Сегодня общество находится в условиях стремительной урбанизации, но сельское хозяйство остается одной из важнейших отраслей экономики. При этом пристального внимания требует кадровая составляющая аграрного кластера — в ее основу должны быть положены компетенции, соответствующие требованиям динамично меняющегося производства.
Все профессии нужны, все профессии важны. Летом нынешнего года сервис онлайн-рекрутинга hh.ru представил анализ рынка труда в сельском хозяйстве, согласно которому топ-5 самых востребованных профессий (свыше 1 тыс. вакансий по каждой) возглавили главный агроном, зоотехник, работник сельхозпроизводства, работник пищевой промышленности, специалист по контролю качества. Общий массив предлагаемых зарплат в АПК начинается от 40 тыс. рублей и достигает 350 тыс. рублей. При этом самые высокие зарплаты в отрасли предлагают управленцам — директорам агрокомплексов, главным технологам, инженерам, химикам, агрономам, а также в сфере продаж — территориальным представителям по реализации сельхозпродукции.
Кроме того, согласно исследованию hh.ru, летом 2022 года наблюдалось увеличение числа вакансий: за период с 1 июня по 11 августа на портале было опубликовано почти 22 тыс. вакансий от компаний агросектора, что на 30% выше аналогичного показателя прошлого года. Специалисты объясняют это тем, что активные темпы развития агропромышленного комплекса России, особенно в последние годы, диктуют работодателям необходимость привлечения кадров в эту отрасль.
Однако предложения соискателей не покрывают спрос работодателей: согласно исследованию, конкуренция за рабочее место очень низкая — три резюме на вакансию.
И если дефицит квалифицированных кадров — ахиллесова пята многих отраслей экономики, то в случае с АПК проблема носит более глубокий характер и имеет как минимум две взаимосвязанные составляющие. Во-первых, большинство аграрных профессий предполагает проживание в сельской местности, а для нее характерен отток молодежи. Специалисты связывают это с низким престижем аграрных профессий, а также с большим разрывом в качестве жизни между городом и селом (доступ к инфраструктуре, уровень доходов, потенциал карьерного и профессионального роста). Из нежелания молодых специалистов работать в сельских территориях вытекает «старение» кадров в отрасли. Так, согласно данным Росстата, в 2016 году среди руководителей и специалистов сельхозорганизаций 12,4% — пенсионного возраста, и эта доля постоянно растет.
Миссия утолить кадровый голод на селе путем подготовки квалифицированных специалистов возлагается на плечи профильных вузов и учреждений СПО. Система высшего аграрного образования включает 54 вуза в 58 субъектах России, а также 253 техникума и колледжа, расположенных в 73 субъектах страны. Численность обучающихся составляет свыше 350 тыс. человек, а в год выпускается более 35 тыс. специалистов.
Аналитики подчеркивают, что подготовку кадров для АПК и образовательную инфраструктуру за счет бюджетных средств сегодня активно поддерживает государство. Однако в отрасли, как отмечает главный аналитик Группы «Черкизово» Руслан Хазифов, накопились системные вопросы к качеству подготовки кадров, которые требуют осмысления и динамичных изменений. Перед вузами и ссузами стоит глобальная задача по формированию современного образа сельхозотрасли. Не менее важным элементом видится и потребность в актуализации образовательных программ, так как сегодня на селе востребованы специалисты, помимо базовых знаний, владеющие сквозными компетенциями.
Я б в аграрии пошел — пусть меня научат! Большую и целенаправленную работу по трансформации аграрного образования ведет Минсельхоз РФ. В прошлом году на всероссийском совещании с ректорами подведомственных министерству вузов министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев подчеркнул, что необходимо постоянно создавать на рынке образовательных услуг конкурентные преимущества профильных вузов. «Это в первую очередь соответствие образовательных программ запросам времени, грамотно выстроенная производственная практика, необходимый уровень материально-технического оснащения, внедрение современных технологий и, конечно, высокий уровень научной базы и профессионализм преподавательского состава», — заявил глава ведомства.
Как рассказал замминистра Андрей Разин на панельной сессии «Аграрный университет 2030: новые вызовы как новые возможности» в рамках ПМЭФ-2022, одним из инструментов, направленных на масштабную инновационную трансформацию системы образования, является программа стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Программа преследует амбициозную цель формирования в России более ста прогрессивных современных университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. В первый поток реализации программы попали четыре аграрных вуза — РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, Кубанский ГАУ, Ставропольский ГАУ и Саратовский ГАУ. Тимирязевская академия участвует самостоятельно и будет вести работу в рамках собственного образовательного кластера и научного центра мирового уровня, а Кубанский, Ставропольский и Саратовский университеты возглавили три консорциума, в которые в общей сложности вошли 12 вузов.
В условиях санкционного давления работа по трансформации российского аграрного образования не только не прекращается, но и приобретает немаловажное значение для экономики страны. Известно, что подведомственные Минсельхозу вузы корректируют свою проектную деятельность для решения задач, связанных с развитием генетических и селекционных технологий. От этого напрямую зависит уровень продовольственной безопасности страны, поскольку такие технологии имеют огромное значение при реализации стратегических задач по импортозамещению.
И нужно сказать, что первые результаты этой масштабной работы уже есть: в Тимирязевской академии получены первые в мире линии белокочанной капусты с высокой устойчивостью к возбудителям сосудистого бактериоза. При этом стоимость семян гибридов тимирязевской селекции в 3-5 раз ниже зарубежных аналогов.
В повышении качества профильного образования заинтересован и современный агробизнес. Специалисты подчеркивают, что чем больше у аграрных вузов серьезных бизнес-партнеров, тем эффективнее процесс обучения, поскольку подобное сотрудничество дает студентам возможность получить практические навыки и реальные предложения по трудоустройству.
Ярким кейсом для иллюстрации такого взаимодействия может послужить, например, опыт компании «ФосАгро», которая с 2022 года открыла уже шесть научно-практических образовательных центров в российских аграрных вузах, где проводится цикл онлайн-лекций для студентов.
Но если маховик трансформации аграрного образования запущен и даже демонстрирует неплохие результаты, закрепление молодых специалистов на селе остается важной и пока не до конца решенной задачей. Разрабатываемые и принимаемые на федеральном и региональном уровнях меры по повышению качества и уровня жизни сельской молодежи, по оценкам специалистов, дают лишь временный эффект. Учитывая общие демографические проблемы страны, даже с такой мощной поддержкой село проигрывает городу конкуренцию за молодежь. Поэтому, чтобы у молодых квалифицированных кадров появился стимул трудиться на земле, наравне с метаморфозами в аграрном образовании должны происходить метаморфозы в повышении общего качества жизни на селе.