Семечко на вес золота

Семечко на вес золота

Россия снижает экспорт маслосемян и наращивает вывоз переработанной продукции

В нынешнем году в России ожидается урожай масличных культур на уровне 28,4-28,5 млн тонн (без учета Крыма и новых территорий). Это ниже, чем в прошлом году и ниже прогнозных показателей на начало года. Производство подсолнечного масла ожидается на уровне 7-7,1 млн тонн. Однако, для аграриев снижение урожая может компенсироваться ростом экспортных поставок, среди которых преобладает продукция переработки. В нынешнем сезоне ожидается, что за рубеж вывезут порядка 5 млн тонн масла. 

В уходящем году каких-либо кардинальных изменений на отечественном рынке масличных не происходило. Из-за погодных условий несколько снизился их урожай. По прогнозу генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрия Рылько, он ожидается на уровне 28,5 млн тонн (из них подсолнечника — 15,45 млн тонн против 17,3 млн тонн в 2023 году, сои — 6,8 млн тонн, рапса — 5,15-5,2 млн тонн). Почти такую же прогнозную цифру (без учета Крыма и новых территорий) выводит Минсельхоз США — 28,4 млн тонн (еще в июле там предсказывали 27,4 млн тонн).

Исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев заметил: «Мы полагаем, что урожай подсолнечника в России в этом году может составить не менее 15,5 млн тонн без учета новых территорий, на юге страны есть существенное падение урожайности из-за засухи. По сое ожидаем рекордные 7,3 млн тонн, а по рапсу и льну прибавку к прошлому сезону около 200 тыс. тонн по каждой масличной. На окончательные объемы валового сбора будут влиять погодные условия до и во время уборочной».

«В текущем году урожай подсолнечника может составить не менее 15,8 млн тонн без учета новых территорий и 1,4 млн — в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях. С учетом новых территорий урожай подсолнечника может составить 17,2 млн тонн», — высказал мнение управляющий партнер селекционно-семеноводческой компании RUSEED Марк Гехт.

По данным Росстата, в 2023 году в России было собрано 29,86 млн тонн масличных культур против 29,1 млн тонн в 2022 году. При этом подсолнечника собрали порядка 17,25 млн тонн (16,4 млн тонн — в 2022 году), сои — до 6,8 млн тонн (6 млн тонн), рапса — 4,2 млн тонн (4,5 млн тонн).

Показательным стало расширение возможностей экспорта. Причем, с упором на продукцию переработки. С начала года до начала октября, по данным аналитиков агентства OleoScope, экспорт масличных культур (маслосемян, соевых бобов, семян рапса и льна) снизился в общей массе сразу на 36% и составил 2,02 млн тонн. Почти весь этот объем пришелся на Китай, Бельгию и Беларусь.

В то же время экспорт подсолнечного масла вырос на 23% и составил 4,02 млн тонн, которые в большей степени были распределены между Индией, Турцией и Китаем. Рост отмечен и в сегменте соевого масла, основным потребителем которого стал Алжир. Мировая доля российского экспорта рапсового масла за последнее десятилетие заметно выросла. С 2014 года доля России в мировом производстве рапсового масла увеличилась с 1,66% до 3,92%, а доля экспорта увеличилась с 8,5% до 17,55%.

В заокеанском минсельхозе оценили экспортный потенциал подсолнечного масла из России в 3,95 млн тонн, подсолнечного шрота — 2,15 млн тонн, рапсового масла — 1,5 млн тонн, рапсового шрота — 1 млн тонн.

Наращивание доли продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью внушает оптимизм и повышает доходы отрасли.

Впрочем, пока сложно говорить о масштабном экспорте. Аграрии традиционно придерживают сырье, ожидая хорошей цены, что ставит переработчиков на грань дефицита ресурсов.

Отечественные маслобойни работают «с колес», не имея даже минимального запаса сырья. И это также сдерживает вывоз в условиях необходимости первоначального удовлетворения потребностей внутреннего рынка.

«При этом реального дефицита нет, — считает аналитик OleoScope Лилия Варыгина. — Россия производит сырья гораздо больше, чем необходимо для внутреннего потребления, а прогнозные значения урожая сохраняются на достаточно высоких уровнях, которые не только позволят обеспечить потребности внутри страны, но и поставлять продукцию на экспорт».   

«На экспорт подсолнечника действует заградительная пошлина за исключением стран ЕАЭС, поэтому объемы вывоза его сохранятся на минимальном уровне, — считает Михаил Мальцев. — А экспорт подсолнечного масла из России, по нашим прогнозам, в наступившем сезоне-2024/2025 составит около 5 млн тонн». С этой цифрой согласны и аналитики OleoScope.

С другой стороны, экспортная пошлина на подсолнечное масло с июня текущего года нулевая. Ее размер вычисляют по формуле: 70% от разницы между базовой ценой (82,5 тыс. рублей за тонну) и индикативной ценой (среднее арифметическое рыночных цен за месяц). Нулевая пошлина позволяет экспортерам сохранить более высокие маржи и стимулирует экспортные поставки, что, в свою очередь, может положительно сказаться на внутреннем рынке и ценах для потребителей.

В августе 2024 года было принято решение продлить действующие пошлины на экспорт подсолнечного масла и шрота на два года, до 1 сентября 2026 года. Это решение направлено на стабилизацию рынка и поддержку отечественных производителей, что может способствовать росту сельскохозяйственного сектора в России.

«Сидеть на семечке» аграрии предпочитают не случайно. На рынке уже отмечен заметный рост цен, которые к октябрю, по общему мнению, уже достигли своего потолка.

По данным экспертов RUSEED, цена на семечку в сентябре была чуть более 30 тыс. рублей за тонну (без НДС), что на 4% выше, чем в августе 2024 года. Средняя цена, по которой переработчики готовы были закупать сырье, с мая по сентябрь 2024-го выросла на 1200 рублей и достигла 36,1 тыс. рублей за тонну, а цена продажи выросла на 1100 рублей — до 37,5 тыс. рублей за тонну, подсчитал независимый эксперт Руслан Пичугин.

«Цены на подсолнечник очень неплохие и за последние недели, даже дни они очень серьезно «поддернулись». Цены на рапс с самого начала были очень высокие, потому что соседняя Европа сильно сбоила. Хотя нас туда не пускают, но она все равно греет наш рынок рапса. И цены на сою вполне для нашего рынка достойные», — заметил Дмитрий Рылько.

Стимулирование экспорта должно позитивно сказаться на деятельности переработчиков, которым останется только найти общий язык с аграриями в вопросе поставки сырья и приемлемых цен на него.