Пора наверстывать упущенное. Российская империя, а позже СССР являлись признанными мировыми производителями высококачественной твердой пшеницы. Обладая уникальным сочетанием плодородной почвы и континентального климата, вплоть до 70-х годов прошлого века страна оставалась ведущим поставщиком твердой пшеницы на мировой рынок и самым крупным производителем зерна твердых сортов с площадью посева до 4 млн га и производством 4,5-5 млн тонн. Сегодня лидерство по производству и экспорту этой культуры принадлежит Канаде, получающей, как некогда СССР, порядка 5,5-6 млн тонн твердой пшеницы в год.
В России же развитие селекции высокопродуктивных сортов мягкой пшеницы, а затем, в 90-е, общий упадок экономики и особенно таких наукоемких отраслей, как селекция, привели к резкому сокращению производства твердых сортов. С возрождением АПК восстановления площадей под твердые сорта пшеницы не произошло. Дело в том, что показатели урожайности этих сортов несколько ниже, а технология выращивания сложнее. Притом что качественные твердые сорта пшеницы используются для изготовления макаронных изделий, популярность которых растет. Например, компания «Макфа», которая занимает третье место в мире по объему производства макаронных изделий, нуждается для загрузки своих мощностей в 230 тыс. тонн твердой пшеницы высокого качества в год.
Ситуация складывается парадоксальная: крупнейший зерновой экспортер не может обеспечить свои перерабатывающие мощности пшеницей твердых сортов. По оценкам Национального союза селекционеров и семеноводов (НССиС), площадь посевов твердой пшеницы сегодня должна составлять только с учетом внутреннего потребления, не говоря уже об экспортных перспективах, 3,8-4 млн га.
Все более насущной становится задача восстановления потенциала страны по производству и воспроизводству твердой пшеницы и изделий из нее.
Твердые требования к твердой пшенице. Помимо сокращения посевов, в производстве твердых сортов существует еще одна проблема, волнующая основных потребителей этой продукции, — макаронные предприятия. Так, генеральный директор макаронной фабрики «Алтан» (выпускает макароны под торговой маркой Granmulino) Валерий Покорняк отмечает, что твердая пшеница вырождается, ее качество падает, а желающих заняться селекцией немного, потому что процесс этот продолжителен (5-6 лет) и затратен.
«К очевидным недостаткам современных сортов относятся экстенсивный тип (высокостебельность, полегаемость), низкие показатели индекса желтизны, недостаточная прочность клейковины (индекс глютена), склонность к повреждению фузариозом колоса и накоплению микотоксинов. Отечественный ГОСТ (Р 52554-2006) «твердая пшеница» в списке параметров не содержит показателей качества клейковины на Glutograph и индекса цвета Минольта b. Качество производимого в нашей стране зерна твердой пшеницы не может быть высоким (и, соответственно, цена справедливой) в принципе без учета этих принятых в мире показателей. А селекционеры не имеют важнейших ориентиров, необходимых для формирования модели сорта», — считает Сергей Гончаров, директор по развитию компании «Агролига ЦСР».
Важный параметр качества зерна пшеницы твердых сортов — индекс глютена. Стандарты этого показателя в российской макаронной промышленности задает итальянская компания «Барилла», построившая в России свою фабрику и установившая европейские требования к поставщикам. Отечественные макаронные предприятия идут в ее фарватере, чтобы успешно выдерживать конкуренцию. А значит, для обеспечения нужд переработки нужны сорта, соответствующие требованиям.
«Сегодня в России зарегистрировано 28 озимых сортов твердой пшеницы, в том числе краснодарской и зерноградской селекции. Эти сорта обладают хорошей зимостойкостью, но зерно, которое они дают, порой не соответствует высоким международным стандартам, предъявляемым к сырью для производства макарон. То есть они могут иметь высокую урожайность, хорошую натуру, достаточную стекловидность и высокое содержание белка. Но есть ряд требований, которые не отражены в российских стандартах», — поясняет Сергей Грошев, к. с-х. н., руководитель секции «Твердая пшеница» Национального союза селекционеров и семеноводов.
Так, индекс глютена — новый критерий для большинства российских селекционеров. «Мы определяли индекс деформации клейковины, так называемый ИДК, который характеризует механические свойства клейковины: прочность, эластичность, сжатие. По ГОСТу 2006 года для зерна первого, второго и третьего класса показатель ИДК должен находиться в пределах от 20 до 100. Разброс большой, и все наши сорта в него укладываются. А к индексу глютена нужны другие подходы», — объясняет селекционер из Сибирского НИИСХ , д. с.-х. н. Михаил Евдокимов.
Уже пересматривает свою селекционную программу по пшенице Самарский НИИСХ. Да и другим селекционным центрам, которые по разным причинам еще не учли новые параметры перспективных сортов, тоже придется в ближайшее время двигаться в этом направлении.
Есть с чем работать. НССиС выступил инициатором изменений в отрасли селекции, семеноводства, производства, переработки и экспорта твердой пшеницы. Это подразумевает создание современных сортов на базе специализированной селекционной программы, оптимизацию селекционно-семеноводческого процесса для производства семян и товарного зерна для переработки, развитие рынка функциональных продуктов здорового питания из зерна твердой пшеницы, отвечающих мировым стандартам и свободных от микотоксинов.
Семеноводы и селекционеры уверены, что, с одной стороны, необходимо районировать зарубежные семена пшеницы твердых сортов. Успешный опыт в этом направлении есть: выращивание сорта итальянской селекции Рустикано на Южном Урале. С другой — стимулировать развитие собственной селекции на базе прошлого опыта страны и современных достижений зарубежных партнеров.
«У нас две исследовательские базы, одна из них в Италии — там все, что связано с высокими технологиями. Вторая — в Самаре. Это база полевых испытаний, где можно проверить, как сорта будут проявлять себя в российских условиях. Самарский институт изначально был заинтересован в совместном проекте и в 2019 году вошел в него как участник», — рассказывает Светлана Долаберидзе, к. с-х. н. с профессиональным опытом более 40 лет работы в АПК, соавтор вывода на российский рынок сорта твердой пшеницы Рустикано, генеральный директор компании «Агролига ЦСР».
«Агролига ЦСР» является оригинатором двух зарегистрированных сортов яровой твердой пшеницы — Таганрог и Бурбон, а в 2021 г. появилась новинка — Никола. Сорта созданы с использованием современных методов полногеномного поиска ассоциаций, маркер-опосредованной и геномной селекции.
Селекционеры уверены, что работу нужно продолжать: спрос на сырье для макарон и пасты в России и в мире будет расти. По оценке компании «Агролига ЦСР», рост потребности в сырье для производства макаронных изделий вырастет на 30% уже в 2023-2025 гг. Показателем обоснованности прогноза может служить тот факт, что ведущие перерабатывающие предприятия — «Макфа», «МакПром», «Барилла» — запустили инвестпроекты по расширению своих производственных мощностей.