Стратегический резерв

Стратегический резерв

Шаг за шагом отрасль АПК движется к решению кадрового вопроса

Есть темы, которые никогда не теряют актуальности. Одна из них — кадровая ситуация. Для АПК она особенно важна, потому что все здесь держится на людях. «Вестник АПК» разобрался в том, как сегодня обстоит ситуация с кадрами и что делается для ее улучшения. 

Оценить ситуацию. Осенью 2023 года в Минсельхозе России сообщали о нехватке кадров в сельском хозяйстве РФ — 200 тыс. человек. То, что АПК продолжает испытывать потребность в кадрах, подтверждают и в пресс-службе hh.ru. По ее данным, сельское хозяйство в России вошло в топ-10 профобластей с наиболее высоким дефицитом кадров за август. Спрос на специалистов, готовых работать в агропромышленном комплексе, без преувеличения растет из года в год. Например, с января по август 2024 года предприятия и компании АПК опубликовали на hh.ru более 200 тыс. вакансий. За этот же период прошлого года вакансий в отрасли было на 20 тыс. меньше, а еще годом ранее, в 2022-м — их было меньше на 48 тыс.

«Индекс конкуренции в профобласти «Сельское хозяйство» при норме от четырех до восьми на вакансию составляет в этом году 3,0, в августе 2023 года — 2,9, а в июле 2022-го — 3,5. Дефицит прослеживается уже давно, но особенно ярко — в 2023 и 2024 годах. Серьезнее всего в январе-августе этого года в России проявилась потребность в сервисных инженерах, инженерах-механиках, а также водителях и машинистах, выросло и число предложений о работе для агрономов и ветеринарных врачей, разнорабочих, как всегда очень много предложений для технологов и менеджеров по продажам. Почти все специалисты дефицитны или уровень конкуренции по ним близок к нижней границе нормы», — рассказала директор hh.ru Юг Олеся Лавренова.

Она отметила, что в топ-10 регионов по числу открытых вакансий в сельском хозяйстве за лето 2024 года в России вошли Москва, Краснодарский край, Воронежская, Московская, Белгородская, Курская, Ростовская и Тамбовская области, а также Ставропольский край и Липецкая область.

«Мы понимаем, что по уровню заработных плат предприятиям АПК сложно конкурировать с такими высокомаржинальными индустриями, как оборонно-промышленный комплекс, строительство, торговля и другими. В условиях существующей демографии последние оттягивают на себя специалистов, особенно среднего звена, и, скорее всего, в ближайшее время проблема дефицита кадров в АПК сохранит свою остроту», — отмечает ректор Санкт-Петербургского института управления и пищевых технологий Ольга Пономарева.

По мнению ректора Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина Оксаны Шумаковой, отраслевым предприятиям требуются молодые квалифицированные кадры и существующий спрос огромен, но, к сожалению, не все предприятия могут конкурировать с другими отраслями по уровню заработной платы, объему и качеству социальных гарантий, условиям организации производственных процессов.

«Речь сейчас не о мерах государственного регулирования: они есть и значительно повышают конкурентоспособность АПК, привлекательность сельских территорий для работы и проживания. Мы говорим о сельскохозяйственных предприятиях региона, которые, например, в настоящее время в большинстве своем слабо применяют современные цифровые технологии. Это осложняет процесс подготовки кадров с точки зрения усиления его практикоориентированности применительно не только к запросам, но и возможностям регионального аграрного бизнеса», — рассказывает она.

Как отмечает профессор Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского Андрей Ключников, кадровый дефицит в отрасли отчасти объясняется тем, что большинство аграрных профессий предполагает проживание в сельской местности, для которой характерен отток населения, прежде всего, молодых специалистов в города.

«Аграрные профессии не имеют высокого престижа, к тому же, между городом и селом существует значительный разрыв в качестве жизни. Это касается доступа к инфраструктуре, уровня доходов и их сезонной составляющей, возможностей трудоустройства и профессионального роста. Из-за невысокой оплаты труда на сельхозпредприятиях сельхозспециальности утратили в глазах молодежи какую-либо привлекательность. Кроме того, процветает индустрия развлечений, что влияет на изменение стиля жизни молодого поколения», — уверен он.

По мнению эксперта, сегодня в кадровом обеспечении аграрного сектора есть проблемы на федеральном и региональном уровнях. Они связаны в том числе с образовательной стороной вопроса.

«Это и дефицит специалистов с профильным образованием, и слабое закрепление молодых специалистов, и малоэффективная система подготовки, и недостаточное финансирование деятельности учебных заведений, и запоздалое обновление образовательных программ, и высокий средний возраст преподавателей. От этих проблем страдает мотивация молодежи к выбору АПК в качестве сферы деятельности, что и приводит к дефициту кадров. Для повышения интереса молодого поколения к АПК даже снижаются проходные баллы для поступления на обучение по ряду специальностей», — отмечает Андрей Ключников.

Стратегический резерв

Высшая ступень. При этом эксперты считают, что система образования уже сегодня успешно реагирует на вызовы современности. Один из таких шагов — анонсированная осенью прошлого года новая система полного цикла аграрного образования от школы до предприятия. В ее основе — участие бизнеса в формировании компетенций учащихся, подготовка преподавателей школ, целевое обучение студентов, привлечение к лекциям практиков, гарантированное трудоустройство выпускников и другие аспекты.

Многие из этих инструментов внедряются в работу высших учебных заведений уже сегодня. Например, с первых курсов студенты факультета пищевых технологий и биоинженерии МГУТУ им. К. Г. Разумовского вовлекаются в производственные процессы действующих предприятий отрасли. Студенты очной формы обучения профиля «Технология бродильных производств и виноделие» проходят практику на ведущих предприятиях отрасли: следят за качеством выпускаемой продукции в производственной лаборатории ООО «Абрау Дюрсо», трудятся в цехе розлива готовой продукции, в винном и коньячном цехах ОАО АПФ «Фанагория».

«Кроме того, ребята получают знания в рамках системы дополнительного профессионального образования на информационном онлайн-портале «Разум». В наполнении контента платформы участвуют не только преподаватели нашего университета, но и эксперты отрасли», — рассказал Андрей Ключников.

«Работа в таком ключе дает положительные результаты, — отмечает ректор Омского ГАУ. — Мы открыли 63 агрокласса в 17 районах региона. В 2024 году 86% выпускников агроклассов поступили в университет. Планируем увеличить эту цифру до 100%. Основные форматы работы со школьниками — это углубленная подготовка по отдельным предметам в рамках основной образовательной программы, элективные курсы сельскохозяйственной направленности, реализация проекта «Агроклассы», проведение регионального слета агроклассников, участие во всероссийских конкурсах «АгроНТРИ», «Иннагрика» и других. Особенность этой системы состоит в том, что она становится одним из самых действенных инструментов профессиональной ориентации школьников посредством их погружения в содержание аграрных профессий, демонстрации возможностей отрасли в целом, историй профессионального и личного успеха огромного количества людей, которые когда-то выбрали аграрные профессии и гордятся своим выбором».

По словам Оксаны Шумаковой, участие бизнеса в формировании компетенций учащихся, целевое обучение студентов, привлечение к лекциям практиков и другие элементы являются неотъемлемой и важной частью подготовки кадров в аграрном университете. В 2024 году 19% от общего числа поступивших в Омский ГАУ заключили договор о целевом обучении с отраслевыми предприятиями (к 2030 году эта цифра увеличится до 70%). Университет по всем направлениям подготовки обеспечил участие бизнеса в образовательном процессе: занятия, итоговая аттестация, защита отчетов по практике — все проходит с участием потенциальных работодателей.

«Омский ГАУ стал первым вузом в регионе, который принял участие в ФП «Профессионалитет». При этом создание образовательно-производственного кластера с ведущими предприятиями АПК региона в первую очередь предполагает выдачу бизнесом гарантий на трудоустройство выпускников вуза. Соответственно речь идет о новой модели адресной подготовки молодых специалистов в системе СПО. Хотелось бы отметить, что эта практика (создание кластеров) реализуется вузом и его партнерами и в системе высшего образования», — подчеркнула Оксана Шумакова.

Стратегический резерв

Воспитать профессионалов. Что касается «Профессионалитета», то этот федеральный проект успел зарекомендовать себя с положительной стороны. По решению президента РФ Владимира Путина он входит в число стратегических инициатив социально-экономического развития страны до 2030 года. Одно из преимуществ проекта — это подготовка специалистов по запросу конкретных работодателей. В соответствии с ним формируются образовательные программы, материально-техническая база профессиональных образовательных организаций и объем контрольных цифр приема. Именно благодаря такой кооперации учебных заведений и работодателей, удается внедрить отраслевое управление в образовательный процесс, что в конечном счете ведет к постепенному решению кадрового вопроса.

Федеральный проект успешно реализуется в целом ряде российских регионов. Один из примеров — Воронежская область. Здесь набор абитуриентов в рамках «Профессионалитета» по разным направлениям осуществляют 37 профессиональных образовательных организаций. На данный момент в ФП «Профессионалитет» активно принимают участие ведущие предприятия региона: более 60 партнеров-работодателей гарантируют трудоустройство выпускникам проекта и ждут студентов на практику и стажировку.

«С 2023 года в четырех кластерах проекта уже обучаются более 1600 студентов Воронежской области. За этот учебный год ребята на практике познакомились со своими будущими работодателями и новым оборудованием, на котором уже в ближайшем будущем им предстоит решать производственные задачи», — рассказали в пресс-службе правительства Воронежской области.

Из четырех созданных кластеров один работает в отрасли сельского хозяйства. Это образовательно-производственный кластер «Центр профессиональных компетенций в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции» на базе Павловского техникума. В 2024 году в Воронежской области открывается еще пять новых кластеров ФП «Профессионалитет». Базовая образовательная организация для образовательно-производственного центра (кластера) в отрасли сельского хозяйства — Бобровский аграрно-индустриальный колледж им. М. Ф. Тимашовой.

Еще один пример успешной реализации федерального проекта «Профессионалитет» — Кузбасс, который по итогам 2023 и 2024 годов занимает одну из лидирующих позиций среди субъектов РФ в СФО по количеству кластеров.

«Предприятия нашего региона активно взаимодействуют с учебными заведениями, поскольку вопрос подготовки кадров и привлечения молодежи к работе на предприятиях для них достаточно актуален. Основные направления для взаимодействия — это предоставление базы практик и стажировок для обучающихся и педагогических работников, участие в корректировке и разработке основных и дополнительных профессиональных образовательных программ, а также в государственной итоговой аттестации. Кроме того, активно развиваются такие направления взаимодействия, как трудоустройство выпускников по месту прохождения производственной и преддипломной практики, целевое обучение, выплаты стипендий для студентов за высокие результаты в обучении», — рассказала министр образования Кузбасса Софья Балакирева.

Стратегический резерв

Социальные партнеры учебных заведений Кузбасса проводят встречи со студентами, организуют экскурсии на предприятия, конкурсы профессионального мастерства, корпоративные конкурсы, конференции и прочие мероприятия.

В 2024-2025 учебном году подготовку специалистов по образовательным программам «Профессионалитета» будут осуществлять восемь образовательно-производственных центров (кластеров) и три образовательных кластера среднего профессионального образования по 36 специальностям/профессиям среднего профессионального образования. К обучению в 11 кластерах приступят 4580 студентов, из них 1765 человек будут охвачены договорами о целевом обучении.

Федеральный проект успешно реализуется и в Республике Марий Эл. Здесь с 1 сентября 2023 года функционирует образовательно-производственный центр (кластер) растениеводства и кормопроизводства «Агротехник» в отрасли «Сельское хозяйство» на базе Поволжского государственного технологического университета, где созданы шесть современных лабораторий-рабочих зон для обучения студентов сетевых колледжей и техникумов.

В рабочие программы включены дополнительные компетенции, которые расширяют возможности трудоустройства, повышают конкурентоспособность выпускников, дают им возможность самим создать КФХ и определять свою область деятельности. Уже в процессе обучения студенты трудоустраиваются и продолжают обучение по индивидуальному учебному плану, а по согласованию с работодателями есть возможность заключить договор о целевом обучении и получить меры социальной поддержки от работодателя. На сегодняшний день заключено 11 целевых договоров.

«На данный момент эффективность ФП «Профессионалитет» достаточно высокая. В Республике Марий Эл сформирован отраслевой подход в подготовке квалифицированных кадров для сельского хозяйства, что позволило образовательно-производственному центру (кластеру) растениеводства и кормопроизводства Республики Марий Эл разработать концепцию его перспективного развития. В числе результатов реализации федерального проекта — ремонт и брендирование пространства колледжа, тесное взаимодействие колледжей и техникумов, входящих в кластер, с предприятиями сельскохозяйственной отрасли, повышение педагогического и профессионального мастерства преподавателей, мастеров производственного обучения и представителей предприятий, внедрение наставничества, интенсификация и интеграция образовательной деятельности на основе совершенствования практической подготовки на современном оборудовании и другие», — рассказал директор Йошкар-Олинского аграрного колледжа Геннадий Богданов.

Помимо этого, благодаря реализации в республике ФП «Профессионалитет», были созданы агрогруппы (профориентационные группы) для ранней профилизации школьников и раннего профессионального самоопределения.

С 2023 года образовательно-производственный центр (кластер) был создан и в Нижегородской области: Нижегородский сельскохозяйственный кластер появился на базе Шахунского колледжа аграрной индустрии. На данный момент в рамках его работы удалось разработать образовательные программы «Профессионалитета» по целому ряду специальностей, заключить три трудовых договора с работниками организаций реального сектора для работы в качестве преподавателей или мастеров производственного обучения по совместительству, включить в состав партнерского совета кластера четырех представителей организаций реального сектора экономики. Кроме того, 31 педагогический работник повысил свою квалификацию по актуальным проблемам федерального проекта «Профессионалитет», а пять работников организаций реального сектора экономики — квалификацию по программам дополнительного профессионального образования. Также были оснащены новые лаборатории и мастерские. При их создании делалась ставка на цифровизацию, поэтому в лабораториях находятся электронные плакаты, тренажеры, цифровые имитаторы, эмуляторы оборудования. Это позволяет студентам осваивать навыки еще до выхода на производство будучи несовершеннолетними.

«Трудоустройство выпускников СПО в 2023 году по Нижегородской области составило 64,6%. Видится, что достижение процента трудоустройства, установленного как целевой ориентир ФП «Профессионалитет», возможно при широком внедрении механизма целевого обучения в СПО. Начиная с 2022 года, заключено 62 целевых договора со студентами и выпускниками Шахунского колледжа аграрной индустрии», — рассказала директор Шахунского колледжа аграрной индустрии Татьяна Ельчанинова.

Очень показателен опыт реализации ФП «Профессионалитет» в Красноярском крае. В 2023 году на базе Уярского сельскохозяйственного техникума был создан образовательно-производственный центр (кластер) «Цифровое земледелие и современные агропромышленные технологии».

«Выпуска у нас еще не было, но уже сейчас мы видим, во-первых, большой конкурс, во-вторых, интерес детей и родителей к нашей профориентационной работе, что, конечно, способствует росту популярности аграрных профессий, — рассказал директор Уярского сельскохозяйственного техникума Артур Аветисян. — Очень важно то, что мы работаем со студентом не только на этапе обучения, но и сопровождаем его в момент трудоустройства и повышения квалификации, и это очень важно, сейчас мы стараемся развивать этот трек».

В рамках ФП «Профессионалитет» на базе кластера созданы девять рабочих зон. Все лаборатории оборудованы современным оборудованием, которое приобреталось с учетом изучения кадровой потребности и инвестиционных проектов, реализуемых в регионе. Зоны посвящены цифровому земледелию, полному циклу производства продукции растениеводства, переработке мяса и другим направлениям.

«Мы стремимся максимально вовлечь ребенка в экономику и подготовить к будущей работе. Для этого порядка 72% реализуемых нами программ — практикоориентированные. Благодаря этому уже на третьем курсе студент может быть полноценным участником производственного процесса. Работающих студентов мы переводим на индивидуальную образовательную программу при условии, что он официально трудоустраивается на предприятие-партнера и работодатель вместе с ним прорабатывает его образовательную траекторию», — рассказал Артур Аветисян.

Стратегический резерв

Использовать все инструменты. Тенденции, ставшие основным посылом ФП «Профессионалитет», подхватывают и учебные заведения, которые пока не участвуют в его реализации. Например, в Лабинском аграрном техникуме отмечают, что в его работе в последнее время особенно набирает обороты взаимодействие средних специальных учебных заведений с потенциальными работодателями. С одной стороны, руководители крупнейших организаций района являются членами наблюдательного совета техникума, председателями и членами комиссии при проведении ГИА и квалификационных экзаменов. С другой — представители бизнеса участвуют в разработке образовательных программ и мероприятиях по профориентации, предоставляют места для практики обучающихся и стажировки для преподавателей и мастеров производственного обучения.

Здесь активно реализуется курс на обновление материально-технической базы, создание и модернизацию мастерских.

«К этому мы всегда подходим основательно: изучаем в первую очередь оборудование, которое используют передовые предприятия данной отрасли, и закладываем то, что будет востребовано на предприятиях в ближайшем будущем. Например, у нас есть опыт создания в 2012 году ресурсного центра по животноводству, его оборудование не потеряло актуальности и спустя 12 лет. Другой пример: в 2018 году при модернизации комплекса мастерских и лабораторий сельскохозяйственной направленности мы заложили оборудование, которое будет востребовано на производстве еще ближайшие лет 20 — это квадрокоптеры сельскохозяйственного назначения, которых тогда в регионе было не больше пяти. Техникум не остановился на этом и в 2022-2023 годах создал лабораторию «Моделирование и эксплуатация БЛА», в которую вошел учебно-производственный комплекс сельскохозяйственного назначения по эксплуатации и обслуживанию беспилотных летательных аппаратов. Мы также обновили в лаборатории принтеры для 3D-печати», — рассказал директор Лабинского аграрного техникума Николай Гречанный.

Еще один тренд, который успел перенял Лабинский аграрный техникум, — проведение активной профориентационной работы. В рамках проектов по профориентации учебные заведения СПО совместно со школами за счет сетевого взаимодействия создают специализированные агроклассы, где обучение школьников осуществляется с прицелом на дальнейшее поступление на сельскохозяйственные специальности. С сентября Лабинский техникум приступает к реализации инновационного проекта «Мир инженерных профессий. Организация сквозного потока по профессиональной ориентации «Детский сад — школа — СПО — вуз — предприятие», где будет уделено огромное внимание техническим специальностям и профессиям, вовлеченным в отрасль АПК.

Дополнительный шанс. Эксперты отмечают, что еще одним подходом к решению кадровых проблем в сфере АПК является обучение специалистов предприятия под свои потребности и интенсивное развитие потенциала уже работающих сотрудников.

«Здесь существенную помощь оказывают образовательные учреждения системы дополнительного профессионального образования (ДПО), каким является и наш институт, который реализует программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Сегодня быстро меняются технологии, постоянно совершенствуется нормативная база, принимаются новые стандарты, и, чтобы оставаться конкурентоспособным сотрудником, претендовать на более высокую должность, двигаться по карьерной лестнице, нужно быть в курсе этих изменений и постоянно совершенствовать свои знания», — отмечает Ольга Пономарева.

Повышение квалификации позволяет специалисту получить новые компетенции и повысить свой профессиональный уровень в рамках имеющейся квалификации, а диплом о профпереподготовке дает право заниматься новым видом профессиональной деятельности. «Переподготовку можно рассматривать как сокращенную версию второго высшего или второго среднего профессионального образования, — резюмировала ректор СПИУПТ. — Но главное, дополнительное образование — это сегодня еще один шаг на пути к успешному решению кадровых сложностей в АПК». 

Стратегический резерв

Медианные заработной платы агрономов в РФ за последний квартал 2024 года*

Воронежская область — 78 900 ₽

Курская область — 100 000 ₽

Красноярский край — 47 500 ₽

Республика Башкортостан — 80 000 ₽

Липецкая область — 80 000 ₽

Московская область — 87 500 ₽

Калужская область — 90 000 ₽

Краснодарский край — 66 800 ₽

Свердловская область — 60 000 ₽

Нижегородская область — 80 000 ₽

Тамбовская область — 80 000 ₽

Новосибирская область — 80 000 ₽

Омская область — 84 000 ₽

Москва — 98 600 ₽

Тюменская область — 80 000 ₽

Волгоградская область — 60 000 ₽

Белгородская область — 85 000 ₽

Ставропольский край — 60 000 ₽

Самарская область — 70 000 ₽

Санкт-Петербург — 78 500 ₽

Алтайский край — 80 000 ₽

Брянская область — 95 000 ₽

Тульская область — 92 500 ₽

Орловская область — 100 000 ₽

Рязанская область — 100 000 ₽

Ростовская область — 77 500 ₽

*Сформированы, исходя из уровня ЗП, указываемых работодателями в вакансиях на hh.ru

Источник: данные пресс-службы hh.ru

Стратегический резерв

Медианные заработной платы ветврачей в РФ за последний квартал 2024 года*

Саратовская область — 66 000 ₽

Кемеровская область — 43 900 ₽

Ставропольский край — 60 000 ₽

Волгоградская область — 54 000 ₽

Оренбургская область — 45 000 ₽

Челябинская область — 55 000 ₽

Белгородская область — 67 900 ₽

Удмуртская Республика — 50 000 ₽

Ленинградская область — 56 500 ₽

Санкт-Петербург — 70 800 ₽

Республика Татарстан — 68 000 ₽

Калининградская область — 58 000 ₽

Калужская область — 80 000 ₽

Московская область — 79 800 ₽

Алтайский край — 55 000 ₽

Липецкая область — 70 000 ₽

Воронежская область — 75 100 ₽

Пермский край — 50 300 ₽

Самарская область — 60 000 ₽

Приморский край — 100 000 ₽

Брянская область — 70 000 ₽

Тульская область — 64 500 ₽

Тверская область — 80 000 ₽

Тюменская область — 60 000 ₽

Москва — 87 900 ₽

Курская область — 64 800 ₽

Омская область — 80 000 ₽

Красноярский край — 44 000 ₽

Новосибирская область — 68 800 ₽

Республика Башкортостан — 59 000 ₽

Свердловская область — 53 000 ₽

Пензенская область — 70 000 ₽

Нижегородская область — 66 000 ₽

Владимирская область — 58 000 ₽

Тамбовская область — 79 000 ₽

Томская область — 45 000 ₽

Кировская область — 56 000 ₽

Краснодарский край — 58 300 ₽

Ярославская область — 75 000 ₽

Рязанская область — 70 700 ₽

Ростовская область — 57 500 ₽

*Сформированы, исходя из уровня ЗП, указываемых работодателями в вакансиях на hh.ru

Источник: данные пресс-службы hh.ru