Семечка не для всех

Семечка не для всех

Крупнейшие южнороссийские маслобойни ждет дефицит сырья
Урожай масличных в России в новом сельхозгоду, по прогнозам аналитиков, составит рекордные 13,8-14 млн тонн (в 2015 году — 12,98 млн тонн). Совокупные перерабатывающие мощности основных отечественных маслобоен превысят урожай почти на 70% (20,8 млн тонн). Это приведет к росту цен на сырье и обострению на розничном рынке растительных масел, стоимость которых также возрастет. Основная схватка за сырье ожидается на Юге России, где расположены основные отечественные маслобойни и посевы (31,9% от всей российской доли).

Ценовая конъюнктура
В последние годы в мире отчетливо наблюдается тренд на резкий рост спроса на масличные как сырье для биотоплива, а также на высокоолеиновое и высокопротеиновое масло как экологические продукты и корма для животноводства. Главным потребителем их является Евросоюз, закупающий сырое масло в России и на Украине, в странах Ближнего Востока и АТР.
Запуск в стране ряда амбициозных животноводческих проектов потребовал увеличения производства кормового соевого шрота. Особенно это касается Китая, где правительство из-за дефицита территорий под растениеводство постепенно переориентируется на продукцию животноводства, чтобы кормить растущее население.
Это привело к тому, что в стране вообще и в основных маслопроизводящих регионах Юга России вновь, как и в 90-х годах, начался рост посевных площадей под масличные. За последние 15 лет в РФ они удвоились, достигнув в 2015 году рекордного показателя в 11,5 млн га. В это число входят не только посевы подсолнечника, но и крайне востребованных в Европе рапса, сои и менее традиционных рыжика, сафлора и льна. Соответственно, в последние годы на Юге России фиксируется рост производства маслосемян. По данным ведущего эксперта Института конъюнктуры аграрного рынка Даниила Хотько, в текущем году урожай трех основных масличных агрокультур (подсолнечник, соя и рапс) вырастет с 12,98 (в прошлом году) до 13,88 млн тонн. На долю первой из них придется 9,9 млн тонн (9,8 в самом «жирном» 2013 году). «Это объясняется не только традиционно высоким интересом сельхозпроизводителей к агрокультуре, так как масличные априори более рентабельны, чем зерновые, но и недосевом ярового ячменя из-за технологических, погодных и коммерческих факторов. Не занятые им поля отвели под подсолнечник», — считает генеральный директор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко. Казалось бы, фактор обнадеживающий. Однако в то же время совокупные мощности маслоперерабатывающих предприятий России уже сегодня составляют 20,8 млн тонн. К тому же на подходе запуск еще двух мощных маслобоен, которые увеличат производственные мощности почти на 1 млн тонн. Отраслевые эксперты подчеркивают, что с 2008 года мощности по переработке масличных в России выросли более чем вдвое, а производство сырья — всего в 1,6 раза. Этот диссонанс побуждает аграриев уже не первый год поддерживать на рынке высокие цены, которые позволяют им получать серьезную маржу, а переработчикам — едва сводить концы с концами.
Таким образом, даже стопроцентная переработка маслосемян «на месте» сможет загрузить отечественные маслобойни всего лишь на 70%. Из этого количества все же необходимо вычесть часть экспорта маслосемян, который еще сохраняется в стране. Хотя за последние годы трейдеры переключили внимание почти полностью на российский рынок. По данным отраслевого эксперта, доцента ЮФУ Арины Барсуковой, с 2000-го по 2013 год экспорт маслосемян сократился с 1,114 млн тонн (28,5%) до 93,3 тыс. тонн (0,9% от всего российского урожая масличных). За тот же период валовой сбор практически утроился — с 3,918 до 10,553 млн тонн. Часть сырья может поставить соседняя Украина, но за последние годы импорт маслосемян и масла-сырца неуклонно падал, уменьшившись с 2000 года со 150 до 18 тыс. тонн.
То есть маслобойни Юга России в этом сезоне могут рассчитывать исключительно на усилия собственных аграриев и на переходящие запасы прошлого урожая.
По данным агроресурса Agro2b, на конец июля 2016-го запасы подсолнечника в 2,1 раза превышали уровень прошлого года. Наибольший объем подсолнечника хранится в сельхозпредприятиях ЦФО и ЮФО. В ЮФО запасы масличных на элеваторах и токах составляли 97,053 тыс. тонн (77,037 тыс. в июле 2015 года). Цены на масличные на Юге в конце августа колебались на уровне закупки в хозяйствах по ценам 21-23 тыс. рублей за тонну.
Эксперты масличного рынка предсказывают, что цены на маслосемена уже в ближайшее время непременно полезут вверх, спровоцировав ценовую войну между переработчиками. Большинство переработчиков региона озвучивают цены спроса на масличные нового урожая в пределах 27-29 тыс. рублей за тонну на базисе СРТ.
«В стране существует дефицит сырья, самый напряженный баланс в новом сезоне сохранится в сегментах подсолнечника и сои», — утверждает начальник Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Дарья Снитко.
Семечка не для всех
Маслобойни на низком старте
Совокупные мощности компаний из ТОП-10 отечественных производителей, имеющих перерабатывающие активы на Юге России, составляют 6,75 млн тонн маслосемян в год (без учета 650 тыс. тонн Новоаннинского МЭЗ в Волгоградской области, запуск которого откладывается уже второй год). Отечественным лидером с большим отрывом здесь является ГК «Юг Руси», совокупные мощности девяти маслобоен которой в различных регионах страны — от Белгородской области до Дальнего Востока — составляют 2,7 млн тонн в год. При этом у компании собственные агрохозяйства в ЮФО, которые во многом обеспечивают холдинг сырьем для МЭЗов.
Далее идет группа «Эфко» (1,9 млн тонн в год), имеющая маслобойню в Тамани (Краснодарский край). По данным генерального директора компании Евгения Лященко, она представляет собой экспортно ориентированный портовый производственный комплекс по переработке семян подсолнечника и рапса мощностью 214,5 тыс. тонн в год. Кроме того, в регионе в оперативном управлении у компании находится мас-лоэкстракционный комплекс мощностью переработки 400 тыс. тонн в год. Еще одним крупным игроком в регионе является холдинг «Солнечные продукты» (входит в группу «Букет»), перерабатывающий 1,4 млн тонн в год и владеющий Армавирским МЖК в Краснодарском крае. На седьмом месте в России и на ведущих позициях на Юге выступает другой холдинг «Астон», своими двумя донскими маслобойнями (в Морозовске и Миллерово) перерабатывающий 750 тыс. тонн в год.
Группа «НМЖК» двумя МЭЗами в волгоградском Урюпинске и оренбургском Сорочинске перерабатывает около 600 тыс. тонн в год.
Часть сырья, производимого в ЮФО и СКФО, идет на переработку на предприятия «Бунге СНГ» в Поволжье и американской Cargill в Тульской области. Последняя выступает инвестором строительства Новоаннинского МЭЗа в Волгоградской области, который должен перерабатывать до 640 тыс. тонн маслосемян ежегодно (будет выпускать 280 тыс. тонн подсолнечного масла и 260 тыс. тонн шрота). Запуск маслобойни сможет довести российскую долю Cargill в сегменте рафинированного фасованного масла до 5%. Руководитель зернового и масличного бизнеса Cargill в России Ахмет Эртурк рассказал «Вестнику АПК», что как раз это предприятие холдинга намерено расширить присутствие и в наиболее востребованном рынком сегменте высокоолеинового масла. Однако его запуск уже несколько раз переносился из-за претензий инспекции облстройнадзора, который причислил завод к объекту 2-го класса взрывоопасности и категории В по пожароопасности с выполнением соответствующих требований по защите сооружений от возможных ЧС. Устранение недостатков и запуск завода еще сильнее «надавит» на рынок, заставив аграриев пересмотреть ценовую политику в сторону увеличения стоимости маслосемян.
Семечка не для всех
Соевый соус
С другой стороны, на фоне дефицита сырья в ЮФО сокращаются посевы другой масличной культуры — сои. В прошлом году ею было засеяно 200 тыс. га площадей, в 2016 году — 181 тыс. га (снижение на 6%). Интересно, что в целом по России в текущем году урожайность сои вырастет до рекордных 2,7 млн тонн (2,6 млн в 2015 году).
Объемы посевов этой культуры перераспределились в пользу восточных регионов страны, которые почти полностью работают на экспорт в Китай, потребляющий до 475 тыс. тонн. «На экспорт уходит в основном дальневосточная соя, и преимущественно в Китай, — говорит генеральный директор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко. — Поставкам способствуют обнуление таможенной пошлины в 2015 году, высокий спрос со стороны соседнего государства, удобная логистика и пока отсутствие крупных переработчиков сои в ДФО».
Впрочем, в ближайшее время поток соевых бобов в Поднебесную должен сократиться из-за запуска в эксплуатацию маслобоен в Амурской области и Приморском крае. Одну из них строит на территории опережающего развития (ТОР)«Михайловский» в Дальневосточном федеральном округе донской агросоюз «Юг Руси». Мощность одной из крупнейших маслобоен в России по переработке сои — 3 тыс. тонн в сутки (1 млн тонн в год). Ожидается, что финансирование проекта (12 млрд рублей) возьмут на себя Внешэкономбанк и китайские инвесторы из корпорации САМС. «Перспективы проекта «Юга Руси» нам не понятны, — заметил «Вестнику» генеральный директор ИКАР Дмитрий Рылько. — Чтобы загрузить заявленные мощности, необходимо будет налаживать большие объемы сырья из Бразилии, ибо вырастить в регионе столько сои просто не получится. Другой вопрос: куда девать полученные 800 тыс. тонн соевого шрота? Допустим, такие объемы соевого масла без проблем проглотит китайский рынок. Но шрот Китай производит сам из тех же бразильских бобов и категорически отказывается импортировать. На внутреннем же рынке разместить такие объемы попросту невозможно: ближайшие крупные потребители находятся на Алтае, но с нынешним железнодорожным тарифом везти его просто нерентабельно». Исполнительный директор аналитической компании «СовЭкон» Андрей Сизов согласен с тем, что Китай, потребляющий 70 млн тонн бразильских соевых бобов в год и не сертифицировавший импорт шрота, не готов потреблять продукцию будущего МЭЗа. В то же время он считает реальным реализацию шрота в европейской части России. Однако здесь «Югу Руси» придется столкнуться с серьезной конкуренцией. Основными потребителями соевого масла отечественного производства являются маргариновые заводы, масло-жировые комбинаты и другие предприятия пищевой отрасли, использующие его в качестве сырья для производства маргарина, майонеза, пищевых жиров и других продуктов. Впрочем, учитывая, что в проекте «Юга Руси» участвуют китайские инвесторы, можно предположить, что в Поднебесной знают, что делать с будущей продукцией агрохолдинга. К тому же как раз у КНР наибольший опыт функционирования ТОРов (более 400, обеспечивающих 20% ВВП Китая и привлекающих 46% иностранных инвестиций). «Я не ставлю под сомнение расчеты и компетенцию менеджмента «Юга Руси», — заявил «Вестнику АПК» исполнительный директор Масложирового союза РФ Юрий Морозов. — Уверен, что они просчитали и логистику, и поставки сырья. Тем более что для обеспечения маслобойни сырьем можно использовать посевы не только в Приморском крае, но и в Хабаровском, а также в Амурской области». В любом случае стоимость сырья будет расти не только на западе, но и на востоке страны.
По словам Дарьи Снитно из ЦЭП, летом 2014-го поставщики подсолнечника резко повысили цены, что снизило маржу производителей масла. По оценке ЦЭП, в сезоне-2016/2017 соотношение рентабельности выращивания и переработки вернется к докризисным уровням. «При этом мы ожидаем начала роста мировых биржевых цен на аграрные товары уже в конце года, поэтому не исключено, что доходность переработчиков и экспортеров масла к тому времени увеличится, — считает Снитко. — В любом случае рентабельность продаж в отрасли по-прежнему двузначная, что выше, чем во многих других отраслях».