукции по итогам 2023 года повысили объемы поставок на внешние рынки на 14%. Эксперты отрасли подвели итоги прошедшего года и рассказали о новых направлениях экспорта для отечественных продовольственных товаров.

По итогам 2023 года объем экспорта сельскохозяйственной продукции составил 43,5 млрд долларов, что на 14% больше, чем в 2022 году (28,9 млрд долларов). По данным Минсельхоза РФ, 88% продукции АПК пришлось на долю дружественных стран. Лидерами по объему закупок являются Китай (7,6 млрд долларов), Турция (5,0 млрд долларов), Казахстан (3,3 млрд долларов), Беларусь (2,8 млрд долларов), Египет (2,5 млрд долларов). При этом в кейсе предложений российских экспортеров — зерновые (37,4%), масложировая продукция (19,5%), рыба и морепродукты (12,5%), мясная и молочная продукция (4,2%).

У нас товар, у вас — купец

Широкое меню. По данным Национальной мясной ассоциации, общий объем поставок мяса (включает в себя живой скот, мясную продукцию, субпродукты) за 2023 год превысил 1 млн тонн на сумму 2 млрд долларов. 800 тыс. тонн составил экспорт только готовых изделий из мяса и субпродуктов, что на 12,5% больше, чем в 2022 году (около 700 тыс. тонн). «Основными покупателями являются страны Евразийского Союза, Китай, Вьетнам, Саудовская Аравия, но все зависит от вида мяса. Например, что касается мяса птицы, то почти половина поставок приходится на Китай. Хотя птицу мы поставляем и в Беларусь, несмотря на то, что она является крупным экспортером мяса птицы в Россию. Остальное: Казахстан, страны бывшего СССР. Все большее место в поставках занимают Объединенные Арабские Эмираты, страны Азии, Саудовская Аравия, где российскую птицу можно увидеть на полках ведущих торговых сетей», — комментирует Сергей Юшин, руководитель Национальной мясной ассоциации.

Что касается свинины, то основным партнером последние годы был Вьетнам, но в прошлом году поставки снизились. Важное место в экспорте мяса свинины стали занимать Беларусь (60 тыс. тонн) и Китай, доступ на рынок которого открылся в прошлом году и весной 2024 года начались поставки. По прогнозам Сергея Юшина, в течение двух-трех лет Китай может стать основным покупателем российской свинины.

Говядину Россия тоже экспортирует, но в относительно небольших объемах. По данным Национальной мясной ассоциации, в среднем это 35 тыс. тонн в год. Основная часть экспортных поставок представлена премиальной высококачественной говядиной для ресторанов высокой кухни, стейк-хаусов, ресторанов-гриль. Тут география тоже широкая, это не только страны-соседи, но и Саудовская Аравия, Китай, Вьетнам, страны Персидского залива.

Сегодня не только производители мясной продукции, но и предприятия рыбной отрасли продолжают активную работу по выходу на внешние рынки. По итогам 2023 года на рыбу и морепродукты пришлось 12,5% объема внешних отгрузок, что в стоимостном выражении составляет 6,8 млрд долларов. «В прошлом году мы поставили свою продукцию в 81 страну. При этом география поставок постоянно расширяется, что говорит о растущей популярности российской рыбы. Основные импортеры — Китай, Япония, Южная Корея, страны Евросоюза», — делится Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ).

Ассортимент зависит от культуры потребления в той или иной стране. Например, Китай закупает внушительный объем живого краба. В Европейском Союзе популярна белая рыба: страны, входящие в ЕС, закупают минтая и треску. Япония, являясь крупнейшим потребителем лососевых и икры, закупает нерку и лососевую икру. Страны Африки заинтересованы в поставках недорогой рыбы, например, тихоокеанской сельди.

В топ-5 основных товарных групп российского экспорта по итогам 2023 года, согласно информации ВАРПЭ, входят ракообразные (2 млрд долларов), минтай и продукция из него (1,4 млрд долларов), треска и филе трески (950 млн долларов), лососевые и продукция из них (318,4 млн долларов), сардины (198 млн долларов).

Стоит отметить, что Россия является мировым лидером по вылову минтая (56% от мирового объема), трески (45%, которые оцениваются в 6 млрд долларов), лосося (54%).

У нас товар, у вас — купец

Снять сливки. Согласно сведениям Национального союза производителей молока «Союзмолоко», экспорт молочной продукции вырос за 10 лет на 69% — с 577 тыс. тонн (2013 год) до 976 тыс. тонн (2023 год). В стоимостном выражении произошло увеличение на 20,2% — с 372 млн долларов (2013 год) до 447 млн долларов (2023 год). Экспорт сыров вырос на 53,7% — с 16 тыс. тонн до 25 тыс. тонн, сухого цельного и обезжиренного молока на 415,1% — с 4 тыс. тонн до 21 тыс. тонн, сухой сыворотки на 646,9% — с 3 тыс. тонн до 20 тыс. тонн. «Российские производители не только поставляют свои товары в страны СНГ, но уже сегодня работают над выходом на рынки стран Восточной и Юго-Восточной Азии, Африки, Ближнего Востока. В целом доля стран вне СНГ в структуре молочного экспорта выросла с 7% в 2013 году до 15% в 2023 году», — рассказывает Мария Жебит, заместитель генерального директора «Союзмолоко».

Важную часть в развитии экспорта играют меры государственной поддержки. В первую очередь это 100% субсидирование логистики, программа «Льготное кредитование экспортно-ориентированных инвестиционных проектов», когда есть возможность получить кредит по более низкой ставке, если предприятие изготавливает продукцию, предназначенную для экспорта. «Среди предполагаемых мер из обновленного нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» крайне важным кажутся инструменты субсидирования страхования, сертификации и выставочной деятельности, а также создание и поддержка промышленных зон развития и портовых проектов. Логистические расходы сегодня серьезно увеличивают себестоимость российской продукции и снижают ее конкурентоспособность на рынках третьих стран, компенсация этих затрат и создание специализированных хабов будет способствовать наращиванию экспортных поставок», — поясняет Мария Жебит.

Не отстает в экспорте и масложировая продукция, которая в 2023 году увеличила объемы поставок до 1,12 млн тонн, что на 34% больше, чем в 2022 году (8,32 млн тонн). Главными покупателями отечественных растительных масел являются Индия, Китай, Египет, Турция, Иран и Алжир. Расширение поставок возможно в Азию, страны Ближнего Востока и в платежеспособные страны Африки. «География поставок почти не изменилась, это традиционно дружественные страны, по некоторым продуктам поменялись лидеры закупок. Если в 2014 году и много лет подряд главным покупателем подсолнечного масла была Турция, то уже два года подряд первое место сохраняет Индия, объем поставок составляет 1 млн тонн по итогам 2023 года», — комментирует Михаил Мальцев, исполнительный директор Масложирового союза. Также, по словам эксперта, большую часть отечественного соевого масла много лет покупал Алжир, но в последний год за первенство с ним соревнуется Индия. Зато рапс и продукты, которые перерабатывают из него, вывозят в Китай (90% производимого рапсового масла поставляется на китайский рынок). Плюс туда же уходят 20% от произведенного рапсового шрота. Главным покупателем российских шротов на протяжении многих лет остается Турция, в последние годы на втором месте идет Беларусь.

По итогам уходящего сезона 2023-2024 года Россия занимает 3-е место как экспортер растительных масел на мировой рынок с долей 8%, уступая Индонезии и Малайзии — главным поставщикам пальмового масла.

У нас товар, у вас — купец

5 говорящих цифр

43,5 млрд долларов — объем экспорта сельскохозяйственной продукции из России по итогам прошлого года.

88% экспорта продукции АПК приходится на долю дружественных стран.

7,6 млрд долларов — объем экспорта сельхозпродукции в Китай. КНР является лидером по объему закупок.

5 млрд долларов — объем закупок российской сельскохозяйственной продукции Турцией.

3,3 млрд долларов — объем экспорта продукции российского АПК в  Казахстан.

У нас товар, у вас — купец

Что поставляет на экспорт российский АПК

Зерновые — 37,4% всего объема экспорта.

Масложировая продукция — 19,5% объема экспорта.

Рыба и морепродукты — 12,5% объема экспорта.

Мясная и молочная продукция — 4,2% объема экспорта.

Текст: Елена Бузун