Сделано в Бразилии

Сделано в Бразилии

Латиноамериканские производители готовы занять освободившиеся в санкционной войне ниши
 
Латиноамериканские производители готовы занять освободившиеся в санкционной войне ниши
С начала «войны санкций» одним из ключевых партнеров для нашей страны стала Бразилия: в 2007-2013 годах на нее пришлось почти 30% российского экспорта в Латинскую Америку. Товарооборот, который в 2011 году составлял 1,9 млрд долларов, к 2015-му достиг более 4,5 млрд. Теперь президентами двух стран поставлена задача увеличить эту цифру до 10 млрд долларов и даже превысить ее. О том, как сегодня развиваются экономические отношения и каков потенциал роста, «Вестнику АПК» рассказал Веллингтон Мюллер Бужокас, руководитель отдела агробизнеса посольства Бразилии в Москве. 
Сделано в Бразилии
Сегодня Латинская Америка стала для России одним из главных поставщиков импортной продукции, и Бразилия, безусловно, лидирует в этом вопросе. По вашему мнению, готова ли ваша страна заполнить освободившиеся в РФ ниши? 

  Бразилия является одним из основных производителей и экспортеров сельскохозяйственной продукции в мире. Переговоры между ветеринарными органами Бразилии и России достигли высокого уровня, поэтому расширение торговой линейки сельскохозяйственных товаров представляется естественным, вне зависимости от экономических отношений между РФ, Европой и США. Справедливо отметить, что российское эмбарго в отношении американских и европейских товаров привело к ускоренному процессу сертификации предприятий, выпускающих продукцию животного происхождения, прежде всего свинину и молоко, но этому, несомненно, поспособствовало и то, что бразильские производители уже выполняли требования Таможенного союза и имели разрешение на экспорт.
 
Помимо поддержки развития собственной мясной промышленности, Бразилия удвоила усилия по поставкам своей продукции на российский рынок. За последние годы увеличилось количество ветеринарных инспекций и официальных визитов, бразильские стенды на продовольственных выставках стали более крупными и разнообразными. В результате наша страна начала экспортировать фрукты, в частности яблоки и молочную продукцию. В среднесрочной перспективе Бразильская ассоциация молочной продукции (VivaLácteos) надеется экспортировать в Россию до 20 тыс. тонн сухого молока в год.

Увеличение объемов поставок в Россию предполагает специальные меры стимулирования бразильских сельхозпроизводителей?

На сегодня у нас нет необходимости создавать политику стимулирования производства непосредственно для российского рынка. Бразилия фиксирует постоянный рост производительности АПК, что является результатом инвестиций в его модернизацию. Пример молочной продукции в этом отношении показателен. В 2014 году Бразилия экспортировала всего 1% из 37 млрд литров своего молока. Таким образом, важнее стимулирования производства оказывается создание механизмов поддержки экспортеров при распределении их продукции, чтобы расширить рынок для традиционных товаров и увеличить ассортимент экспортируемой продукции. 
По сути, самым важным фактором успеха бразильского АПК является поддержка сельскохозяйственных исследований, осуществляющаяся через университеты и правительственные научные учреждения, например EMBRAPA (Бразильская компания сельскохозяйственных исследований). Это позволило увеличить продуктивность на 3,6% в год в период с 1961-го по 2007 год. Кроме того, Бразилия поддерживает национальных производителей посредством кредитов и страховок, а также инвестиций в инфраструктуру. Согласно сельскохозяйственному плану Бразилии 2015 года, на урожай 2015-2016 гг. было выделено 187 млрд реалов (около 45 млн долларов США) целевых инвестиций, что на 20% больше, чем на урожай 2014-2015 гг.

Какие бразильские товары пользуются наибольшим спросом у россиян? И планируется ли расширять традиционные линейки?

АПК Бразилии довольно диверсифицирован и способен предложить различные товары. Говядина, свинина, мясо птицы, сахар, соя, кофе, табак уже стали традиционными на российском рынке, но и для этой продукции все еще сохраняется потенциал роста. Наша страна также имеет большие возможности для увеличения экспорта молочной продукции и фруктов. Экспортеры еще только налаживают контакт с российскими импортерами, представляя свою продукцию, но в среднесрочной перспективе ожидается, что наши товары займут значительную часть отечественного рынка. 
Большая часть бразильского экспорта в Россию приходится на сою (550 тыс. тонн, или около 10% от общего объема экспорта). Также важным продуктом экспортной линейки является арахис, рост его экспорта в 2015 году составил 25%.
А вот что касается удобрений, то Бразилия является не экспортером, а импортером, поскольку рост сельскохозяйственного производства в стране обусловливает большой спрос на эту продукцию. Россия, будучи одним из крупнейших поставщиков Бразилии, экспортирует природные и искусственные удобрения на сумму более чем 1 млрд долларов США, что соответствует 50% бразильского импорта российских товаров.

Как изменились экономические показатели товарообмена между странами после введения санкций с Европой?

В 2015 году, по данным Министерства развития, промышленности и торговли Бразилии, сальдо торгового баланса составило 4,6 млрд долларов США. Более 90% от этой суммы приходится на продукцию АПК или связано с ней (удобрения, тракторы и т.д.).
Несмотря на продовольственное эмбарго в отношении европейских и американских товаров, общий объем бразильского экспорта сократился. По сравнению с 2014 годом эти данные свидетельствуют о сокращении более чем на 30% товарооборота в долларовом отношении. Данный спад обусловлен девальвацией рубля, что не позволяет увидеть увеличение присутствия Бразилии на российском рынке по сравнению с 2014 годом, а также что сокращение объема экспорта оказалось не таким уж серьезным — около 15%.