Сельхозмашины нашли свою дорогу

Сельхозмашины нашли свою дорогу

В связи с санкциями катастрофы с сельхозтехникой не случилось, но ее  доступность  для аграриев снизилась, в том числе из-за удорожания

Ряд экспертов опасались, что санкции, введенные против Российской Федерации, могут иметь катастрофические последствия — не секрет ведь, что в производстве многих отечественных сельскохозяйственных машин применялись комплектующие в том числе и зарубежного производства. Без сложностей не обошлось, но ведущие производители смогли восстановить производство в прежних объемах. 

Действительно, сложности не заставили себя ждать: логистика сильно усложнилась, некоторые западные производители техники прекратили ее поставлять, а многим комплектующим, которые применялись в сельхозмашинах отечественного производства, пришлось срочно искать замену. Но к настоящему моменту очевидно: сельхозтехника всех основных категорий хотя и подорожала, но она доступна, ее без проблем можно купить. А значит, продовольственная безопасность не находится в угрожаемом состоянии.

Вопросы, связанные с агротехникой, регулярно обсуждаются в правительстве. По сообщениям портала Государственной думы, в декабре 2022 года, в ходе правительственного часа, министр сельского хозяйства РФ Дмитрий Патрушев заявил, что ситуация с сельскохозяйственной техникой в России стабильна. «В начале года, когда отдельные мировые производители прекратили исполнять взятые на себя обязательства, Правительством РФ были приняты меры, которые позволили без сбоев пройти посевную кампанию. В частности, на ряд позиций обнулены таможенные пошлины», — сообщил Дмитрий Патрушев. По его словам, острота вопроса финансирования поставок техники снижается путем дополнительного финансирования Росагролизинга. «До конца года Росагролизинг получит еще 10 млрд, что позволит без перерыва продолжать поставки», — отметил министр.

Результат этой работы — относительная стабильность на рынке. «Благодаря принятым на всех уровнях мерам ситуация с сельхозтехникой у нас достаточно стабильная. Мы не получаем сигналов от регионов и бизнеса о каких‑либо неразрешимых трудностях», — заявил глава Минсельхоза РФ.

Дополнительное финансирование необходимо объективно, так как сокращение предложения на рынке и сложности с логистикой, в том числе повлиявшие и на себестоимость продукции для отечественных производителей, сказались на рыночных ценах. В интервью «Коммерсанту» глава Минсельхоза РФ, в частности, отмечал: «Почти все иностранные компании сократили участие на российском рынке, а наших объемов пока недостаточно. Есть сложности с поставками комплектующих, запчастей. Кроме того, серьезно выросла стоимость отечественной техники, и не всегда эти цены сегодня приемлемы для аграриев. Необходимо применять комплексные меры, связанные как с развитием внутреннего производства, так и с частичной доступностью импорта. Запчасти должны ввозиться, потому что у аграриев в наличии много иностранной техники. Думаю, что этот сложный период мы сможем пройти, не потеряв в энергообеспеченности».

Сельхозмашины нашли свою дорогу

Восстановить объемы. Многих, наверное, больше всего волновало, как с непростой ситуацией справится «Ростсельмаш» — крупнейшее и важнейшее для сектора АПК предприятие, продукция которого для наших аграриев стала теперь практически незаменимой. Впрочем, самые пессимистичные прогнозы не оправдались: директор Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга РФ Мария Елкина еще 19 сентября 2022 года на форуме Innofood сообщила, что «Ростсельмаш» сумел восстановить производство зерноуборочных комбайнов до показателя порядка 20 машин в сутки. Значит, заместить выбывшие компоненты оказалось пусть и непростой, но вовсе не невозможной задачей.

И уже в январе текущего года стало известно о том, что предприятие не только восстановило объемы производства, но и планирует в 2023 году увеличить их на 20%. «В 2023 году мы надеемся нарастить производство процентов на 20. За последние полгода мы выпустили примерно такое же количество машин, как и во втором полугодии 2021 года, — по 350 тракторов, до 500 комбайнов в месяц. Мы восстановили объемы производства в новых реалиях после перебоев с поставками комплектующих, с которыми столкнулись на фоне санкций, и испытывали трудности с поставками. В целом во втором полугодии мы сравнялись с уровнем производства 2021 года», — приводит слова Константина Бабкина, совладельца предприятия, ТАСС.

Интересно, что «Ростсельмаш» в сложных условиях занимается не только производственными вопросами, но и уделяет немалое внимание «интеллекту» выпускаемой техники. Состав платформы «Агротроник» существенно расширился. Умная техника, позволяющая точно управлять машинами, собирать данные об урожайности разных частей поля, удаленно мониторить множество параметров, становится более востребована. «Действительно, за последний год в нашем портфеле появились такие системы, как «РСМ Агротроник Пилот 1.0 электроруль», планируем вывести опытно-промышленную партию «РСМ Оптимакс», «РСМ Роутер Плюс» и т. д., — говорит Андрей Рябов, директор департамента маркетинга компании «Ростсельмаш». — Рост интереса к умным решениям в АПК обусловлен повышением цен на минеральные удобрения и энергоресурсы, что ведет к стратегии экономного расхода средств производства.

Мы предлагаем эти системы как опционально, так и пакетом в зависимости от потребностей каждого клиента. Рассмотрим наиболее востребованные системы автоуправления. «РСМ Агротроник Пилот 1.0» управляет движением комбайна, трактора, опрыскивателя или других агромашин в поле, его разворотами, опусканием адаптера в начале гона и поднятием в конце. С помощью базовой станции RТК обеспечивается высокая точность позиционирования (до 2,5 см)». Благодаря такой точности значительно снижается количество пропусков и перекрытий, экономится ГСМ, а работа в условиях плохой видимости и в темное время суток становится эффективнее. В целом комбайны при поддержке «Пилота 1.0» работают производительней до 30%, тракторы — до 60%. Сигнал коррекции непрерывно передается посредством радиоканалов. По словам Андрея Рябова, это решение позволяет машине двигаться с максимальной точностью даже в рассредоточенных полях на холмистой местности. Одна базовая станция может передавать поправки на целую группу комбайнов. Ее радиус покрытия составляет 5-7 км.

«РСМ Агротроник Пилот 2.0» — это первая в мире гибридная система, которая работает на основе ГНСС и RTK, а также машинного зрения. Совмещение этих технологий делает работу на агромашинах не только точной, но и безопасной: RTK-поправки отвечают за точность вождения (до 2,5 см), а машинное зрение способно вовремя распознать препятствие и остановить комбайн перед ним,  будь то человек или стог сена, — пояснил директор департамента, — Функционал системы разгружает механизатора, позволяя ему сосредоточить внимание на уборке.

С этого года на тракторы 2000-й серии есть возможность установки системы «РСМ Агротроник Пилот 1.0 электроруль». Как видно из названия, новая система принимает на себя рулевое управление техникой, а также осуществляет автоматические развороты. Устойчивая работа с высокоточными поправками обеспечивается на расстоянии до 5-7 км от базовой станции RTK. Не менее востребована и система «РСМ Картирование урожайности». С помощью специальных датчиков, установленных на комбайнах, а также используя дисплей и приемники ГНСС, в процессе уборки урожая можно получить пространственно-ориентированные карты урожайности и влажности. Данные постоянно передаются на платформу «РСМ Агротроник», автоматически анализируются и предоставляются в виде карт, которые можно загрузить через веб-страницу на планшет или смартфон. Их можно использовать для создания карт дифференцированного внесения удобрений. Фактически это позволяет удобрять почву там, где это действительно необходимо, рационально использовать имеющиеся ресурсы. В портфеле компании имеются и другие электронные системы, которые делают агробизнес эффективнее и рентабельнее».

Сельхозмашины нашли свою дорогу

КАМАЗу удалось импортозаместиться. Камский автомобильный завод (ПАО «КАМАЗ», Набережные Челны) также имеет прямое отношение к агропромышленному комплексу: логистика всего и вся, от удобрений до урожая, — прямая задача отечественного производителя. Остаться без собственного производства грузовых автомобилей было бы очень плохим вариантом развития событий. Худший сценарий не реализовался, и грузовики Камского автозавода продолжают поступать на рынок.

Устойчивость производства отмечал, выступая на ПМЭФ, и Владимир Путин. Президент говорил: «После ухода с российского рынка недобросовестных партнеров КАМАЗа, их ниши теперь занимают отечественные компании. Причем речь идет о поставках комплектующих не только для традиционных моделей завода, но и для перспективных серий, магистральных транспортных и тяжелых автомобилей».

Конечно, колебания в объемах производства случаются. Так, в ноябре текущего года предприятие выпустило на 8,3% грузовиков меньше. Однако в целом за 11 месяцев объем производства даже вырос, пусть на 0,5%, но все же. При этом оказалось, что снижение показателей связано с более высокой загрузкой конвейера полноприводными моделями, которые более трудозатратны в изготовлении.

Доля современных машин поколения К4 и К5 в общих объемах производства невысока — это менее 300 машин в месяц при общих показателях производства чуть менее 4000 машин в месяц. Однако это направление будет развиваться. Рустам Минниханов, глава Татарстана, обращаясь к парламенту республики, сказал: «В первом квартале будущего года автогигант запустит производство полного модельного ряда грузовиков нового поколения К5 с полным завершением программы импортозамещения, с улучшением потребительских качеств».

Политика импортозамещения дает результаты, но ее необходимо развивать. Потому что в противном случае рынок снова будет завоеван импортом, на сей раз восточным. Так, АВТОСТАТ сообщал, что по итогам ноября 2022 года китайские производители сумели стать на российском рынке самыми продаваемыми, с показателем 43,7% от общего объема.


Тракторный вопрос. Не менее важны для АПК, конечно, и трактора. И хотя в этом сегменте зависимость от импортных комплектующих не была такой уж сильной, проблем в связи с логистическими сложностями предприятиям хватило.

«Из-за серьезного инфляционного скачка себестоимость наших машин выросла процентов на 30, — говорил Сергей Серебряков, директор АО «Петербургский тракторный завод» (ПТЗ, производитель знаменитых «Кировцев») в интервью «РБК Петербург». — Основных проблем две. Первая — рост стоимости сырья, металла, химии. Наши металлурги и химики ведут себя ровно так же, как они вели себя все это время — безобразно, безответственно, с моей точки зрения. Они повысили цены, в зависимости от марки, сорта металла, только за период с начала года на 20-70%. Вторая проблема — очень серьезно выросла стоимость логистики. Тариф на доставку контейнеров автотранспортом по территории России вырос минимум процентов на 50, а в некоторых регионах — в два раза. Это связано с тем, что железнодорожный транспорт стал дефицитным, все побежали к автоперевозчикам, и те просто поднимают цены».

Тем не менее сам факт того, что альтернатив комплектующим, которые из конструкции тракторов, внушает оптимизм. В том же интервью Сергей Серебряков говорил: «Вначале отмечу, что зависимость минимальна. Основная линейка тракторов всегда предлагалась в двух исполнениях: с российскими двигателями и с немецкими. На долю немецких двигателей в среднем приходилось около 10-15% тракторов. Конечно, поставки немецких двигателей в Россию прекратились, и мы стали больше производить трактора с отечественными. Другие важные импортозависимые узлы связаны с гидравликой — гидрораспределителями, гидронасосами, насосами-дозаторами и т.д. Но этот вопрос мы достаточно быстро решили — и в России, и в азиатских странах есть альтернативы европейским поставщикам».


Вместо эпикриза. Очевидно, что без техники на полях страна не останется, причем речь идет о технике вполне современной, «умной» и с высоким уровнем тяговооруженности. «Выбывшим» комплектующим можно найти замену. Но остается активным другой, не менее важный фактор — заметное удорожание всего и вся. Остается надеяться, что государству удастся найти эффективные решения для того, чтобы обеспечить доступность новой техники широким кругам фермеров — техническая вооруженность агропрома долгое время была одной из основных целей развития сектора, и упустить из рук результаты этой борьбы было бы очень обидно.