Сложная ситуация с недостаточной обеспеченностью российского АПК семенами отечественной селекции и отечественного же производства начала складываться не вчера. Еще в феврале текущего года Алексей Майоров, глава комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, говорил о том, что ситуация с обеспеченностью отечественными семенами по некоторым культурам далека от целевых уровней, прописанных в Доктрине продбезопасности РФ. Отмечалось, что отечественных семян рапса используется порядка 50%, а семян кукурузы — лишь 45%, при этом по картофелю и свекле уровни самообеспечения еще более низкие.
О том, что ситуация непростая, говорит и руководство страны. Президент РФ Владимир Путин в июне текущего года на встрече с молодыми предпринимателями отмечал: «У нас сейчас отечественных семян где-то примерно две трети используется. Нам в ближайшие пару-тройку лет нужно выйти минимум на 75%. Двигаться надо аккуратно, понимать, точно знать наши возможности и, зная их, двигаться поэтапно. Мы, безусловно, будем это делать».
И шаги, направленные на исправление ситуации с зависимостью от семян зарубежной селекции, предпринимаются. В июне Роман Некрасов, директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза РФ, в ходе научно-практической конференции для аграриев, проходившей на Алтае, сообщил, что на тот момент в 2022 году были поданы заявки на поддержку проектов по созданию восьми селекционно-семеноводческих центров. Кроме того, как рассказал Роман Некрасов, улучшились и условия господдержки. Так, теперь аграрии смогут компенсировать 50% капитальных затрат на строительство подобных центров для проектов, которые стартовали в текущем и будут завершены в 2023 году. Также снято «ограничение по мощности» в 20 тыс. тонн продукции, благодаря чему поддержку теперь смогут получить и более крупные проекты.
Надо сказать, система поддержки семеноводства на самом деле существует, и она даже достаточно эффективна. Но аграрии отмечают и ее недостатки. «Поддержка семеноводства со стороны государства вполне ощутима, — говорит Михаил Аглотков, главный селекционер семеноводческого предприятия «Сатива» (Белгородская область). — Есть субсидирование, возмещение затрат на оборудование. Однако тут надо принимать во внимание, что компенсация затрат проводится постфактум, то есть предприятию сначала необходимо найти деньги. И тут у семеноводческих хозяйств есть своя специфика, которая затрудняет привлечение финансирования. Банк охотно даст 80 млн рублей на покупку сельхозтехники — она ликвидна. А 60 млн на строительство семенной линии даст не так охотно, потому что это стационарный объект и в случае проблем банку продать его будет практически невозможно, так как он расположен на земле, которая в чьей-то собственности. Тем не менее нельзя сказать, что с господдержкой у семеноводов плохо. А вот у селекционеров ее практически нет. Той грантовой поддержки, что есть, явно недостаточно. Складывается парадоксальная ситуация — сконцентрировавшись на поддержке семеноводства, государство ущемляет поддержку селекции».
Что на полях? Между тем в ходе нынешней посевной какой-то значительной паники по поводу недостатка посевного материала не наблюдалось — аграрии вели сев достаточно планомерно (если не считать очень непросто складывающейся ситуации с погодой в ряде регионов).
«Я думаю, этот год мы «проскочим», и на следующий тоже каких-то огромных проблем не возникнет, — говорит Михаил Аглотков. — Если говорить о подсолнечнике и кукурузе — пока еще есть определенные запасы материнских линий, есть люди, которые этим вопросом занимаются, и в ближайшее время дефицита семенного материала мы не ожидаем.
А вот по свекле все не так хорошо. Совсем недавно партнеры из Сербии просили меня помочь им с поиском хозяйства, которое смогло бы заниматься репродукцией свеклы. И я такого хозяйства найти в Центральном черноземье не смог. У хозяйств для этого нет оборудования, техники. Возможно, кто-то из дружественных стран решит развернуть здесь семеноводство, но для этого необходимы инвестиции, причем как в оборудование, так и в обучение людей».
К тому же, по словам эксперта, спрос на семенной материал сейчас, по крайней мере в Центральном черноземье, рекордов не бьет. Осенняя посевная идет с трудом из-за дождливой погоды, и многие поля хозяйства просто не успевают убрать.
«В этом году спрос на посевные материалы возник очень рано. Агропредприятия пытаются купить либо остатки импорта, либо те семена, что были выращены из импортных родительских линий уже в текущем году, — продолжает Михаил Аглотков. — Сейчас все стремятся забронировать для себя поставки семян, так как это во многом основа планирования: от семян зависит, какой у тебя будет севооборот, какие посевные площади, какую агрохимию надо будет приобрести и т.д. Радует, что проблем с доступностью семян не наблюдается. Однако пока сложно сказать, что будет в будущем. Так, в штате Corteva Agriscience (бренд Pioneer) остались лишь производственники, чья задача довести заложенные весной участки гибридизации, завершить ранее начатый цикл производства перед уходом с рынка».
Говоря о более отдаленных перспективах, эксперт отмечает, что есть возможности для развития в дефицитных с точки зрения достаточности семенного материала сегментах (например, по свекле) с участием производителей из стран, которые не вводили санкций против РФ. Однако некоторая задержка с наличием товарных семян все-таки возможна.
«Возможно, какие-то производители (из той же Сербии, например) пойдут по пути открытия локальных филиалов в России. Это может быть интересно для многих игроков, ведь рынок будет, считай, гарантированным, особенно в случае со свеклой. Однако стоит принимать во внимание, что у той же свеклы цикл семеноводства — два года. И даже если кто-то за эту зиму организует поставки семян (а первичное выращивание маточников можно организовать и на той технике, что уже имеется в хозяйствах), семена будут только в 2024 году, под урожай 2025-го».
«Сейчас есть сложности с логистикой, поставками средств защиты растений, семян кукурузы, подсолнечника, сои, рапса, — говорит Николай Грушко, генеральный директор группы компаний «Агротек». — Именно поэтому аграрии так опасаются их дефицита. Возникают проблемы и с получением качественной техники и ее обслуживанием».
Компании АПК прилагают усилия, чтобы нивелировать проблемы с поставками важных ресурсов. «Запланированные объемы средств защиты растений и семян завозились заблаговременно к началу нового сезона, — рассказал он. — Но не скрою, приходится сталкиваться с изменениями курсов валют и серьезным ростом цен на ресурсы, поэтому нужно предлагать компаниям АПК достойные аналоги. Они помогли вовремя выйти в поля в этом году, провести посевную и начать обработки. Но в дальнейшем не стоит тешить себя иллюзиями. Все должны понимать, что проблемы с логистикой и производством средств защиты растений и семян будут продолжаться».
Альтернативой семенам подсолнечника и кукурузы может стать соя, которая подходит для выращивания в различных климатических условиях и ориентирована на специфику разных видов почвы, считает эксперт. Перспектива использования данных семян большая.
«Однако для оперативного внедрения такого предложения нужно активнее работать в части импортозамещения, заниматься проектами, направленными на локализацию производства семян внутри страны. Важно заниматься селекцией семян, мотивировать компании и специалистов, которые способны применить свои компетенции на практике, — уверен Николай Грушко. — При этом государство играет важную роль в этом процессе. Сейчас, в том числе на правительственном уровне, возобновляют, усиливают и внедряют новые программы по импортозамещению. Разрабатывают меры поддержки — например, по субсидированию капитальных расходов на строительство семенных заводов, по возмещению капитальных расходов на создание и реконструкцию систем орошения для более качественного и прогнозируемого производства тех же семян. Все это уже активно делается».
Реальные проекты. Они на самом деле уже реализуются. Причем при весомой поддержке со стороны государства. «В начале лета этого года на Петербургском международном экономическом форуме было заключено соглашение о строительстве полнофункционального предприятия по селекции, семеноводству и производству семенного материала в Липецкой области, — говорит Николай Грушко. — Размер инвестиций — 1,5 млрд рублей. Реализацией проекта будет заниматься ГК «Агротек». Старт проекту уже дан. Мы отталкиваемся от того, что будем заниматься селекцией, семеноводством и производить порядка 30 тыс. тонн семян в год. Однако не исключаем, что будем наращивать мощности и выходить на более высокие показатели. Это зависит от делового и экономического климата, потребностей рынка внутри РФ и за ее пределами».
Новый промышленный комплекс будет ориентирован на селекцию, семеноводство и производство семян (соя, горох, пшеница, рожь). Вся цепочка технологического процесса — от приемки семенного материала до складирования и хранения — будет реализована на территории завода.
«Также ГК «Агротек» и партнеры продолжат заниматься семенами сои, их селекцией, используя техническую базу нового завода, — сообщил директор ГК. — Плюс ко всему рядом будет построен складской комплекс, который станет работать как центральный узел. Отсюда будут поставляться не только семенные материалы, но и различные удобрения и средства защиты растений. Клиенты смогут получить необходимую продукцию, что облегчит задачи, связанные с логистикой и поиском надежных поставщиков.
Главное, что нужно понимать и учитывать, — баланс расходов сельхозпроизводства и итоговой цены на товарную продукцию. Многих аграриев беспокоит, что стоимость ресурсов выросла, а цены на пшеницу, кукурузу, подсолнечник и т.д. не растут в том же темпе. Так что самый большой вопрос, какова будет рентабельность у нашего товаропроизводителя, позволит ли размер прибыли и дальше инвестировать в обновление парка техники, семян и расширение сельхозпроизводства. Ведь не только от государства и бизнеса, но и от аграрных хозяйств зависит, сможем ли мы сами обеспечивать себя нужными ресурсами».
Закрытый грунт: острый момент. «В сложившихся условиях санкционного давления и удорожания семян из-за возникших трудностей с логистикой поставок ключевым вопросом становится возврат семеноводства на территорию России, — говорит Наталья Рогова, генеральный директор Ассоциации «Теплицы России». — В настоящее время лишь около 10% общей потребности в семенах овощных культур обеспечиваются семенами, произведенными в России. Даже российские селекционные компании предпочитают производить семена своих сортов и гибридов в Китае, Индии, Италии, США, Австралии и других странах. Что не только не соответствует, но абсолютно противоречит концепции продовольственной безопасности!»
Сейчас наши тепличные овощеводы не стоят в очереди за отечественными гибридами, и не потому, что они хуже импортных. «Тепличные комплексы, cозданные на основе импортных технологий, изначально были предназначены для выращивания иностранных гибридов, — поясняет Наталья Рогова. — Чтобы отечественные гибриды выращивались в современных тепличных комбинатах, необходимо простимулировать увеличение спроса на гибридные семена, произведенные в стране, в том числе и отечественной селекции, путем субсидирования 50% их стоимости, тогда производители овощной продукции будут экономически заинтересованы в их покупке. Тем самым овощеводы направят свои средства (эквивалентные объему субсидирования) в отечественные селекционные компании, профинансировав их развитие. И одновременно сами получат поддержку от государства, снизив свои расходы на покупку семян и, соответственно, себестоимость производимой продукции».
По мнению г-жи Роговой, необходимо также привлечь экспертов из ведущих тепличных комбинатов и селекционных компаний для формирования Госсорткомиссией перечня современных конкурентоспособных гибридов овощных культур, которые перспективны для промышленного производства и при покупке cемян которых овощеводы смогут претендовать на 50-процентное субсидирование.
«Сегодня потребность российских промышленных тепличных комбинатов (гибридных семян томата и огурца) составляет около 5 тонн. Необходимо большую часть этих потребностей обеспечивать за счет собственного производства, — поясняет Наталья Рогова. — На данном этапе необходимо создать такие условия, при которых и селекционеру будет выгодно производить семена овощных культур в России. Такие меры позволят перенести существенную часть семеноводства из-за рубежа в Россию, быстро перепрофилировать часть имеющихся площадей защищенного грунта с производства овощей на производство семян. В первую очередь это актуально для тепличных комбинатов старого образца, которые находятся на грани рентабельности, а это поддержит их и продлит активное использование имеющихся основных средств, создаст дополнительные рабочие места, сохранит значительные средства в экономическом обороте страны.
Необходимо обеспечить российским селекционерам условия для создания в краткосрочной перспективе конкурентоспособных гибридов огурца и томата для выращивания в защищенном грунте с применением технологии светокультуры, обеспечить импортозамещение и необходимый уровень продовольственной безопасности в этом сегменте сельского хозяйства. Переориентировать и оставить внутри страны значительные финансовые средства, которые сейчас тратят наши тепличники на закупку импортных семян, финансируя тем самым селекционные программы иностранных компаний».
Между тем у хозяйств пока особых сложностей с доступностью посевного материала не возникает. Но кто может спрогнозировать, достаточно ли устойчива текущая ситуация?
«С семенами проблем у нас нет, ибо европейские (в нашем случае — из Голландии) семена по-прежнему поставляются, и в этом плане мы не страдаем, — говорит Венера Дураева, главный агроном агрокомбината «Южный» (Карачаево-Черкесская Республика). — Кроме того, уже на протяжении 5-6 лет мы используем семена российской селекции, в этом году, например, под отечественные семена выделено 24 га.
В России очень мало предприятий, которые занимаются селекцией. В части закрытого грунта мне, например, известно только одно — это компания «Гавриш», семена которой мы приобретаем наряду с зарубежными. Но далеко не все их семена мы можем успешно применять в нашей зоне. Например, огурцы их селекции нам не подходят. Поэтому мне кажется, что необходимо развивать отечественную селекцию и семеноводство, особенно в секторе закрытого грунта, чтобы зависимость российских предприятий от импорта снизилась и была возможность выращивать отечественные гибриды с приемлемой урожайностью».
Очевидно, что продовольственная безопасность — важнейшее условие развития страны, а сегодня, возможно, и просто ее выживания. В связи с чем хочется верить, что отечественная селекция и семеноводческая отрасль получат еще больше внимания со стороны регулятора, потому что риски дефицита семян зарубежного производства, несмотря на то, что они пока еще доступны, становятся все более реальными, и это не может не тревожить.