Зерно офлайн
Рекордные урожаи последних лет на юге России, с одной стороны, радуют бодрыми отчетами региональных властей, с другой, приводят в уныние из-за бедственного положения со складской логистикой. Выращенная на щедрой земле продукция может не дожить не только до весны, но даже до прилавка осенью из-за отсутствия в нужном количестве холодильников, элеваторов и фруктохранилищ. К примеру, по данным Росстата за 2015 год, в России работают до 600 элеваторов, из них около 150 — в ЮФО и СКФО. Совокупный объем хранения — порядка 118-120 млн тонн. Однако около 60% из этой массы приходится на долю элеваторов, которые строились уже почти полвека назад, а износ их основных фондов составляет под 70-80%. При этом лишь объекты, рассчитанные на 38-40 млн тонн, могут обеспечивать длительное и надежное хранение продукции.
По данным руководителя отдела зерновой логистики Buhler (компания специализируется на технологиях переработки зерна) Дмитрия Корнева, в период
2000-2010 годов ежегодно строились емкости общей вместимостью 350-400 тыс. тонн единовременного хранения, в 2010-2014 годах этот показатель достиг 700-800 ты.ч тонн. При этом ежегодно из оборота выбывали устаревшие склады примерно на 100-150 тыс. тонн. По словам заместителя директора департамента стратегического маркетинга компании «Русагротранс» Игоря Павенского, в основном сейчас в стране действуют бетонные элеваторы, построенные в советский период. Они слишком большие — на 100-250 тыс. тонн — и загружены в лучшем случае на 50%, особенно в регионах, ориентированных на экспорт: в Ставрополье, Краснодарском крае, Ростове-на-Дону. В то же время как раз на юге России катастрофическая нехватка именно портовых элеваторов, которые позволяли бы не только хранить, но и переваливать зерно сразу на борт судна. Ныне действующие уже не справляются с возросшей нагрузкой и нуждаются в срочной модернизации.
Кое-что уже сделано. В первую очередь это касается основных зерновых ворот России — порта Новороссийск. Там в 2018 году планируется модернизировать сразу два ключевых перевалочных пункта — Новороссийский зерновой терминал (входит в группу НМТП) и элеватор ПАО «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» (НКХП, принадлежит государственной «Объединенной зерновой компании» и группе «Сумма» Зиявудина Магомедова).
В первый из них собственник до середины 2018 года вложит порядка 5 млрд рублей, что позволит нарастить мощности с нынешних 4,5 до 7 млн тонн в год. Второй инвестирует 6 млрд рублей в масштабную модернизацию НКХП и наращивание объемов перевалки с 3,5 до 6 млн тонн в год. В Ростовской области в этом году компания «Луис Дрейфус» запустила новый зерновой терминал мощностью перевалки 1 млн тонн (инвестиции — 2 млрд рублей).
Руководство ООО «Бунге СНГ» (филиал американской агропромышленной компании Bunge Limited) намерено перевести свои зерновые экспортные потоки с глубоководных портов Черного моря на мелководные речные — порт Ростова-на-Дону. Об этом сообщил генеральный директор ООО «Бунге СНГ» Алексей Механик, назвавший причиной этого желание оптимизировать свой зерновой бизнес. По его словам, региональные офисы компании в Ставрополе, Новороссийске, Саратове и Ейске, которые обрабатывали зерно для отгрузки через глубоководные терминалы на Черном море, будут закрыты. В мае 2017 года крупнейшие экспортеры, включая Bunge, подписали хартию, обязывающую их приобретать зерно непосредственно у производителей или комиссионеров и не пользоваться услугами посредников, которые зачастую уходили от уплаты НДС. Инициатором этого новшества стали крупнейшие экспортеры, в числе которых владелец ростовской компании «Астон» Вадим Викулов. Эксперты считают, что это вызовет полную перестройку зернового рынка, которая может занять не один месяц, поэтому Bunge планирует оптимизировать издержки на это время. По мнению генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, не исключено, что решение Bunge связано с ужесточающейся конкуренцией на местном зерновом рынке. Директор аналитической компании «СовЭкон» Андрей Сизов считает решение Bunge сосредоточиться на «малой воде» в России странным: «Крупнейшие операторы стараются торговать и через глубоководные порты, GASC, к примеру принимает зерно только так».
Малая вода может стать не выходом, а своеобразной ловушкой для зерновиков, так как в старых портах, стиснутых городскими кварталами, сложнее развивать подъездные пути. Да и модернизация самих перевалочных пунктов того же Bunge в свете их планов перевода всех потоков в Ростов потребует значительных сумм. По мнению аналитиков ИКАР, модернизация элеваторных мощностей потребует не менее 300 евро с тонны и длительной окупаемости вложений.
Фруктовые ветви власти
Особо востребованы логистические мощности в русле политики импортозамещения в садоводстве. Наиболее это заметно на примере Краснодарского края — своеобразного «сада юга России». Сегодня в регионе производится 40% всех отечественных фруктов, но в крае надеются увеличить этот показатель до 60%. Власти региона должны быть крайне заинтересованы в развитии садоводства, ибо с 1 га садов в качестве отчислений в различные бюджеты идет до 28 тыс. рублей. Садоводы же со своей стороны ждут ответных шагов от государства в качестве отраслевых субсидий. «Сегодня в Россию завозится порядка 1,6 млн тонн фруктов, это тот потенциал роста рынка, на который мы можем рассчитывать в Краснодарском крае. Для этого в текущем году 371 млн рублей выделен из федерального бюджета и 101 млн — из краевого бюджета в качестве господдержки отрасли, — сообщил руководитель управления растениеводства министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края Андрей Журавель. — Они будут направлены на модернизацию, содержание питомников, установку противоградовых сеток, закупку техники, селекционные мероприятия, закладку садов интенсивного типа и т. д. Отдельной строкой в бюджете прописаны субсидии на строительство фруктохранилищ».
Последняя тема особенно актуальна для садоводов. В настоящее время в крае действуют фруктохранилища общей емкостью 140 тыс. тонн. В ближайшие 5 лет будут построены дополнительные мощности еще на 100 тыс. тонн. В то же время в 2016 году было произведено 338 тыс. тонн фруктов на Кубани, а по замыслу руководства регионального минсельхоза, при надлежащем уровне господдержки в ближайшие годы уровень урожайности можно довести до 500 тыс. тонн. То есть если торговля в разы не увеличит продажи кубанских фруктов, то собственная логистика способна будет «приютить» лишь половину будущего урожая. «В прошлом году на Кубани было выращено рекордное количество яблок. С такой емкостью хранения мы вынуждены были около 200 тыс. тонн продать «из сада», что сразу сказывалось на снижении их цены. В итоге производители недополучили изрядную долю дохода, — считает Виктор Курпитко, председатель совета Союза «Садоводы Кубани».
Есть и чисто материальная сторона проблемы. Стоимость строительства 1 тонны холодильных мощностей доходит до 5 млн рублей. Если на Кубани планируется увеличить емкости еще на 200 тыс. тонн хранения, то общая сумма затрат достигнет астрономической суммы в 1 трлн рублей. Какому бюджету сегодня под силу нести такие затраты даже с учетом 20% субсидий со стороны государства на строительство? К примеру, до недавнего времени Польша — один из главных поставщиков яблок в Россию — строила свои хранилища за счет бюджетов государства и ЕС, что и позволяло ей демпинговать на рынке.
К тому же для строительства хранилищ необходимы дорогостоящие энергоресурсы. «В генерирующей компании нам сказали, что для получения квоты на 600 кВт электроэнергии для хранилища в Тимашевске необходимо заплатить 53 млн рублей. Но я же садовод, я лучше посажу 50 га сада, зачем мне быть инвестором для энергетиков?» — сокрушается Виктор Курпитко. С другой стороны, даже сохранить урожай скоропортящихся фруктов не так просто. Многие производители после обработки плодов в садах для их длительного хранения используют уже другие препараты для предотвращения гнилей. «Наши новые регистрации средств защиты растений — это высокоэффективные и безопасные, при соблюдении регламентов, продукты для сельхозпроизводителя и окружающей среды. К примеру, фунгицид ГЕОКС для плодового сада. Этот препарат сегодня единственный в своем сегменте: фунгицид с коротким периодом ожидания для контроля всех грибных болезней хранения, который не проникает в мякоть плода и, соответственно, останавливает инфекцию на первых подступах. Достаточно одной обработки перед уборкой, и фрукты смогут храниться не менее 6-7 месяцев», — рассказал Павел Кондратьев, менеджер по маркетинговым кампаниям по садам и виноградникам ООО «Сингента». Впрочем, в конце августа в Абинском районе открылось новое фруктоплодо-хранилище мощностью около 7 тыс. тонн компании «Алма Продакшн». В компании уточнили, что в хранилище налажена сортировочная линия калибровки яблок и две упаковочные линии производительностью 10-12 тонн в час каждая. Общий объем инвестиций в проект составил 1 млрд рублей.
Перспективная логистика
Правительство России в декабре 2014 года утвердило новую версию Государственной программы развития сельского хозяйства до 2020 года, в рамках которой увеличена поддержка аграрного сектора. Среди приоритетов — выстраивание эффективной инфраструктуры АПК. Строительству новых объектов транспортно-логистической сети впервые посвящена отдельная подпрограмма. Увеличение объемов производства сельхозпродукции и совершенствование системы ее переработки, а также расширение сети торговопроводящих путей становятся взаимосвязанными задачами дальнейшего развития сельскохозяйственной отрасли страны. Как рассказали «Вестнику» в Россельхозбанке, в рамках этой программы при поддержке РСХБ в Кабардино-Балкарии реализован первый этап инвестиционного проекта «Строительство и оборудование высокотехнологичного фруктового хранилища единовременной вместимостью 5 тыс. тонн». Запланировано строительство третьей очереди тепличного комплекса ООО «Овощи Ставрополья». Региональные власти ожидают увеличения финансирования АПК на 15%. Дополнительные средства будут направлены на поддержку производства плодоовощной продукции, включая овощи закрытого грунта, развитие молочного и мясного животноводства, формирование логистической инфраструктуры и поддержку сельхозпроизводителей по закупке техники отечественного производства. Для этого в регионе намерены построить крупнейший трансрегиональный логистический кластер на Юге России суммарной мощностью до 10 млн тонн.
Одним из крупнейших на Юге России логистических проектов в сфере АПК является строительство в Новороссийске производственно-логистического комплекса по приемке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции компании «Аквамарин» (один из крупнейших импортеров и дистрибуторов алкоголя) с суммой инвестиций в 6,205 млрд рублей. Объем единовременного хранения комплекса — 1,214 млн тонн, площадь — 40 тыс. кв. метров. Срок окупаемости проекта определяется инвестором в 5,3 года. По информации Анны Варавва из Кубанского государственного аграрного университета, в Краснодаре успешно запущен пилотный логистический центр «Дары Кубани». В нем установлена линия предпродажной подготовки продукции, включающая ее калибровку, чистку, мойку, фасовку и упаковку. Овощной элеватор с тремя холодильными камерами открылся в Копанском сельском поселении Ейского района. Овощехранилище создано на базе сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива «Ейский агросоюз». Это уже второй подобный овощной элеватор, который начал работать на Кубани в 2016 году. В ближайшее время в крае должно появиться семь крупных логистических и распределительных центров. В Ростовской области реализуют собственный амбициозный проект. В конце текущего года в Аксайском районе компания «РосАгроМаркет» планирует начать строительство Ростовского опто-во-распределительного центра, который также позиционируется как крупнейший в макрорегионе. Площадь его первой очереди составит 100 тыс. кв. метров, а после ввода второй очереди — около 300 тыс. кв. метров с совокупной мощностью единовременного хранения более 180 тыс. тонн овощей и фруктов. Общий объем инвестиций в проект составляет около 20 млрд рублей. Ожидается, что Южный ОРЦ «РосАгроМаркет» сможет обслуживать не только Донской регион, но и Волгоградскую область, Ставропольский и Краснодарский края, республики Северного Кавказа. Заявленные проекты хорошо выглядят на бумаге, но пока не понятны источники их финансирования и масштабы производительности в регионе. Не исключено, что, как и элеваторы, они будут заполнены лишь наполовину.